Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Музыкально-игровая деятельность старших дошкольников в ДОУ

Статья для музыкальных педагогов детских дошкольных учреждений на тему: "Технологии элементарного музицирования в музыкально-игровой деятельности старших дошкольников"
Описание материала: в статье рассматриваются вопросы о технологиях элементарного музицирования известного педагога, кандидата искусствоведния Т.Э. Тютюнниковой в музыкально-игровой деятельности дошкольников .Материал будет полезен музыкальным педагогам ДОУ, учителям музыки начальных классов общеобразовательной школы.

Цель: формирование представлений о значимости музицирования у дошкольников в различных видах музыкально-игровой деятельности, используя аналоги современных инновационных технологий.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с методикой музицирования известного композитора К. Орфа создавшего систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка;
- формировать у детей дошкольного возраста первоначальные навыки элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью слова, ритма и музыки, используя систему работы инновационных технологий педагога Тютюнниковой Т.Э.
Развивающие:
- развивать внимание, познавательный интерес, желание использовать современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста .
Воспитательные:
- воспитывать желание использовать новый материал в педагогической работе.
Содержание:
1. Что такое элементарное музицирование? История возникновения.
2. «Инновационные технологии элементарного музицирования с дошкольниками в игровой деятельности Т.Э.Тютюнниковой».

1. Элементарное музицирование - это самый первый метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования такая же длинная, как и само начало музыки в человеке. Его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании человек учился находить индивидуальные формы звукового общения и с миром, и с самим собой.

Опираясь на идею синтеза музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза и заимствуя у И.Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике известный педагог, композитор К. Орф создаёт систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка. К. Орф опирается на основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка». Композитор вводит термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.

Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге становится крупнейшим интернациональным центром подготовки преподавателей музыки для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространяется во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.
Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Музыка, которую можно играть сразу, без обучения. Дети играют со звуком как с любой другой игрушкой. Они являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи.

В основе системы лежит идея творческого музицирования, как коллективной синкретической деятельности: пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, потешек, считалок, пальчиковые игры, игры с клавесами, театрализация. Автор собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк».
Преимущества методики Карла Орфа

- для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
- система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
- учитываются индивидуальные особенности ребенка, что позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
- закладывается огромный потенциал для развития детей раннего возраста, их дальнейшей творческой деятельности;

Музицирование становится первой очень важной ступенькой, которая помогает ребенку, открыть для себя мир музыки. А так же способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует навыки самовыражения в музыкальном творчестве. Происходит порядок равновесия в психофизиологии ребенка. Поэтому педагогическая система Карла Орфа широко используется и в музыкальной терапии, которая в настоящее время очень активно развивается.

2. Педагог, кандидат искусствоведния Т.Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством. Она адаптировала свою программу по элементарному музицированию для детских садов (её докторская диссертация была посвящена изучению мирового опыта в области музыкального обучения детей). Методика и программа нацелены не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их творческого мышления и личностных качеств (восприятия, памяти, реакции, внимания, тонкой эмоциональности).

Цель такой работы: формирование у детей дошкольного возраста первоначальных навыков элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью слова, ритма и музыки.

Задачи:
• развивать эмоциональность детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
• воспитывать интерес и любовь к музицированию;
• развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;
• формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Данную технологию можно реализовать в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях.
(В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа)
Этапы обучения игре на ДМИ
1. Прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
2. Разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
3. Освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Методы:
- словесный;
- наглядный;
- игровой:
- практический.


Формы организации:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.



Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.

Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное.
1. Технология учебного музицирования - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.

2. Технология творческого музицирования, разнообразна по формам. Она подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по – своему. Комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.

3. Технология Концертного музицирования предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствование навыков ансамблевого музицирования.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.
Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворением» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным.

Используемые варианты звуковых моделей:
• легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);
• быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);
• трение внешней стороны рук (шуршание камыша);
• несильные удары по груди (далекие раскаты грома);
• шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);
• постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);
• постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.(всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку. Для подобных игр можно создать дидактический стол «Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками, сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:
• Почему все звучит?
• Откуда берется голос?
• Где живет эхо?
• Как сделать звук громче, тише?

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.
Татьяна Эдуардовна отмечает что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием Орф - технологии является деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).

Библиографический список:
1. Орф Карл. Большая Российская энциклопедия 2007-20017 электроннная версия.
2. Потешные уроки. Теория и практика начального музыкального обучения. Т.Э.Тютюнникова. Музыкальная палитра,2011г.
3. Под солнечным парусом. Теория и практика начального обучения.Т.
Э. Тютюнникова. Музыкальная палитра,г.Санкт-Петербург,2008г.
4. Доноткино. Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития.
Т.Э.Тютюнникова. Музыкальная палитра,г. Санкт-Петербург,2011г.
5. “Музыка 6-7 лет” .Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка. Занимательное музицирование детский альбом, методическое пособие и аудиокассета. Тютюнникова Т.Э Изд. АСТ, 1997.
Презентация "Использование инновационных технологий детского музицирования с детьми старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности"

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по музыке в начальной школе Развитие творческих способностей детей через танцевальную деятельность Ритмические упражнения с палочками для детей 4-5 лет Из опыта работы музыкального руководителя детского сада

Похожие статьи:

Тексты песен для детей 5-6 лет в детском саду

Сценарий экологической сказки для детей старшей группы ДОУ | Сценарий музыкально - литературного конкурса для детей подготовительной группы с участием родителем
Опубликовано: 96 дней назад (17 августа 2024)
Просмотров: 398
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!