Из опыта работы музыкального руководителя детского сада
Опыт работы по теме: «Музыкально-валеологическое и духовно-нравственное воспитание в детском саду»
Автор: Шайхелисламова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Кишертский детский сад №4».Содержание
1. Информация об опыте.
2. Актуальность и практическая значимость опыта.
3. Цели, задачи, технология опыта.
4. Результативность опыта.
Представленный опыт работы может быть использован в работе музыкальными руководителями детских садов. Работу по музыкально-валеологическому воспитанию можно начинать с первой младшей группы, а духовно-нравственное в игровой форме – со средней группы. Данная методика может использоваться как на музыкальных занятиях, так и на совместных занятиях и развлечениях с родителями.
Введение
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
В последнее время наметилась тенденция возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активной его пропаганды в средствах массовой информации. О необходимости повышенного внимания к здоровью детей говорится в уставе Всемирной организации здравоохранения, в законе РФ «Об образовании», Санитарных нормах и правилах, утвержденных совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора.
Но понятие «здоровые дети» - это не только физическое здоровье но и духовно – нравственное. Нравственное воспитание – это, своего рода, экология души современного общества.
Информация об опыте
Изучив социальный статус семей, в которых растут дошкольники, педагоги нашего ДОУ сделали вывод: большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы. Поэтому наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.
Моим вкладом в общее дело, как музыкального руководителя, стало внедрение системы музыкально-валеологической работы с дошкольниками, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Дошкольный возраст — это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться общественная направленность личности). Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Но в настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Часто социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям — формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности.
В связи с этим, объединившись с психологом ДОУ, мы пришли к решению исследовать компоненты нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, и выяснили, что в реальных ситуациях присутствует серьезное расхождение в моральных суждениях и поведении детей. Многие дети, зная моральную норму справедливости, в жизни свои знания не применяют.
С целью разрешения этого противоречия мы, взяв за основу программу «Подарки Феи» (Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.), модернизировали ее, решив объединить усилия для рабо¬ты с детьми. На основе вышеназванной программы мной был написан дополнительный региональный компонент к примерной программе по музыкальному воспитанию в ДОУ, «Экология души». Данный компонент представляет собой комплекс развивающих занятий, направленных на формирование и развитие нравственных качеств дошкольников в возрасте 5-7 лет. Занятия разрабатываются совместно с психологом, и включают в себя валеологическое воспитание, сказкотерапию и музыкотерапию. Занятия проводятся один раз в месяц, совместно с родителями, продолжительностью 25-30 минут.
Как результат таких занятий – дети стали раскрепощеннее, добрее и внимательней друг с другом и со взрослыми.
Кроме этого проводились музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, интегрированные музыкально-валеологические занятия, музыкально-оздоровительные досуги, в повседневную деятельность дошкольников активно включались элементы музыкотерапии. Я заметила, что дети стали быстрее запоминать песни и выразительнее их исполнять, улучшилась координация движений, дикция. Воспитанники стали активнее участвовать во всех видах музыкальной деятельности, импровизировать в песенном и танцевальном творчестве, ритмичнее играть на музыкальных инструментах. Диагностика развития музыкальных способностей детей (по О. Радыновой) показала положительную динамику в течение 4-5 лет.
Актуальность и практическая значимость опыта
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.
Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека. С 19 века началось распространение музыкотерапии в Европе.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. А при грамотном применении музыки и сказкотерапии дает не только физический положительный результат, но и духовный. В своей работе использую музыку Рушеля Блаво, направленную на духовные рецепторы. (Рушель Блаво – д.м.н, профессор, практикующий психотерапевт, музыкотерапевт - возглавляет Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт традиционной народной медицины и музыкальной терапии, НИИ Сомнологии, является главным врачом Санкт-Петербургской Клиники ROYALMED(музыкотерапия, остеопатия, мануальная терапия, психотерапия, физиотерапия, традиционные методы лечения), автор лечебной музыки, исследователь, ученый с мировым именем, автор более 100 книг по традиционным системам оздоровления(общий тираж,которых составил более 1.000.000.) Автор первого методического пособия по музыкотерапии для врачей и клинических психологов, утвержденного Министерством Здравоохранения России в 2001 году.) Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей.
Оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как помогает оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, развивает эстетические чувства.
Я в своей работе стала использовать основные направления Системы музыкально-валеологической работы: включение в различные виды музыкальной деятельности оздоровительных технологий, проведение музыкально-физкультурных мероприятий; использование элементов валеологии в музыкальном воспитании; музыкотерапия.
Цели, задачи, технология опыта
Музыкально-валеологическое и духовное воспитание в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, физическом, так и нравственном воспитании дошкольников.
Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, развитие у детей нравственно-этических норм и социально одобряемых стереотипов поведения, а также формирование здорового образа жизни.
Образовательные задачи:
– развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
– совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения;
– создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
– формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе и своим сверстникам, его оценку действительности, взглядов, вкусов;
– воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня развития музыкальных способностей детей;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах, эмоционального благополучия каждого ребенка;
• умение применить сформированные навыки в повседневной жизни.
Научная основа моего опыта базируется на программах, в том числе и инновационных образовательных, и методических пособиях:
– по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» и Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, концепции К. Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;
– по воспитанию здорового ребенка и диагностике: «Как воспитать здорового ребенка» В. Г. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. С. Галанова, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О.Н. Арсеневская, «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности «Приключения в Здравгороде» О.Н. Арсеневская, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой;
– по духовно-нравственному воспитанию: А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик «Подарки Фей» развивающая сказкотерапия для детей; М.Л. Панфилова «Лесная школа» коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников; Блаво Рушель. Новый путь к самоисцелению; Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт; Овчинникова Т. Музыка для здоровья; Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни».
Новизна музыкально-валеологической работы состоит в следующем:
1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
2. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий позволяет педагогам шире, на более эмоциональном уровне рассказать дошкольникам о пользе здорового образа жизни.
3. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающие вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Духовно – нравственного воспитания в следующем:
1. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
2. Безоговорочное принятие личности ребенка.
3. Равноправное участие на занятиях и детей, и взрослых.
Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:
• проведение интегрированных музыкально-валеологических и музыкальных занятий с использованием технологий здоровьесбережения;
• музыкально-физкультурные досуги и развлечения;
• совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ;
Вся работа по оздоровлению детей на музыкальных, музыкально-валеологических занятиях и в свободной деятельности строится с учетом их возраста, индивидуальных физических и творческих возможностей. Все музыкальные занятия в детском саду начинаются с пения валеологической песенки-распевки. Несложные тексты и мажорная мелодия задают позитивный тон восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Перед пением проводится дыхательная гимнастика по Б. Толкачеву и А. Стрельниковой. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. В результате проведения на каждом занятии дыхательных упражнений повысились показатели диагностики развития дыхательной системы, певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика необходима для выработки качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовки к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствует тренировке мышц речевого аппарата, повышению уровня развития речи детей, певческих навыков.
Интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком В. Емельянова, М. Картушиной развивают дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Игровые массажи-песенки А. Уманской, А. Галанова повышают защитные свойства верхних дыхательных путей, всего организма, нормализуют вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры и сказки исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).
Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки, эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст ритмично декламируется, сопровождается звучанием музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Эффективность музыкально-валеологического и духовно-нравственного воспитания – это не только труд сотрудников ДОУ, но и отношение к музыкальному и нравственному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные занятия, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.
Результативность опыта
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Результатами организация в нашем ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий стали:
1. Снижение уровня заболеваемости. Наблюдалась тенденция к снижению заболеваниями верхних дыхательных путей с 8 случаев в 2013–2014 уч. г. до 2–3 в 2014–2015уч. г., уменьшилось количество заболевших ОРЗ с 10 случаев до 4. Уровень общего физического развития детей значительно вырос по сравнению с 2013–2014 учебным годом.
2. Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Дети стали лучше и выразительнее петь, чисто интонировать несложные мелодии, сохраняя во время исполнения правильную осанку и дыхание. Улучшились двигательные способности: пластичность, координация, ориентирование в пространстве. Дети научились не только слушать, но и рассказывать о музыке, ее средствах выразительности, форме, характере. В большей степени раскрылся творческий потенциал детей в различных видах музыкальной деятельности: дети сочиняют небольшие попевки, импровизируют в движении, сами придумывают танцевальные миниатюры, предлагают свои варианты аккомпанемента на выбранных ими же музыкальных инструментах.
3. Повышение интереса детей к вопросам здоровьесбережения. Дети стали проявлять интерес к содержанию бесед о здоровье, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Интерес ребёнка проявляется как в специально организованной деятельности, так и в игре. В ходе дидактических игр и проблемных ситуациях ребёнок даёт адекватные ответы, не допускает ошибок, умеет объяснить свой выбор. Валеологические знания и умения закреплены и отражаются в повседневной деятельности ребёнка.
4. Развитие духовно-нравственного потенциала. Дети стали понимать, что значит доброта и быть добрым; что значит внимательность и быть внимательным; что значит делиться с друзьями и добиваться всего вместе. Дети научились осознавать, что такое семья и семейные традиции, что такое Родина и любовь к ней. Все полученные знания и навыки они успешно применяют в жизни.
Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического и духовно-нравственного воспитания в нашем ДОУ показало, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического и нравственного развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников (в среднем, на 10 %), снижают заболеваемость детей простудами и ОРЗ (примерно на 6–10 %), творческого потенциала, речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.
Рекомендуем посмотреть:
Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Внеклассное мероприятие по музыке в начальной школе Развитие творческих способностей детей через танцевальную деятельность Ритмические упражнения с палочками для детей 4-5 летПохожие статьи:
Тексты песен для детей 5-6 лет в детском саду
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет
Автор: Елена Юрьевна Шайхелисламова
Опубликовано: 3236 дней назад (12 февраля 2016)
Просмотров: 8078
Рубрика: Методические разработки
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|