Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Принцип «природосообразности» - как основа всех развивающих и личностно-ориентированных современных педагогических технологий

Принцип «природосообразности» - как основа всех развивающих
и личностно - ориентированных современных педагогических технологий.
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне действовать самому — и я научусь!
Китайская мудрость.

Впервые идею природосообразности высказал Аристотель. Он утверждал, что у человека есть три души:
- растительная (питание и размножение);
- животная (ощущения и желания);
- разумная (мышление), которые тесно взаимосвязаны, поэтому воспитание необходимо вести с учетом этой связи: физическое, нравственное, умственное.
И только в 16 веке был сформулирован и обоснован педагогический принцип природосообразности, Я. А. Коменским. Под принципом природосообразности он понимал природу ребенка и окружающий его мир физических явлений. Реализацию своих идей природосообразности: предлагал как «Построение учебного материала и его изложение учителем, должно соответствовать общим законам природы и возрастным особенностям ребенка».
В 17 веке Ж. Ж. Руссо рассматривал принцип природосообразности как следование природе ребенка, как помощь в развитии его природы. Он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде, чем они станут взрослыми... У детства свои, только ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими».
У И. Г. Песталоцци - принцип придосообразности: это «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений... Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить". Его принцип природосообразности, включает физическое и нравственное воспитание, умственное образование, которые должны осуществляться в тесной взаимосвязи, обеспечивая в итоге гармоничное развитие человека.
В 18 веке Д. Локк считал, что в воспитании главную роль играет формирование привычек поведения. Главным воспитательным средством всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда и окружение ребенка.
А. Дистервег разработал принцип природосообразности глубже, чем Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, указав на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения.
К. Д. Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности, все свои идеи он воплатил в труде: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
В 19 веке дальнейшее развитие идей природосообразности было продолжено многими зарубежными и советскими педагогами и психологами и это направление можно условно объединить как современное «экологичное» образование.
Идеи единства взаимосвязи человека и природы обосновал в своем учении о ноосфере В.И.Вернадский. Он писал: «Воздействие человека на окружающую среду будет стремительно возрастать, и скоро наступит время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли». Биосфера Земли перейдет в свое новое состояние «ноосферу» - сферу разума как энергоинформационной оболочки земли, на которую оказывают влияние мысли, действия и образ жизни всех людей. При гармоничном развитии человека в соответствии с его духовной природой ноосфера обогащается его положительной энергией, если же человек живет в противоречии с окружающим его миром отрицательной.
Г.Л. Ясвин, А.М. Дерябо обосновывая процесс становления этого направления выделяют в нем направление «ноосферного» образования, (русского космизма). Концепция ноосферного образования строится на неразрывном развитии окружающей среды и общества их совместной эволюции.
Проведенный анализ различных точек зрения показывает что, принцип природосообразности педагогами в истории развития педагогики понимался не одинаково, по-разному трактовалось и само понятие «природы». Так в период развития советской педагогики принцип природосообразности оказался вообще невостребованным, так как содержание образования должно было ориентироваться не на природу ребенка, а на реализацию поставленных страной задач, стоящих перед воспитанием и обучением, и введением по всей стране одинаковых стандартных учебных планов и программ как гарантии потенциального равенства школьников.
Провозгласив человека царем природы и взяв на вооружение лозунги: «Все во имя человека!» и « Все для блага человека!» начался процесс «дегуманизации» окружающего мира. Рост научных знаний о природе стирает эмоциональную связь человека с природными явлениями. Сегодня гром, это не голос рассерженного Бога, а молния не его карающая стрела. Река не скрывает в своих водах таинственное божество, а горная пищера больше не жилище великого и страшного демона. Человек больше не слышит «голоса» природы, перестает удивляться ее красотам и чудесам, по прежнему окружающим его. Контакт человека и природы исчезает, а вместе с ним коллосальная эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. Результат: рост экспансии человека в биосфере и рост антропогенного давления человека на природу. Характеристика современного этапа развития человеческой цивилизации на земле — это глобальный экологический кризис. Серьезные нарушения функционирования экосистем негативно отражаются на условиях жизни самих людей. Обретает реальность развития современной экологической ситуации по кризисному сценарию. Очевидна необходимость отказа от агрессивно-потребительского отношения к природе, пересмотра господствующих взглядов на природу, общество и место человека в мире, выработки новых, экологически адекватных жизненных ценностей и идеалов. Известно, что в основе любой системы образования лежат требования цивилизации, а будущее любого государства начинается с его системы образования как ведущего и определяющего фактора прогресса, необходимость кардинальных перемен в системе современного образования — очевидна.
Развитие современной системы образования в начальной школе, характеризуется обновлением, качественными изменениями структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации, заявлены ориентиры на компетентностный подход.
В последнее время именно начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития образования. Сегодня в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, в трех образовательных системах начального образования: традиционная, система Л. В. Занкова, система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Однако по многочисленным опросам учителей начальной школы, более 80% из них – остаются верны традиционной системе обучения, с продолжением ориентации начальной школы на знания, умения и навыки, и только 20% пытаются работать по новому.
Очевидно, что учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на заявленные новые цели начального образования, сформулированные в ходе его модернизации: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, и на выходе из начальной школы – умение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован еще несколько веков назад, своей актуальности он не потерял и сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран, внедряя его элементы в современную систему образования и воспитания молодого поколения. Принцип природосообразности и современная его трактовка подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы. При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты.
Для практической реализации в начальной школе современных методик и способов обучения построенных на принципах демократии, свободы выбора и природосообразности необходимо:
создать максимально благоприятные условия для выявления и развития врожденных способностей младших школьников;
ограничить учебный процесс сравнительно небольшим кругом изучаемых предметов;
максимально использовать в преподавании опыт и практику;
отдать предпочтение методу природосообразного обучения так называемому «разнообразию методов»;
определять метод обучения не содержанием образования, а врожденными способностями младших школьников; а количество изучаемого материала и срок обучения его индивидуальными способностями и возрастом;
конечной целью образования, считать всестороннее (физическое, нравственное, умственное, эстетическое) развитие младших школьников и всячески стимулировать у каждого младшего школьника его неповторимость и индивидуальное своеобразие.
При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:
Понимание всех происходящих на земле процессов во взаимосвязи их с космическими явлениями и циклами;
Осознание себя частью Вселенной, сознание того что человек это часть природы и что природа и человек живут по одним и тем же законам;
Понимание тонкой связи между человеческой жизнедеятельностью и ноосферой как главным фактором, влияющим на все мировые события;
Формирование личной ответственности не только за все действия и поступки, которые ежедневно совершает человек, но и за все, что с ним происходит или случается;
Воспитание целостного восприятия мира, чувства сопричастности к социуму и природной среде, в которой человек растет и развивается.
Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. — М,: ИТП и МИО РАО, 2014. — 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика» ИТП и МИО РАО).
2. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 2013.
3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. — М., 2015.
4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л.,2012.

Рекомендуем посмотреть:

Проект на тему: Сказки для 1 класса Занимательный материал по окружающему миру в начальной школе Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологи Памятка по работе над ошибками по русскому языку, 1 класс

Похожие статьи:

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Физкультминутки для 1-3 класса

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Физкультурные паузы для начальных классов

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Участник №48 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2020 года
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну дорожных знаков". Начальная школа
Опубликовано: 1485 дней назад (1 апреля 2020)
Просмотров: 1144
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Валентина Валерьевна Саясова # 2 апреля 2020 в 18:56 0
Галина Викторовна, здравствуйте! Какую Вселенскую тему вы затронули, собрали интересную информацию, выделили главное! Главное, что бы все люди поняли, что каждый из нас- часть природы и что законы для всех равны!