Турнир по русскому языку, 5-6 класс
Внеурочное мероприятие по русскому языку, 5-6 классы
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята!И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
(А. Яшин)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Для начала вам необходимо разделиться на две команды. Мы проведём небольшой отборочный тур, по результатам которого выберем участников команд.
I. Отборочный тур
1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)
2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)
3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)
4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)
5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)
7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)
8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)
9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)
10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)
Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.
II. Задания
Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.1. Определить часть речи у следующих слов:
Карточка № 1.
Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).
2. Определить способ словообразования.
1) отгадать загадку, ответ записать.
2) определить, каким способом образовано слово-ответ.
1. Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всем поклон отдаёт.
(земляника – суффиксальный)
2. Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода.
(самовар – сложение корней)
3. Зубов много, а ничего не ест.
(расчёска – приставочно-суффиксальный)
4. В маленьком окошке
Голубое солнце.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(телевизор – сложение корней)
5. Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала…
(снежинка – суффиксальный)
6. Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе у нас мороз –
В огороде – лето.
(теплица – суффиксальный)
3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
Карточка № 2.
1) Дело шуток не любит. (Им. п.)
2) От слова до дела целая верста. (Род. п.)
3) Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
4) Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
5) Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
6) И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
7) Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
8) Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
9) Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
10) По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)
4. Конкурс с болельщиками.
Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ответы:
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
5. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.
Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).
6. Конкурс капитанов.
Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.
Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.
1 команда: М.
2 команда: К.
Вопросы:
1) Как вас зовут?
2) Какая у вас фамилия?
3) Как зовут вашу маму?
4) Как зовут вашего отца?
5) Из какого вы города?
6) Назовите любимое блюдо.
7) Любимая книга.
8) Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
9) Любимое животное.
10) Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.
7. Определите род у несклоняемых существительных.
Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.
Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.
Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.
Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.
Ответы:
Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).
8. Конкурс с болельщиками.
Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:
З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.
9. Определить лексическое значение у предложенных слов.
Карточка № 3.
1. выжига В а) очень жаркая погода
2. затуркать К б) возглас в значении «довольно», «достаточно»
3. жарынь А в) плут, пройдоха, прижимистый человек
4. баста Б г) ненадолго приехавший откуда-нибудь
5. квакушка Е д) о человеке, существе маленького роста
6. качкий Ж е) то же, что лягушка
7. ларёчник З ж) качающийся, неустойчивый
8. заезжий Г з) продавец в ларьке
9. катыш И и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого
10. невеличка Д к) то же, что затюкать
10. Конкурс с болельщиками.
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
1. Коса – камень (Нашла коса на камень)
2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
4. Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
5. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
6. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
7. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
8. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
11. Определить значение фразеологических оборотов.
Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.
Карточка №4.
1) Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
2) Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.
3) Во всю ивановскую трачу деньги.
4) «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.
5) Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.
6) В этом деле он собаку съел.
7) Нередко трон занимали цари без царя в голове.
8) Он человек отставной, его песенка спета.
12. Конкурс с болельщиками.
Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.
III. Подведение итогов.
Ведущий подсчитывает баллы. Награждают команду-победителя и самого активного болельщика.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса Лингвистический турнир по русскому языку в школе Конспект внеурочного мероприятия по русскому языку, 10 классПохожие статьи:
КВН по русскому языку 5 класс с ответами
Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов
Познавательная игра по русскому языку, 5 класс
Словари наши помощники. Библиотечный урок для 5 класса по литературе
Автор: Ольга Викторовна Киселева
Опубликовано: 2293 дня назад (12 сентября 2018)
Просмотров: 3037
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!