Развития художественно-творческого мышления у младших школьников на занятиях ИЗО
Использование различных материалов и приемов для развития художественно-творческого мышления младших школьников
слайд 1.Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимая себя до прекрасного.
В. А. Сухомлинский
Искусства полезны в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Сенека Младший
По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества».слайд 2.
Ребенок – это творец. Всегда творит и каждый раз – новое, никогда не повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не остановит, не вложит в него свои догмы и личностные стереотипы и не слепит ему домик, из которого ребенок не сможет выбраться.
Не надо спорить с утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Верьте в это. Раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению через творчество – вот главная задача моего предмета – изобразительное искусство.
Творчество – это не только практическая деятельность, но и сложный психологический процесс, концентрирующий в себе чувства, мысли, волю учащегося. Это высшая форма активности, направленная на открытие чего-то нового. В детском творчестве – это открытие нового для самого себя в окружающей действительности и в себе самом, в своих возможностях, в своем отношении к миру.слайд 3.
Таким образом, творчество – это комплекс усилий педагога и ученика.
Подразумевая, что у ребенка есть воображение, оригинальность, способность, трудолюбие, чувство прекрасного и « если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолированно от обладающих ими предметов, то становится ясно особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» ( Д. Эльконин ), я, как педагог считаю важным использование разнообразных приемов и техник. Это в свою очередь позволяет ставить нестандартные задачи, осуществлять единство в системе педагог-ученик, обучать навыкам самооценивания, и как итог – рождение творческого замысла.
Программа объединения «Юный художник» ,руководителем которой я являюсь, предполагает использование довольно большого арсенала различных материалов и технических приемов для воплощения творческого замысла маленького художника. слайд 4.
Каждая художественная техника в той или иной мере развивает у ребенка разные области руки, предплечья, пальцев… Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполненные в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Материалы и приемы – это тот язык, на котором говорит ребенок, стремящийся воплотить задуманное. И я согласна со словами К. Ушинского, который сказал: «Дитя…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе».
Мыслить формами, красками, ощущениями ученику помогает гуашь и акварель, тушь и перо, глина и пластилин, бумажная пластика, карандаш и пастель, цветная бумага и восковой мелок…, то есть «…художественное выражение логически опирается на технику». ( М. Претте, А. Капальдо. )
Но так же, как невозможно уложить в определенную схему многообразие жизни, так же бывает трудно ограничить определенными рамками язык творчества.слайд 5.
К этой проблеме обращался Б. Неменский: «Палитра и возможности художественной деятельности постоянно расширяются. На «стыках» разных видов и жанров возникают новые, порой неожиданные. Вместе с ними появляются новые инструменты, новые техники, а рядом живут и старые, проверенные веками. По – видимому, современной художественной культуре свойственно расширение, а не сужение форм, ее связей со зрителем, читателем, слушателем». Если я хочу увидеть на уроке творческую личность, я должна дать ей возможность узнать больше слов языка творчества, должна научить поиску этих слов вокруг себя…
Поэтому программный арсенал материалов и приемов пополнился техникой оригами, моно- и диатипии, силуэта, различными приемами графических, живописных, пластических средств.
В ходе традиционного комбинированного занятия используется как «чистая» техника, материал, прием, так и их взаимодействие. слайд 6. Смысл применения этих техник, материалов, приемов по мнению авторов издания «Творчество и выражение» М. Претте и А. Капалдо таков: «Техника тесно связана с потребностью художественного выражения. Чем сильнее удается возбудить и развить в ребенке такую потребность, тем большую помощь оказывают технические приемы и соответствующие материалы».
Монотипия как техника прекрасно работает в темах «Наша мечта о лете», «Весенние цветы». Особенность этой техники такова, что ребенок на определенном этапе получает неожиданный результат, который нужно принять и идти к замыслу.слайд 7.
Диатипия, как разновидность монотипии, особенно часто применима у самых маленьких художников – первоклассников. «Какой бывает дождик», «Узоры на стекле», «Изображение фантастических деревьев» - вот темы диатипий. Сочетание фона и линий в диатипии создает неповторимый эффект глубины пространства, его конкретности и одновременно зыбкости.
Прием набрызга незаменим в случае, если необходимо создать впечатление дымки, нежного перехода от тона к тону, смягчить контрасты и т.д. слайд 8.
Заданный фон как основа композиции всегда интересен именно ходом возникновения замысла и превращения мыслей в изображение.У каждого ребенка цвет фона рождает совершенно разные идеи.слайд 9.
Сочетание материалов: карандаш и акварель не ново. Но для детей,стремящихся к детальной проработке форм, но не достигающих этой цели красками в силу недостаточной координации - просто находка!слайд 10. Подробно выявляют детали, уточняют мелкие элементы и достигают большой степени точности в изображении.
Каждый из перечисленных материалов, приемов – это своеобразная ступенька к творческому замыслу. Именно замысел подскажет ребенку, в какой момент своей деятельности он обратится к одному из них. Подобная самостоятельность складывается не сразу, но по мере погружения в новое, приобретения опыта свободного владения различными материалами и приемами формируется способность к творческому выбору.слайд 11.
По моему мнению, знакомство с новым материалом или приемом – это всегда радость от встречи с неизведанным. Я согласна с высказыванием вышеупомянутых авторов, что « художественное воспитание… не должно опираться на наиболее одаренных детей; его цель - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям». Мне как учителю известны апатичные, вялые ученики, которых можно заинтересовать с помощью отдельных приемов. Поначалу результат достигается как бы случайно, а затем действие повторяется сознательно и берется на вооружение ( так рождается тот или иной технический прием ); нередко он оказывается настолько удачным, что позволяет побороть апатию и направить развитие того или иного ребенка в нужном направлении.
Разнообразие материалов и приемов дает возможность ученику найти те из них, в которых наилучшим образом проявляются его возможности. А успешность ребенка стимулирует творческий процесс. И как следствие: материалы варьируются, дополняются приемами и даже рождаются элементы новых техник.
Презентация на тему: Использование различных материалов и приемов для развития художественно-творческого мышления младших школьников
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по моделированию. Аппликация Елка, 2 класс Урок ИЗО - 2 класс. Конспект План – конспект открытого занятия ИЗО, 5 класс Конспект занятия по ИЗО на тему: Новый год, 4 классПохожие статьи:
← Приемы работы над пейзажем на занятиях объединения дополнительного образования | Занятие объединения дополнительного образования «Юный художник» →
Автор: Марина Анатольевна Рылькова
Опубликовано: 2429 дней назад (10 марта 2018)
Просмотров: 1887
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
|||
|