Урок словесности для 5 класса. Конспект с презентацией
Открытый интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему «Слова – средства художественной выразительности» (урок-мастерская, практикум). Конспект
Цель:1. Приветственное слово учителя.
Можно использовать метод «Поздоровайся локтями». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. А теперь посмотрите на меня. Доброе утро! Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поздоровайтесь с ними ( 1 минута).
2. Дата, тема урока. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Стр.260, зачитываю по учебнику (2 минуты).
3. Целеполагание. Попробуйте определить нашу цель: что мы сегодня на уроке будем делать? (1 минута)
4. Мотивация.
Какие вопросы у вас возникают по данной теме? С какой целью нам нужно изучать их? Мотивация: где нам в жизни это пригодится? (1 минута)
5. Актуализация знаний по теме.
Кластер: средства художественной выразительности (3 минуты)
А) что такое эпитет?
Б) что такое метафора?
В) что такое олицетворение?
Какие ещё средства вы знаете? (Оксюморон, сравнение, гипербола, литота, метонимия).
6. Работа с текстом. Чтение с пометами (что уже знаете, что не знаете, что нового узнали, какие вопросы возникают?) (5 минут)
Средства художественной выразительности
Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.
Мы, действительно, очень часто не замечаем выразительности «обычных» слов. Например, мы «не слышим» изначальный смысл и выразительность выражений «время идет», «семейные узы», «нос корабля». «Не слышим» мы и выразительности многих слов: «она к нему очень привязана (от слова «привязать»)», «она отличница (от слов «отличаться», «отличие»)».
Тропы – сердцевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подчеркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта создавать метафоры, это знак таланта, поскольку для создания удачной метафоры необходимо подмечать неожиданные черты сходства.
В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном значении.
7. Словарная работа (3 минуты)
М..тафора, …лиц..творение, сре..тва, окс..морон, изображает..ся, п..йзаж, мног..знач?ный, выр..зительность, …краска, ст…листический.
• Составьте небольшой рассказ по ключевым словам (словарная работа).
8. «Литературная гостиная». Художественные средства в поэзии: ученики рассказывают стихотворения. На экране презентация, содержащая весенние, зимние, летние, осенние пейзажи. В качестве фона играет спокойная музыка, подобранная заранее (приложение).
А) Лаура Назирова, «Первый снег», В.Я.Брюсов
Б) Анна Горшкова, «Доброе утро», С.А.Есенин
В) Александра Яровикова, «Лес точно терем расписной», И.А.Бунин
(3минуты).
9. Работа в группах.
Каждой группе выдаётся памятка «Правила работы в группе». Группа получает стихотворение. Нужно провести анализ стихотворения (найти метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) (5 минут).
10. Физкультминутка (приложение).
11. Задание: описать картину с использованием средств выразительности. Упражнение 380 (по учебнику). (5 минут).
12. Задание: оживить текст, добавив средства выразительности (методичка)(5 минут).
13. Закрепление: кроссворд (приложение) (3 минуты).
14. Выводы по уроку. Рефлексия (1 минута).
15. Домашнее задание. (1 минута).
А) составить описание зимы с использованием художественных средств выразительности (6-7 предложений)
Б) сочинить небольшое стихотворение, употребив метафоры, эпитеты, олицетворения и пр.
В) составить кроссворд (сканворд), но не теоретический, а практический (приводится пример: строчка из стиха, нужно определить, какой этот троп).
16. Самооценка. Кружочки (1 минута). Технология самооценки: у каждой группы на столах будут карточки с алгоритмом самооценивания (приложение) своей деятельности на уроке.
17. Благодарим друг друга за работу (возьмёмся за руки, пожмём их друг другу). Всем спасибо за работу! Мы довольны собой, я довольна вами. До завтра!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первый снегВалерий Брюсов
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Первый снег
Валерий Брюсов
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
<1914>
Сергей Есенин.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
<1914>
Сергей Есенин.
Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Средства художественной выразительностиЯзыковые средства выразительности традиционно принято называть рит(о)(а)рическими фигурами. Риторические фигуры призваны (с)(з)делать реч(?) богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задумат(?)ся, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.
Тропы – сер(?)цевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подч(е)(и)ркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта созд(а)(о)вать м(е)(и)тафоры, это знак таланта, поскольку для создания удач(?)ной метафоры необходимо подм(е)(и)чать неожиданные черты сходства.
В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном зн(а)(о)чении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАА теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Алгоритм самооценки: Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).
Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).
Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Эпитет – образное использование прилагательных в переносном значении. Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным.Постоянные эпитеты – часто встречаются в произведениях устного народного творчества (былинах, сказках, песнях).
Метафора – перенос значения слова с одного предмета на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.
Олицетворение – особый вид метафоры, при котором неодушевлённые предметы, явления наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ.
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением.
Гипербола – разновидность тропа, основанная на преувеличении.
Литота – преуменьшение (от.англ. little - маленький).
Оксюморон – сочетания, в котором соединяются несовместимые понятия (горячий снег, печальная радость).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
- В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
- Организатор (лидер) – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
- Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
- КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
- ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
- КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
- В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.
Кроссворд «Средства художественной выразительности»
Презентация на тему: Слова – средства художественной выразительности
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе Урок русского языка в 5 классе по ФГОС Кроссворд по русскому языку с ответами для 5 класса Интегрированный урок русского языка и литературы, 5 класс. КонспектПохожие статьи:
КВН по русскому языку 5 класс с ответами
Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
Участник №45 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Автор: Анна Николаевна Парамонова
Опубликовано: 2560 дней назад (8 декабря 2017)
Просмотров: 22347
Рубрика: конспекты уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!