Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Интегрированный урок русского языка и литературы, 5 класс. Конспект

Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: Выразительные возможности имени прилагательного в русском языке и литературе

Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок – беседа
Метод: репродуктивный, эвристический
Метод обучения: базовый (5 класс – 5 часов в неделю).
Реализуемая программа:Программа основного общего образования по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
УМК: Русский язык 5 класс под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
Цель урока: изучение выразительных возможностей имени прилагательного в русском языке и литературе
Задачи: Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся об эпитете; совершенствовать умение использовать имени прилагательного, подготовить учащихся к сочинению-описанию.
Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативные способности учащихся.
Метапредметная: формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как основные нравственные качества личности, прививать любовь к русской литературе
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация ранее полученных знаний
3. Постановка учебной цели и задач
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала.
7. Рефлексия проделанной работы (подведение итогов урока)
8. Домашнее задание, выставление оценок за урок
1.Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем уроке русского языка.
2. Актуализация знаний
Учитель: Начнем урок. На доске написаны 2 варианта текста. Прочитайте их про себя, сравните их и скажите, в чем их сходства и различия? Какое описание более полное, яркое и красочное?
1.В лесу живет лиса. Лисы имеют хвост, уши и нюх. Они могут учуять животных, например, зайцев. Малышам приходится прятаться, чтобы не угодить в зубы к этой плутовке. Лиса – хищница. 2.В густых дремучих лесах живет рыжая лиса. Яркой чертой лис являются пушистый хвост, всегда стоящие на макушке уши и тонкий нюх. Эти рыжие плутовки могут учуять зайцев за сотни метров. Маленьким зайчатам приходиться прятаться, чтобы не угодить в острые зубы к этой плутовке. Лиса – опасная хищница.
Учитель: Какова основная мысль данных текстов?(ответы учащихся)
Учитель: Скажите, почему лису называют опасной хищницей?
Ученики: Потому что она охотится на других животных, например, на зайцев.
Учитель: Совершенно верно.
Учитель: Сравните данные тексты по объему. Где больше слов? Где описание лисы более красочное?
Ученики: Во втором тексте.
Учитель: Назовите слова, благодаря которым образ лисы становится более выразительным.
Ученики: Рыжая (лиса), пушистый (хвост), тонкий (нюх), рыжие (плутовки), острые (зубы), опасная (хищница).
Учитель: К какой части речи относятся эти слова?
Ученики: К прилагательному
Учитель: Каким членом предложения являются данные прилагательные?
Ученики: Определением, подчеркиваем волнистой чертой.
Учитель: Хорошо, ребята. Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Ученики: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более ярким, интересным, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята.
Учитель: Как вы думаете о какой части речи мы сегодня будем говорить?
Ученики: Об имени прилагательном.
Фронтальный опрос:
1) На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
2) Что обозначает прилагательное?
3) Какие морфологические признаки относятся к прилагательному?
3. Постановка учебной задачи
Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: Чтобы наша речь была яркой, богатой и выразительной.
Учитель: Итак, тема нашего урока: “Выразительные возможности имени прилагательного в речи”. Мы будем говорить о выразительных возможностях прилагательных. Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы на этом уроке? Узнать о …, определить их … и роль в … (Ответы учащихся). (Цель: узнать о выразительных возможностях прилагательных, определить их функции и роль в речи и предложении).
4. Изучение нового материала.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы обратим свое внимание на имена прилагательные, будем находить их в текстах и определять их функции.
Учитель: Писатель рисует картины жизни, явления природы, передает свои чувства с помощью слов, которые приобретают особую изобразительную силу. У этих слов есть специальные названия – изобразительно-выразительные средства языка. С некоторыми из них вы знакомы. С какими?
Ученик: Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Учитель: Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств имеют отношение к сегодняшней теме урока?
Ученик: Эпитеты.
Учитель: Что же такое эпитет?
Ученик: Эпитет – образное определение, показывающее особенные признаки, качества, свойства предмета или явления.
Учитель: Обратим свое внимание на творчество великого русского писателя и поэта, обладателя одного из ярчайших слогов в русской литературе, – Александра Сергеевича Пушкина. Несмотря на то, что за окном стоит унылая, пасмурная погода, мы с Вами не будем грустить, а постараемся увидеть в ней свое особое очарование и поможет нам в этом стихотворение «Унылая пора». (Один из учеников зачитывает стихотворение наизусть)
Унылая пора…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель: Назовите, пожалуйста, все эпитеты в данном произведении. Какова их роль? (Ответы учеников). Для чего же используются прилагательные в поэтической речи.
Ученики: Прилагательные могут использоваться в тексте как при описании природы, так и при описании человека.
5. Физкультминутка
Учитель: Ребята, предлагаю Вам немного отдохнуть.
Встаньте дети (встают из-за парт)
Скажем тихо (шагают на носочках)
Раз, два, три, четыре, пять (считают шепотом)
Приподнялись (встают на носочки)
Чуть присели (немного приседают)
Можно дальше нам писать (садятся за парты)
6. Закрепление нового материала.
Учитель: Итак, мы с Вами обратили внимание на выразительную роль прилагательных в поэтическом и прозаическом текстах. Предлагаю Вам закрепить данное умение на примере еще одного произведения, которое мы с Вами проходим на уроках литературы. Какое это произведение?
Ученики: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Учитель: Верно, молодцы. Посмотрим, как употребляются прилагательные в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях», каковы их выразительные возможности.
Учитель: Давайте попробуем угадать по строкам сказки, о каких героях идет речь?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива (мачеха)
– Каково значение этих прилагательных?
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
– Подчеркните прилагательные. Назовите общее значение прилагательного.
Сопоставьте значения прилагательных своенравна – кроткого. Почему, описывая мачеху, Пушкин использует краткие прилагательные?
(Ответы учеников: Краткие прилагательные звучат более резко, отрывисто, что помогает показать тяжелый характер царицы.)
Учитель: Таким образом, с какой целью А. С.Пушкин использует прилагательные в своей сказке?
Ученик: Имена прилагательные служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения.
Работа с текстом. Выразительное чтение отрывка сказки по рядам.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил”.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала”. - “Как обидно!” -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай”.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”. - “Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста”.
Учитель: Предлагаю выполнить ряд заданий по прочитанному отрывку:
– выписать все прилагательные;
–найти прилагательные-антонимы и оставить с ними два предложения (самостоятельная работа учеников)
7. Рефлексия проделанной работы
Учитель: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о выразительных возможностях прилагательных, их роли в речи. С каким настроением вы работали на уроке? Что было трудно? Легко? Чему научились на уроке?
Учитель: Подумайте и назовите одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Фронтальный опрос.)
8. Домашнее задание (одно из упражнений учебника по теме «Имя прилагательное»).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-игры по литературе в 5 классе Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе Урок русского языка в 5 классе по ФГОС Кроссворд по русскому языку с ответами для 5 класса

Похожие статьи:

КВН по русскому языку 5 класс с ответами

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса

Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов

Познавательная игра по русскому языку, 5 класс

Литературные чтения, 5 класс

Игра викторина для 5 класса. Сценарий | Сказочная викторина для 5 класса с ответами
Опубликовано: 2933 дня назад (13 ноября 2016)
Просмотров: 6937
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!