Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока сольфеджио с презентацией по теме «Интервалы» для учащихся музыкальной школы, 2 класс

Урок сольфеджио по теме «Интервалы»
Конспект урока по предмету «Сольфеджио» на тему: «В гостях у интервалов» для учащихся 2 класса детской школы искусств
Автор: Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин.
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.
Пояснительная записка:
Данный урок может быть интересен преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств при изучении темы «Интервалы» на уроках сольфеджио. Урок построен на сочетании как традиционных, так и новых форм работы; особое внимание уделяется практическим заданиям с использованием наглядных материалов, созданных на основе компьютерных технологий.
Выбор темы урока обоснован учебным планом по предмету «Сольфеджио», 2 класс, III-IV четверти, тема «Интервалы» (Дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства, предметная область «Теория и история музыки», примерная программа по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012).
Для всесторонней проверки знаний учащихся рекомендуется использовать репродуктивный метод, а для успешного выполнения практических заданий – поисковый метод. «Самое важное — это не результат поиска, а сам поиск. Правда должна открываться понемногу. Если тебе предоставить ее целиком, ты можешь просто не принять ее», - считает американская писательница Урсула Ле Гуин. С этим нельзя не согласиться!
Тема урока: «В гостях у интервалов».
Целевая аудитория: 2 класс инструментального и вокального отделений детской школы искусств (детской музыкальной школы).
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, III четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки, наглядные пособия (презентация, карточки с заданиями для практической работы).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: определение количественной величины простых интервалов.
Задачи:
- проверить теоретические знания по теме «Интервалы»;
- расширить и закрепить круг вопросов по изучаемому материалу в новом аспекте;
- использовать наглядные материалы для решения учебных задач;
- учиться сосредоточенному восприятию нового учебного материала;
- развивать творческие способности учащихся, память, внимание, логическое мышление;
- повышать самооценку учащихся;
- учить детей эмоциональному раскрепощению;
- учить преодолевать трудности в работе с новым учебным материалом.
Ход урока:
1. Организационный этап
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие дети! Настроение отличное?
Ученики: Да!
Преподаватель: Все готовы к уроку, к новым знаниям?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда начинаем!
2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности
Преподаватель: Дети! Сегодня мы продолжаем изучать интереснейшую тему «Интервалы», а урок наш называется: «В гостях у интервалов».
На экран проецируется слайд № 1:

Преподаватель: Я приготовила для вас новые задания, которые вам помогут в освоении новых знаний. Надеюсь, что они вам понравятся.
В ходе урока нам предстоит выяснить, что такое «величина» музыкального интервала, как её правильно определить и обозначить. Итак, цель нашего занятия - определение количественной величины простых интервалов.
Прежде чем приступить к главному, давайте вспомним, что мы уже знаем об интервалах. Слово «интервал» (промежуток, расстояние) очень часто встречается в разных областях нашей жизни. Где же именно? Давайте вспомним!
На экран проецируются слайды № 2-4:



Преподаватель: Дети, знаете ли вы, как измеряется расстояние? Например, расстояние между двумя точками измеряется в сантиметрах, между городами – в километрах.
На экран проецируется слайд № 5:

Преподаватель: Интервал, точнее, интервалы встречаются и в музыке. Музыканты всего мира знают, что это такое. А вы? Кто-нибудь из вас может дать определение музыкальному интервалу? Если кто-нибудь забыл, не волнуйтесь. Посмотрите на экран, изображение подскажет вам правильный ответ.
На экран проецируются слайды № 6-7:


Преподаватель: «В музыке интервал – это расстояние между двумя музыкальными звуками». Надеюсь, вы помните названия интервалов? Помогите мне составить список интервалов, расположить их по порядку в пределах октавы.
Задание для учащихся: На рабочем столе в свободном порядке разложены 8 карточек с названиями интервалов и 8 карточек с цифрами ступеней. Ученикам нужно расположить интервалы по порядку в соответствии с количеством ступеней.
Карточки для задания:

Преподаватель: Давайте проверим, все ли правильно мы сделали?
Проверка задания по образцу из презентации: у детей должна получиться схема №1.
На экран проецируется слайд № 8:

Преподаватель: Не забыли ли вы, как называется нижний и верхний звуки интервала?
Ученики отвечают: Основание и вершина.
На экран проецируется слайд № 9:

Преподаватель: Дети! Как же выглядят интервалы в нотном тексте? Как они могут быть написаны?
Ученики: Звуки в интервалах пишутся друг над другом (вертикально), либо рядом (горизонтально). А ещё интервалы можно спеть, или сыграть на любом музыкальном инструменте.
Преподаватель: Позвольте я поправлю: на любом музыкальном инструменте, кроме, разумеется, ударных инструментов без определенной высоты звучания, таких к примеру, как барабан или бубен. Как же определить музыкальный интервал?
На экран проецируется слайд №10:

Ученики: Надо посчитать количество ступеней между нижним и верхним звуками, затем по количеству ступеней можно легко определить название интервала.
На экран проецируется слайд №11:

Преподаватель: Какие молодцы! Давайте посмотрим на экран, выполним задание «Кто прав?».
На экран проецируется слайд № 12:

Преподаватель: Все верно. Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть. Я приготовила для вас сюрприз в виде музыкальной паузы. Вам всем - большой привет от кота Леопольда (эмоциональная разрядка). Слушаем и подпеваем!
Видеофрагмент: песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слова А. Хайт, музыка Б. Савельева).

3. Актуализация знаний (поиск решения учебной задачи, способ поиска информации, поиск информации)
Преподаватель: Отдохнули? Тогда за дело! Дети, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что любая мелодия состоит из интервалов? И мы с вами можем определить, из каких именно интервалов состоит мелодия. Только надо помнить о том, что два звука мелодии должны находиться рядом друг с другом. Хотите попробовать?
Ученики: Да!
Преподаватель: На примере этой замечательной песенки мы будем определять интервалы, точнее сказать, определять их количественную величину (у интервалов есть ещё и качественная величина, информацию о которой вы видели на слайде № 10, но об этом не сегодня).
На экран проецируется слайд № 13:

Преподаватель: Для правильного выполнения заданий вам помогут ваше внимание и сообразительность, а также те правила, которые мы повторили в начале урока.
4. Первичное усвоение новых знаний
Ученикам раздаются карточки с нотным текстом песни (задание №1)

Слова А. Хайт, музыка Б. Савельева, песенка «Неприятность эту мы переживем».
На экран проецируется слайд №14:

Задание для учащихся: На карточке, как и на слайде, вы видите выделенные разным цветом интервалы. Давайте сначала выпишем выделенные интервалы, расположив их вертикально, затем определим количество ступеней между выделенными звуками, и наконец подпишем данные интервалы (индивидуальная работа). У вас должно получиться следующее:

На экран проецируется слайд № 15 с заданием для учащихся:

Преподаватель: Дети! Кто мне подскажет, как правильно выполнить такое задание? Какая схема может вам помочь?
Ученики: Наверное, схема №1.
Преподаватель: Молодцы, верно мыслите! Если затрудняетесь, как выполнять задание, то можно первый музыкальный интервал определить вместе, а остальные интервалы вам нужно будет определить самостоятельно.
Проверка полученных результатов самостоятельно (по схеме №1), затем сравнение с правильным вариантом.
На экран проецируется слайд № 16:

Преподаватель: По традиции мы с вами сейчас споем эти интервалы и сыграем.
Молодцы! Справились с первым заданием на отлично. Предлагаю приступить к следующему упражнению. Нам необходимо решить музыкальные примеры на интервалы. Складывать и вычитать умеете?
Ученики: Да!
Преподаватель: Тогда справитесь с заданием, я в вас верю!
5. Первичная проверка понимания
Ученикам раздаются карточки с примерами на интервалы (задание №2). Работа в командах: одна команда выполняет примеры на сложение, другая команда – на вычитание.


Преподаватель: Не теряйте время, приступайте к выполнению задания.
Преподаватель: Как ваши успехи? Нужна ли кому-нибудь помощь?
После выполнения задания преподаватель и учащиеся проверяют результаты, сравнивают с правильным вариантом на экране.
На экран проецируется слайд № 17:


Преподаватель: Дети! Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, поэтому будьте очень внимательны. Это задание поможет вам закрепить полученные на уроке навыки для определения количественной величины интервалов.
Ученикам раздаются карточки, на которых задание №3 (индивидуальная работа). На выполнение задания дается время. Выполненное задание проверяется преподавателем, выявляются ошибки, оценивается работа на уроке.


На экран проецируется слайд № 18 с образцом выполнения задания:

6. Первичное закрепление учебного материала
Преподаватель: Дорогие дети! Все ли вам понятно было на уроке? Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Поиграем в «Путаницу». Условия игры простые: если согласны с утверждением, написанном на слайде, то говорите «согласны»; если не согласны – говорите, почему не согласны, и даете правильный ответ.
На экран проецируется слайд № 19:

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
1) найти интервалы в мелодии любой детской песенки (на ваше усмотрение) и подписать (образец - задание №1);
2) придумать музыкальные примеры на сложение и вычитание интервалов (образец – задание №2);
3) написать в тетради несколько разных интервалов, определить их количественную величину, подписать (образец – задание №3).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подведения итогов нашего урока. Предлагаю провести этот этап работы в виде блицопроса. Напоминаю, что отвечать надо очень быстро, «молниеносно». Готовы?
Ученики: Готовы!
Преподаватель задает вопросы, учащиеся отвечают.
1 вопрос: Какое из заданий вам больше всего запомнилось?
2 вопрос: Какие задания на уроке вам показались самыми трудными?
3 вопрос: Помогли ли вам наглядные материалы в выполнении заданий?
4 вопрос: Как вы считаете, урок прошел с пользой, или вы зря потратили время?
Проголосуйте изображениями героев мультфильма, фрагмент из которого использовался во время музыкальной паузы. Если вам понравился урок, то выберите рисунок кота Леопольда, если урок не понравился, выберите изображение мышей-проказников.
На экран проецируется слайд № 20:


9. Окончание учебного занятия
Преподаватель: Дорогие ученики! Вот и закончился наш урок, наше путешествие в гости к интервалам. Вы все прекрасно поработали на уроке, спасибо! До свидания!
На экран проецируется слайд № 21:
Презентация на тему: В гостях у интервалов

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для 1 класса. Посвящение в искусство Занимательное сольфеджио в стихах Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Основы ведения меха на аккордеоне

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в музыканты» в музыкальной школе

Сценарий выпускного в школе искусств

Участник №52 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
День знаний в музыкальной школе. Сценарий | Эссе на тему: Архитектурные сказки
Опубликовано: 2658 дней назад (25 июля 2017)
Просмотров: 20652
+25
Голосов: 25
Комментарии (42)
Светлана Алексеевна Прудакова # 25 июля 2017 в 08:39 +11
Урок идеальный! На таком не заскучаешь. МОЛОДЕЦ!
Елена Ивановна Буторина # 25 июля 2017 в 09:28 +10
Светлана Алексеевна! Огромное спасибо за такой комментарий. С уважением, Елена Буторина.
Наталья Анатольевна Елизова # 25 июля 2017 в 16:10 +11
Конспект урока очень хороший. Каждый этап урока тщательно продуман и подготовлен. Разработаны индивидуальные карточки для учащихся. Выполнена презентация. Поставленные цель и задачи после проведения урока будут реализованы. Данный урок пригодится педагогам в работе. Спасибо.
Елена Ивановна Буторина # 25 июля 2017 в 18:42 +9
Уважаемая Наталья Анатольевна! Благодарю Вас за подробный отзыв о моей работе. Очень приятно! Желаю вам всего доброго! Елена Буторина.
Татьяна Семеновна Волчкова # 25 июля 2017 в 19:04 +9
Однозначно поддерживаю ваш урок музыки. Все этапы проработаны, цель выполнена. Применены новые технологии. Вы молодец!
Елена Ивановна Буторина # 26 июля 2017 в 06:16 +7
Татьяна Семеновна! Большое спасибо за комментарий! С уважением, Елена Буторина.
Вера Анатольевна Варенцова # 25 июля 2017 в 20:04 +11
Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Урок очень понравился своей основательностью подачи нового материала, отработкой и закреплением. Презентация замечательная, отлично работает на усвоение темы. Этапы занятия продуманы, последовательны, интересны. Молодец! Желаю успехов и голосую!!!
Елена Ивановна Буторина # 26 июля 2017 в 06:18 +7
Вера Анатольевна! Благодарю за то, что нашли время ознакомиться с моей работой. Спасибо Вам за очень подробный, положительный комментарий. С уважением, Елена Буторина.
Наталия Юрьевна Мурашова # 26 июля 2017 в 03:41 +8
Добрый день, Елена Ивановна!
Очень качественная разработка.
Ведь тема то непростая.
Но даже мне, человеку далёкому от музыкальной грамоты, все стало понятно.
Спасибо за приглашение. с удовольствием проголосовала.
Елена Ивановна Буторина # 26 июля 2017 в 06:22 +7
Здравствуйте, Наталия Юрьевна! Большое спасибо за положительную оценку моей работы. Ваше мнение очень важно для меня. Желаю и Вам творческих успехов и позитивных эмоций. С уважением, Елена Буторина.
Вера Валерьевна Ляпина # 26 июля 2017 в 11:50 +8
Добрый день, Елена Ивановна! Вы профессионально подошли к разработке конспекта урока сольфеджио. Сама училась в музыкальной школе, окончила ее. Но уроки сольфеджио почему-то боялась. Наверное, не все было понятно, поэтому и боялась. На вашем уроке дети будут себя чувствовать комфортно. Вы все для этого сделали. Молодец. Отдельное спасибо за презентацию! Голосую.
Елена Ивановна Буторина # 26 июля 2017 в 14:51 +6
Вера Валерьевна! Благодарю за прекрасный отзыв о публикации. Настроение подняли, душа радуется! Очень-очень приятно! С уважением, Елена Буторина.
Надежда Владимировна Шилова # 26 июля 2017 в 15:44 +7
Для меня , человека далекого от музыки, урок просто супер! Мне доступно рассказали что это такое интервалы.И показали на примере музыкальных моментов. Классно. Голос
Елена Ивановна Буторина # 26 июля 2017 в 16:01 +5
Уважаемая Надежда Владимировна! Благодарю за искренние слова, за Ваш положительный комментарий. Очень рада, что Вам было все понятно. Добро пожаловать в мир музыки! С уважением, Елена Буторина.
Раиса Николаевна Паргишева # 27 июля 2017 в 02:03 +6
Добрый день, Елена Ивановна! Очень интересное у Вас получилось занятие. Было интересно узнать об интервалах. Я не чего не понимаю в музыке, но благодаря Вашей позитивной публикации я много для сего узнала хорошего и полезного. Спасибо, Вам большое, примите от меня голос! Удачи!
Елена Ивановна Буторина # 27 июля 2017 в 07:58 +5
Уважаемая Раиса Николаевна! Спасибо за положительный отзыв о моей работе. Очень приятно!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 июля 2017 в 12:03 +6
Чудесный мастер класс! я закончила музыкальную школу и ваше занятие способствует развитию музыкального восприятия и вкуса. Восхитительные иллюстрации, мне всё понятно. Голос!
Елена Ивановна Буторина # 27 июля 2017 в 12:56 +5
Татьяна Михайловна! Спасибо за такие слова! Мне очень приятно ваше мнение! С уважением, Елена Буторина.
Лариса Викторовна Стаценко # 28 июля 2017 в 13:11 +4
Елена Ивановна, спасибо за приглашение! Представленное занятие составлено грамотно, задания разнообразны и интересны. К такому педагогу детишки всегда будут идти на занятие с интересом и проявлять любознательность! Занятие достойно многих голосов!!!
Елена Ивановна Буторина # 28 июля 2017 в 14:04 +4
Уважаемая Лариса Викторовна! Спасибо за добрые слова, за ваше мнение! Очень приятно читать такие комментарии. С уважением, Елена Буторина.
Марина Викторовна Соснина # 28 июля 2017 в 14:23 +6
Добрый день, Елена Ивановна! В детстве мечтала о музыкальной школе, но не получилось, поэтому с большим интересом знакомилась с Вашим конспектом. Очень понравился подход к объяснению и отработке нового материала. Доступно и понятно, увлекательно и профессионально. Публикация представлена на высоком уровне. С удовольствием отдаю свой голос!
Елена Ивановна Буторина # 28 июля 2017 в 18:38 +4
Уважаемая Марина Викторовна! Благодарю Вас за искренние слова. Очень приятно! С уважением, Елена Буторина.
Ольга Алексеевна Котова # 29 июля 2017 в 14:36 +5
Голосую за творческое отношение к своему делу.Для человека,корторг мало что понимает в нотах,урок интереснейший
Елена Ивановна Буторина # 29 июля 2017 в 16:06 +3
Ольга Алексеевна! Благодарю за комментарий! Спасибо за теплые слова. С уважением, Елена Буторина.
Надежда Николаевна Земелькина # 30 июля 2017 в 07:07 +2
Добрый день, Елена Ивановна! Очень интересный урок! Голосую!
Елена Ивановна Буторина # 30 июля 2017 в 15:40 +1
Спасибо, Надежда Николаевна! Мне очень приятно. С уважением, Елена Буторина.
Виктория Павловна Лукшина # 31 июля 2017 в 18:03 +1
Конспект замечательный! Очень интересно было с ним познакомиться! Вы просто молодец! Голос!
Елена Ивановна Буторина # 31 июля 2017 в 18:45 +1
Благодарю Вас, Виктория Павловна, за ваш комментарий. Очень приятно! С уважением, Елена Буторина.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 1 августа 2017 в 21:15 +4
Поучительный урок! music БРАВО v С большим удовольствием голосую за Вашу педагогическую разработку joke Голос +16
Елена Ивановна Буторина # 2 августа 2017 в 01:08 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна, за положительный комментарий. С уважением, Елена Буторина.
Надежда Валерьевна Баяндина # 2 августа 2017 в 18:03 +2
Интересная работа. Сочетание традиционных и новых форм позволит привлечь больше внимания учащихся к изучению данной темы. Все получилось!
Елена Ивановна Буторина # 2 августа 2017 в 20:03 +3
Уважаемая Надежда Валерьевна! Мне очень приятно за Ваш комментарий. Спасибо, что прочитали и оценили мою работу. Всего Вам доброго! С уважением, Елена Буторина.
Валентина Антоновна Евдокимова # 4 августа 2017 в 17:24 +2
Хочется отметить умение хорошо составлять сценарии уроков. Методически грамотно, помогает прекрасное оформление публикации. Голос
Елена Ивановна Буторина # 5 августа 2017 в 01:29 0
Уважаемая Валентина Антоновна! Благодарю Вас за положительный комментарий. Мне очень приятно. С уважением, Елена Буторина.
Галина Владимировна Козюкова # 8 августа 2017 в 15:20 +1
Елена Ивановна, с большим интересом познакомилась с Вашим материалом, урок понравился, я не музыкальный работник, но поняла, что такое интервалы. Меня привлекли увлекательные задания, музыкальные фрагменты, красочное оформление. Голосую и желаю успехов!
Елена Ивановна Буторина # 8 августа 2017 в 15:48 0
Уважаемая Галина Владимировна! Спасибо огромное за Ваше мнение, для меня оно очень важно. Желаю Вам успехов. С уважением, Елена Буторина.
Виктория Александровна Лутковская # 8 августа 2017 в 21:31 +1
Доброго времени суток, очень интересный и доступный урок, закончив музыкальную школу, впервые увидела такие понятия как основание и вершина. Понравилось красочное сопровождение. Удачи!
Елена Ивановна Буторина # 8 августа 2017 в 22:04 0
Спасибо, Виктория Александровна, за Ваше мнение, комментарий и "голос", за поддержку. Мне очень приятно. Всего Вам доброго! С уважением, Елена Буторина.
Татьяна Константиновна Мункачи # 14 августа 2017 в 11:25 +1
Спасибо, Елена Ивановна, за приглашение. Мне очень понравился ход урока. Понравилось, как Вы преподносите новый материал. Вы очень грамотно поступили, когда включили в урок видео фрагмент любимого мультфильма. Дети песенку знают, с удовольствием её спели. Прослеживается аналогия. Песенка легкая, веселая, значит и новая тема такая же. Для себя взяла на заметку рефлексию (блиц-опрос с голосованием). Никогда не встречала ничего подобного. Обязательно проведу. Голосую с удовольствием!
Елена Ивановна Буторина # 14 августа 2017 в 13:06 0
Спасибо большое, Татьяна Константиновна, за Ваш подробный комментарий! Мне очень приятно и важно Ваше мнение. Всего Вам доброго! С уважением, Елена Буторина.
Надежда Александровна Смольская # 6 февраля 2018 в 21:07 +1
ЗДОРОВО !ГОЛОС
Елена Ивановна Буторина # 22 февраля 2018 в 09:37 0
Спасибо Вам за интерес к моей публикации, Надежда Александровна! Всего Вам самого доброго! С уважением, Елена Буторина.