Эссе на тему «Архитектурные сказки»
Автор: Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Горнозаводска, Пермский край.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию эссе на тему «Архитектурные сказки». Данная работа может быть интересна педагогам ДОУ, учителям, классным руководителям в подготовке и проведении внеклассного мероприятия для школьников разного возраста.
Цель: знакомство с необычными архитектурными проектами Фриденсрайха Хундертвассера.
Задачи: - расширить кругозор учащихся;
- способствовать разностороннему развитию личности;
- воспитывать интерес и любовь к искусству;
- развивать образное мышление учащихся.
Здравствуйте, дорогие друзья! Если вы не равнодушны к архитектуре, если вас интересуют необычные здания, значит вы попали, как говорится, по адресу. Хочу рассказать об удивительных работах австрийского архитектора и художника Фриденсрайха Хундертвассера. Работая над материалами по современному искусству, совершенно случайно увидела изумительные по красоте здания (глаз не оторвать!), созданные по проектам Хундертвассера. В первую очередь ознакомилась с биографией художника, прочитала его статьи. А дальше так увлеклась его работами, что совершенно потеряла счет времени. Была очарована буквально всем, что успел создать мастер! Спешу поделиться с вами этой информацией. Один их самых знаменитых архитектурных проектов мастера -
Дом Хундертвассера - визитная карточка Вены (Австрия, 1983-1986):
Оказывается, в доме – пятьдесят квартир, в которых живут около 200 человек. Все квартиры – разные по площади: от 30 до 150 квадратных метров. Есть медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы. А самое поразительное – то, что на территории дома посажено 250 деревьев.
При строительстве дома Хундертвассер воплотил в жизнь все свои идеи: в здании нет прямых линий, даже стены дома замысловато изогнуты. Главными элементами декора являются асимметричные разноцветные прямоугольники, битая керамическая плитка, окна различной формы и размера, неровные полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени.
В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон: «Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я говорю, что дома состоят из окон» (Ф. Хундертвассер, «Оконная диктатура и право окна», 1990):
Архитектор хотел, чтобы человек был счастлив в своем доме, чувствовал себя там уютно, как птица в гнезде:
Это муниципальное жилье – одно из самых дорогих в австрийской столице, построено по заказу городских властей Вены. На открытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 тысяч человек. До сих пор это самый посещаемый дом в Австрии. «Я возвращаю дома людям. Не только формально, но на самом деле. С этого момента это право и обязанность всех жителей гладких тюремных коробок – изменить их своими собственными руками. Снаружи и внутри, там, где они живут…» (Ф. Хундервассер, статья «Призыв ко всем жильцам», 1968).
Другое здание, не менее значимое в австрийской столице -
«Венский дом искусств»:
Посмотрите, как было реконструировано архитектором здание, ранее принадлежавшее мебельной фабрике:
Обратили ли вы внимание на то, что Хундертвассер украшает фасады своих строений деревьями? Сам художник их называл с любовью «деревьями - квартиросъёмщиками», или «деревьями – жильцами». По убеждению автора, предоставить деревьям и траве место в доме — хоть какая-то компенсация за урон, который люди наносят природе:
«То, чего нам не хватает, это мирного договора с Природой. Мы должны вернуть Природе территории, которые мы незаконно отняли у нее. Все горизонтальное под небом принадлежит Природе. Все, до чего дотрагиваются лучи солнца, все, на что проливаются дожди, это священная и неприкосновенная собственность Природы. Мы, люди, всего лишь гости Природы» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).
«Я, возможно, хотел бы быть известен как волшебник растительности... Нам необходимо волшебство», - говорил Хундертвассер.
В течение жизни Хундертвассер был активным борцом за экологию. Никогда не брался за проекты, которые могли нанести вред природе. Свою концепцию видения мира он изложил в многочисленных статьях и манифестах. «Мы только гости природы и должны вести себя соответственно. Человек должен понимать, что он – самый опасный вредитель, когда-либо опустошавший эту землю. Человек должен поставить перед собой экологические барьеры, так чтобы земля могла возродиться» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).
Вокзал города Ильцен стал одним из последних проектов знаменитого художника Фриденсрайха Хундертвассера. Типичная железнодорожная станция подверглась перепланировке и реконструкции и, измененная до неузнаваемости, открылась в 2000 году. Обтекаемые здания вокзала не имеют прямых линий и острых углов, все переходы плавные и гармоничные, что является одним из постулатов идеологии Хундертвассера:
Кому не хочется, чтобы в его городе был построен такой вокзал или здание, всем видом напоминающее картинку из сказки, или детская площадка, с которой не хочется уходить? Кто хочет пожить в доме, построенном замечательным австрийским архитектором? Походить по неровным, как лесная тропинка, полам?
Фриденсрайх Хундертвассер был довольно неординарным человеком: ну кому еще придет в голову носить носки разного цвета! Когда ему задавали вопрос: «Почему вы носите носки разного цвета?», он отвечал: «А почему вы носите одинакового?»
Хундертвассер прославился не только как архитектор. В его творческой коллекции есть графические работы, живопись, марки, монеты, флаги.
Из публикаций Фриденсрайха Хундертвассера: «Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни. Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел»:
Вот далеко не все "архитектурные сказки", о которых я рассказала вам сегодня. Советую всем читателям найти время ознакомиться с другими проектами Хундертвассера. Надеюсь, не пожалеете, потому что вас ждет океан положительных эмоций. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Эссе учителя английского языка
Размышление педагога о молодом поколении и их отношении к войне
Эссе воспитателя детского сада
Эссе педагога дополнительного образования