Основы ведения меха на аккордеоне
Методическая разработка на тему: Основы ведения меха на аккордеоне
Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ. Также материал будет интересен студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания детей.Цель: формирование навыков ведения меха на аккордеоне, их использование в художественном материале, практическое применение в обучении аккордеонистов.
Задача: выявить основные трудности и ошибки, встречающиеся в ведении меха на аккордеоне; активизировать деятельность преподавателей на формирование и развитие в учащихся навыков правильного ведения меха.
План
1. Формирование основных навыков ведения меха.
2. Основные моменты изменения направления движения меха.
3. Связь движения меха со звукоизвлечением на аккордеоне:
а) динамические оттенки;
б) штрихи;
в) выделение голоса в двухголосии или в полифоническом развитии.
4. Особенности ведения меха на аккордеоне
Одной из конструктивных особенностей аккордеона является наличие меха. Это определяет неизбежность изменения направления его движения во время исполнения музыкальных произведений. Проблема заключается в том, чтобы эту особенность инструмента использовать в качестве одного из выразительных исполнительских средств. Но решать эту проблему в каждом конкретном случае возможно только при условии, если определить оптимальные моменты смены направления движения меха. Подобно тому, как исполнители на струнно-смычковых инструментах, расставляя штрихи, находят самое необходимое и самое отчетливое для достижения авторского замысла движение смычка, так и аккордеонисты, выполняя исполнительское редактирование музыкального произведения, подробно определяя моменты смены направления движения меха, становятся творческими соавторами композитора.
В понятии «смена направления движения меха» или «ведение меха» содержится не только сам навык ведения меха, но и умение найти нужный момент изменения направления в его движении.
На начальном этапе обучения главным является приобретение навыков ведения меха, то есть умение вести его плавно и достаточно активно, незаметно для слуха изменять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки.
Ведение меха осуществляется левой рукой. Кисть руки продевается под ремень левой части корпуса аккордеона. Ремень должен быть подогнан таким образом, чтобы при перемещении кисти вверх и вниз вдоль ремня, последний вплотную прилегал к запястью. Упираясь запястьем левой руки в ремень, аккордеонист разжимает мех, а опираясь мягкой частью ладони на сетку, он сжимает мех. Мех всей своей нижней плоскостью должен устойчиво стоять на левом бедре в вертикальном положении. Во время игры мех движется веерообразно. Нельзя допускать, чтобы во время движения меха кисть левой руки описывала «восьмерку», то есть верхняя часть меха на сжим закрывалась быстрее, чем нижняя. Необходимо поупражняться вести мех, пользуясь при этом воздушным клапаном ( упражнение «Ветер» ) или извлекая звуки на клавиатуре.
Движение меха образует поток воздуха, который приводит к колебаниям металлических язычков, заставляя их звучать. Чистый и непрерывный звук образуется в том случае, когда мех движется спокойно и равномерно.
Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Ученик должен знать не только как менять мех, но и где лучше его поменять. Нельзя менять мех на одном звуке, потому что длительность данного звука не выдерживается, дробится. Смена меха выполняется, как правило, между фразами и предложениями. Чем быстрее темп, тем больше фраз укладывается на движение меха в одну сторону. Не рекомендуется разжимать и сжимать мех полностью. Оживленную музыку, например, танцевального, маршеобразного характера, удобнее играть на «коротком» меху. Произведения, исполняемые в медленном темпе, с широкими фразами, требуют «длинного» меха. В каждом случае надо искать наилучший вариант смены движения меха, в соответствии с содержанием и характером пьесы. Не желательна смена меха на лиге или в середине фразы. Но, если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно его поменять в середине фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.
Ученик должен научиться во время ведения меха чувствовать грань звучания на сжим и разжим и регулировать подачу воздуха. Предвидя нехватку воздуха на последние звуки, можно убавить динамику в середине фразы. Если это не возможно, то нужно наметить дополнительные места для смены движения меха.
Как правило, перед исполнением мех должен находиться в собранном состоянии. В некоторых случаях, чтобы избежать нехватки меха на сжим, целесообразно начинать исполнение пьесы с частично разжатым мехом.
С движением меха связывают все, что касается звукоизвлечения на аккордеоне: динамические оттенки, штрихи, создание ритмического рисунка, выделение определенного голоса в двухголосии или в полифоническом развитии.
Сила звука зависит от силы давления на «голоса», которая в свою очередь зависит от скорости движения меха. Медленное движение делает звучание очень тихим. По мере ускорения движения меха сила звучности растет. Для нюансов pp (пианиссимо) и p (пиано) используется медленное движение меха. Для mp (меццо-пиано) и mf (меццо-форте) - средняя скорость движения меха, а для f (форте) и ff (фортиссимо) - быстрое движение меха. Постепенное усиление звука (crescendo) достигается путем постепенного ускорения движения меха. Постепенное ослабление силы звучания (diminuendo) достигается путем замедления движения меха.
Научиться равномерно ускорять и замедлять движение меха можно при помощи таких упражнений:
Упражнение «Самолет» имитирует звук самолета, который приближается или удаляется. Выбирается один из звуков низкого регистра левой или правой клавиатуры и выполняются три варианта упражнения:
1. Самолет вдалеке (p) - самолет приближается (crescendo) - самолет над головой (f).
2. Самолет над головой (f) - самолет удаляется (diminuendo) - самолет вдалеке (p).
3. Самолет вдалеке (p) - самолет приближается (crescendo) - самолет над головой (f) - самолет удаляется (diminuendo) - самолет вдалеке (p).
Упражнение «Морской прибой» выполняется с помощью воздушного клапана. Графический рисунок звукодинамики морской волны состоит из трех основных фаз. «Поднятие волны» изображается шумовым эффектом на crescendo. «Удар волны о скалу» выполняется мягким рывком меха и сразу же приходит в «спокойствие» - движение меха на diminuendo.
Упражнение «Вася спит». Берется диссонирующее созвучие (си, до-диез, ре-диез), которое имитирует «храп», а следующий за ним такт (движение меха на воздушном клапане) - «длинный и ровный выдох».
Большую роль играет ведение мехе при исполнении штрихов.
Сфорцандо - подчеркивание начала звучания длительности – выполняется резким движением меха, которое немного опережает взятие самого аккорда: происходит как бы предыхание мехом, потом сразу идет сдержанное движение меха.
Акцент – подчеркивание звучания всей длительности – выполняется ровным коротким движением меха с одновременным нажатием нужной клавиши или кнопки. Этим способом, то есть периодическим выделением в мелодии или аккомпанементе определенных звуков, образуется нужный ритмический рисунок.
При исполнении штриха легато – связная игра – движения меха должны быть плавными и равномерными, без толчков. Направление движения меха надо менять незаметно для слухового восприятия.
Во время игры нон легато ( не связно) и стаккато (отрывисто) выполняются как бы легкие толчки мехом, сила нажима на мех большая.
Штрих деташе - незначительное подчеркивание длительности в момент начала ее звучания - выполняется отдельным плавным движением меха при извлечении каждого звука.
Штрих маркато - выразительное подчеркивание звука – выполняется четким, уверенным движением меха на каждый звук.
Штрих мартеле или меховое стаккато как бы сочетает стаккато и акцент. Вместе с отрывистым извлечением звука выполняется короткий и резкий толчок мехом. Звук получается громким и «сухим».
Тремоло мехом - быстрое и многократное повторение одного и того же звука или созвучия - выполняется быстрой и частой сменой направления движения меха. Пальцы остаются на клавишах и снимаются только в конце тремоло.
Вибрато (vibrato) - связное исполнение дрожащим звуком. Быстрые и равномерные колебания звука образуются частыми движениями меха при ведении его в одну сторону.
Выделение с помощью меха определенного голоса или нескольких нот в полифоническом развитии основано на том принципе, что звук, взятый на резком движении меха, будет продолжать звучать громче чем звуки, взятые вслед за ним на спокойном движении меха.
Существует мнение, что на аккордеоне не возможно выделить звучание одного голоса на фоне других голосов, как и вообще игру на правой или левой клавиатуре, потому что мех один и распределение подачи воздуха происходит равномерно. Однако исполнитель может легко выделить звучание партии левой или правой руки: отдавая ей предпочтение, он проводит ее, используя плотное легато, вследствие чего клапаны открываются больше, остаются открытыми дольше, через них проходит больше воздуха. Кроме того, внимательно слушая данное голосоведение, аккордеонист хорошо согласовывает звучание каждой предыдущей ноты со следующими. В левой руке возможно регулирование звучности еще за счет неполного нажима кнопок. В правой руке это почти не возможно, потому что она не имеет опоры.
Кроме различного ведения меха, большое влияние на звук имеет и туше (то есть спокойный или резкий нажим на кнопки или клавиши). Разнообразие оттенков звука зависит от комбинации ведения меха и туше. Их может быть столько, сколько характеров и настроений, и нахождение верного звучания зависит от культуры и музыкальности аккордеониста.
С первых занятий необходимо научить ученика слушать себя и спокойно, ровно вести мех. Разучивая песни и пьесы надо требовать выполнения элементарных динамических оттенков ( p, f, crescendo, diminuendo). Не следует задерживаться на ровном звуке, потому что теряется взаимосвязь между движениями меха и звучностью.
На следующем этапе обучения рекомендуется одновременное прохождение разных по характеру пьес, например, напевной народной песни и характерного четкого танца. Такое сочетание охватывает два основных, противоположных друг другу приема ведения меха. Когда эти основные приемы будут хорошо усвоены, можно переходить к более тонкой работе над штрихами и нюансировкой.
Нужно внимательно следить, чтобы ученик не напрягался, образуя звучание большой силы (крещендо, сфорцандо, акцент). Необходимо чтобы:
1) разжим меха соответствовал естественному движению левой руки ученика и ее длине;
2) ученик не двигал ногами и не помогал ими движениям меха;
3) не раскачивался со стороны в сторону одновременно с движением меха;
4) не прижимался подбородком или щекой к инструменту;
5) не опускал левое плечо при разжиме меха.
Невыполнение этих правил приводит к перенапряжению всего корпуса, чрезмерному напряжению в руках, кисти и пальцах. Нужно, чтобы ученик осознал, что сила звука зависит только от силы нажима на мех, а усиленное нажатие клавиш создает только скованность и технические трудности.
Мех считается душой аккордеона. Умело пользуясь им, применяя контрастное соотношение нюансов, едва заметную филировку звука, исполнитель достигает необходимого характера звучания и создает нужное настроение.
Использованная литература:
1. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва. «Советский композитор». 1988 г.
2. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва. «Советский композитор». 1990 г.
3. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. Москва. «Советский композитор». 1972 г.
4.Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. Москва. «Музыка». 1989 г.
5. Онегин А. Школа игры на баяне. Москва. 1962 г.
6. Стативкин Г. Начальное обучение на готово-выборном баяне. Москва. «Музыка». 1989 г.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника для 1 класса. Посвящение в искусство Занимательное сольфеджио в стихах Романсы в творчестве русских композиторов Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ
Автор: Людмила Ивановна Кириченко
Опубликовано: 2904 дня назад (2 января 2017)
Просмотров: 5906
Рубрика: Методическая разработка
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
А разве обязательно прям всегда вести мех веером?, разве нет таких ситуаций, когда надо верхнюю часть быстрее сжать чем нижнюю, или надо чтоб всегда нижняя часть смыкалась быстрее чем верхняя в независимости от расположение левой руки на клавиатуре? |