Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Романсы в творчестве русских композиторов

Учебно-методическая разработка "Романсы в творчестве русских композиторов"
Работа предназначена для широкого круга читателей, а также может использоваться для проведения тематических вечеров , посвящённых русскому романсу для возрастной категории начиная со средних классов СОШ, ДМШ и ДШИ.
ВВЕДЕНИЕ
Люблю я слушать, в негу погружаясь,
Романсов пылких вздохи огневые.
С. Данилов

Иногда в концертах, по радио, телевидению, в домашнем музицировании мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их не громок и обращен к небольшой аудитории слушателей.
Эти произведения – романсы.
Романс... Он полон очарования и светлой грусти.
Романсы дают широчайшие возможности для выражения мыслей, чувств, настроений…
История создания романса.
Слово романс уводит нас в далекие средние века в Испанию. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы», что определяло не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции, но и характерный тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента.
В XV веке, с развитием лирической, особенно придворной поэзии, в Испании стали осуществляться издания романсовых сборников – так называемых романсеро. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию.
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но постепенно внедрился и как жанр музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление.
Англичане называли романсами не только вокальные сочинения, но и большие рыцарские поэмы, а французы – лирические любовные песни. Сближаясь с народным искусством, романс обогащался народными чертами, становился популярным демократическим жанром, сохраняя, в отличие от испанской народной песни, свои специфические черты.
Как музыкальный жанр романс расширил со временем свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием.
Русский романс
В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Романс стал жанром, в котором наиболее тесно слились поэзия и музыка.
В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлению сердечных чувств.
Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Романс широко распространился не только в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность. Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровывался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.
Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.
Разновидности романса в России:
Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: «усадебный», «городской» романс, который проник в город в разночинную среду. Особая разновидность – мещанский, или «жестокий», романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями.
К «жестокому» близок и «цыганский» романс, с культом волной, не знающей границ любовной страсти.
Романс объединяет такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах.
Элегия — это лирико-философское стихотворение. Примером роман¬са имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс «Утро туманное» на слова И. С. Тургенева. В нем с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тос¬ки по ушедшему счастью.
Для романса, име¬ющего сходство с балладой, характерны образы, навеянные старинными преданиями и легенда¬ми. Пример — романс "Черная шаль" А. Н. Верстовского на стихи А. С. Пушкина.
Многими композиторами созданы вокальные и инструментальные пьесы в жанре баркаролы. Баркароле – (итал. barcarola, от barca — лодка), песне венецианских гондольеров типичны мягкое, качающееся движение мелодии и лирический характер. Черты народной баркаролы появляются и в русских романсах.
В настоящее время под термином «романс» подразумевается всё многообразие камерных вокальных форм (сольных и ансамблевых) с инструментальным сопровождением, чаще всего фортепианным.
Возможны и такие варианты как сопровождение на гитаре и арфе:

(картинка - девушка играет на арфе)
(картинка - юноша играет на гитаре)


Важную роль в развитии русского романса первой половины XIX века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и камерной песни также в творчестве композиторов–классиков – Даргомыжского и Глинки.
(Портрет М.И.Глинки)
Романсы Михаила Ивановича Глинки являются гордостью русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта, а лирические романсы – это своего рода исповедь.
Все пленяет в романсах М. И. Глинки: искренность и простота, скромность и сдержан¬ность в выражении чувств и настроений, классическая стройность, строгость формы, красота мелодии.
М.И.Глинка — основоположник русской школы вокального пения. Его романсы — неиссякаемый родник красоты и совершенства.
Композитор сочинял романсы на стихи современных ему поэтов — Жуковского, Дельвига, Пушкина, близких друзей, например И.В. Кукольника.
В вокальной лирике композитора особое место занимают романсы на слова А.С. Пушкина. Среди них жемчужина русской вокальной лирики «Я помню чудное мгновенье». В этом романсе слились воедино гений поэта и композитора.
В 1838г. М. И. Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
«Она не была хороша,— вспоминал впоследствии композитор,— даже нечто страдальческое отражалось на ее бледном лице, но ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали».
Чувства М. И. Глинки были разделены: Он писал: «Мне гадко было у себя дома, зато столько жизни и наслаждения с другой стороны. Пламенно поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла...»
Встреча с Екатериной Керн принесла композитору большую радость. Чуткость, одухотворенность, образованность девушки поразили М. И. Глинку. Благодаря глубокому, чистому чувству композитора к Екатерине Керн появился вдохновенный поэтический романс «Я помню чудное мгновенье».
(Портрет А.С.Даргомыжского)
Более ста песен и романсов написаны известным русским композитором А. С. Даргомыжским.
В романсах глубоко и психологически правдиво раскрыт внутренний мир человека, его чувства и мысли.
Любимыми поэтами А.С. Даргомыжского были А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Дельвиг, Беранже. Их гений служил источником вдохновения для многих композиторов того времени.
Глубоким лиризмом проникнут романс Даргомыжского «Мне грустно» на слова М. Ю. Лермонтова. Пользуются известностью такие романсы как «Мне минуло 16 лет», «Титулярный советник», «Старый капрал».
Пётр Ильич Чайковский свои романсы (их более ста) писал на протяжении всей своей жизни. Они очень разнообразны и по жанрам, и по настроению, и по характерам героев.
Для романсов Петра Ильича характерна искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражения.
(Портрет П.И.Чайковского)
О романсах П. И. Чайковского композитор Б. В. Асафьев писал:
«...В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной, среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни нужна была музыка… непосредственного, искреннего чувства, которая давала бы возможность …«отвести душу»...
Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения».
Трудно найти человека, который бы не слышал романсов П. И. Чайковского. Вот некоторые из них:
«Средь шумного бала» на слова А. Н. Толстого Он написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоминания о встрече с любимой во время бала). Этот романс — тонкая, проникновенная, лирическая миниатюра, интимное признание в своем чувстве.

Один из самых лучезарных романсов композитора — «День ли царит» на слова А. Н. Толстого. Все в нем отражает бурный восторг, пламенность беспредельного, всепоглощающего чувства.

Романс «Благословляю вас, леса» на слова из поэмы А. Н. Толстого «Иоанн Дамаскин» по своему характеру может быть отнесен к числу философских страниц вокальной лирики П. И. Чайковского. Его основная идея — прославление красоты и могущества природы, с которой неразрывно связана жизнь человека.
(Портрет Н.А.Римского-Корсакова)
Нельзя не сказать еще об одном композиторе, который обогатил сокровищницу русского романса - о Николае Андреевиче Римском-Корсакове.

В многогранном творчестве композитора особое место занимают романсы, а их он создал 79.
Вокальной лирике Николая Андреевича присущи глубокая поэтичность, безупречная художественная форма.
Основное содержание его романсов — любовные чувства, образы природы, мотивы восточной поэзии, размышления об искусстве.
Стихи, которые привлекали Н. А. Римского-Корсакова, указывают на его тонкий вкус.
Любимые поэты композитора — Пушкин, Майков, Никитин, Фет, Кольцов, А.Толстой.
Самые известные романсы: «Анчар», «Мой голос для тебя», «На нивы жёлтые», вокальный цикл «У моря».
(Портрет П.П.Булахова)
Бытовая музыка, тесно связанная с русской народной песенностью, звучала в Москве широко и привольно. Поэтому не удивительно, что именно в Москве нашел прибежище русский бытовой романс, ярчайшим представителем которого во второй половине XIX века стал композитор и певец Петр Петрович Булахов (1822-1885).

Сын оперного артиста П. А Булахова, брат знаменитого русского тенора Павла Булахова, Петр Булахов прославился как создатель и исполнитель русских песен и бытового романса.
Искусством Петра Петровича восторгались такие известные представители отечественной культуры, как драматург А. Н. Островский, основатель картинной галереи П. М. Третьяков, меценат, знаток русской музыки С. И. Мамонтов.
В романсах и в песнях Булахова и в творчестве авторов бытового романса начала века соединились мелодические сплавы городской русской песни, цыганской песенности с формами салонной музыки, романсового творчества западных и русских композиторов.
Современники П.П.Булахова называли его предшественником Петра Ильича Чайковского в жанре романса. Булахов умел выражать свои чувства искренне и просто.
Это можно заметить в знаменитом романсе «Гори, гори моя звезда», навеянном автобиографическими мотивами. Этот романс, очень популярный и в наши дни, в свой исполнительский репертуар включали такие известные певцы, как Анна Герман и Иосиф Кобзон:
«Гори, гори, моя звезда
Гори, звезда приветная,
Ты у меня одна заветная,
Другой не будет никогда…»

В знаменитой песне «Колокольчики мои, цветики степные» проявляются русские корни и черты, приближённые к городскому романсу.

А в романсе «Нет, не люблю я вас» заметно влияние салонной музыки:

Нет, не люблю я вас,
Да и любить не стану,
Коварных ваших глаз
Не верю я обману.
Остыл огонь души
И сердце охладело!
Вы очень хороши,
Да мне какое дело!

Изящный, порхающий вальс, с гибкой взлетающей мелодией, с паузами, вздохами, игрой, сменой мажора и минора, с живой, образной музыкальной речью, в которой многое и от собственного булаховского стиля, - отражение его творческих исканий.
Такой же выразительностью наполнена одна из лучших его элегий «Не пробуждай воспоминаний». Здесь поёт каждый звук, каждое слово. Всё от сердца и души:

«Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней,
Не возвратишь былых желаний
В душе моей, в душе моей…»
Аккомпанемент! Роскошь или необходимость?
Одной из особенностей романса, в отличие от песни, является наличие фортепианного сопровождения. В песне оно не всегда обязательно. Вспомним, как часто нам приходится петь песни без аккомпанемента – одну мелодию. Конечно, если пению аккомпанирует рояль или аккордеон, то звучание становится более полным, богатым, красочным. Но вполне можно обойтись и без инструментального сопровождения, особенно, если песня исполняется хором. Простота, доступность, исполнения является одним из преимуществ песни.
А вот исполнение романса часто совсем невозможно представить без аккомпанемента.
В романсах вокальная и инструментальная партии теснейшим образом связаны между собой. Здесь и мелодия и инструментальное сопровождение тесно взаимодействуют, участвуя в создании музыкального образа.
Возьмем, к примеру, романс Чайковского «Средь шумного бала»:
(Нотный пример)
Фразу за фразой выпевает голос; мелодия развертывается неторопливо, как постепенно вырисовывающиеся видение, очертания которого все яснее и яснее. Проникновенные задумчивые интонации с печально никнущими окончаниями фраз, прерывистое, с паузами, дыхание передают трепетность первого, робкого и нежного чувства и рисуют образ героини – поэтичный, хрупкий.
Но не меньшее значение имеет аккомпанемент, невесомо прозрачный, почти воздушный. Выдержанный в ритме вальса, он словно доносит до нас отголоски далекого бала.
А равномерный, завораживающий своим однообразием рисунок сопровождения еще более способствует тому, что весь романс звучит как воспоминание и предстает в романтической дымке…
А если послушать «Весенние воды» Рахманинова! Разве можно представить себе этот романс без фортепианного сопровождения?
При прослушивании этого романса можно сразу понять, что радостно-приподнятая мелодия с ее ликующими возгласами и бурливые потоки немолчно бушующих фортепианных пассажей составляют единое художественное целое.
Продолжая творчество С.Рахманинова, можно привести немало примеров.
Одним из самых замечательных является романс на стихи Ф.Тютчева «Весенние воды»:
«Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…»
Столько света и надежды в этом солнечном гимне, столько молодой силы и радости передано в сопровождении!
Ещё один пример: «Островок» на слова К.Бальмонта.
Здесь музыка передаёт звуковой пейзаж. Мелодия как бы стекает бесшумно и прозрачно, не тревожа тишины.
Единое целое составляют Слова и Музыка!
Рассмотрим некоторые различия между романсом и песней. Мы знаем, что песни обычно пишутся в куплетной форме. Когда разучиваешь песню, то запоминаешь лишь музыку первого куплета, потому что во всех следующих куплетах слова меняются, а мелодия остается неизменной.
Если песня с припевом, то мы имеем дело с двумя различными мелодиями: запевом и припевом. Чередуясь, они следуют одна за другой. И, несмотря на то, что в тексте песни слова в каждом следующем куплете новые, музыка запева остается неизменной.
Текст и музыка должны находиться в полном соответствии. Мелодия прекрасно отражает основную идею всего текста в целом, отвечает его общему настроению.
Это в песне. А как же в романсе?
Если композитор, создавая романс, хочет отразить общее настроение поэтического текста, то он прибегает к обобщенной песенной мелодии, к куплетной форме.
Таковы многие романсы Шуберта, Глинки, Алябьева, Варламова. Часто их даже трудно отличить от песни. Но в большинстве романсов музыка дает не только общее настроение, отражает не только основную идею теста, но раскрывает все многообразие его содержания, поясняет смысл строф, фраз, заостряет внимание слушателя на каких-то отдельных словах, деталях. Композитор уже не может ограничиться песенной куплетной формой, он выбирает более сложные музыкальные формы, нередко исходя при этом из строения и содержания самого стихотворения.
Таким образом, главная задача романсов – передать художественный смысл музыки и текста, а также творческую задумку композитора. Тогда любой романс обретёт душу и будет «жить» вечно!
Заключение
Слушая камерно – вокальные произведения отечественной музыкальной культуры, мы проникаем в самое сокровенное творчества больших мастеров, прослеживаем за их привязанностями и увлечениями, становимся свидетелями нарождения тех или иных художественных течений, отраженных в интонационном языке литературной и музыкальной речи.
Слушая романсы, мы наглядно видим и осязаем приемы, штрихи, особенности художественного метода, характерного для своего времени и в этом отношении роль романса неоценима.
Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить.
И, если прислушаться к неумолчному голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций,
а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов!

Рекомендуем посмотреть:

Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классе

Похожие статьи:

Музыкальное воспитание школьников во внеурочное время

Опубликовано: 3067 дней назад (27 ноября 2015)
Просмотров: 22818
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!