Конспект внеурочного занятия по экологии, 7-8 класс. Балтийское море
Конспект занятия в дополнительном образовании «Балтийское море начинается здесь»
Автор: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.Аннотация: на занятии ребята узнают о балтийском море, о том какие на данный момент существуют экологические проблемы,связанные с балтийским морем. Так же учащиеся узнают что нужно делать для снижения антропогенной нагрузки.
Состав учебной группы: учащиеся 7-8 классов.
Продолжительность занятия: 1 академический час
Цель занятия: показать учащимся, какая связь существует между реками и озерами Беларуси и Балтийским морем, и каким образом проблемы Балтийского моря связаны с нами.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о проблемах балтийского моря.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуальное, групповое, практико-ориентированное занятие.
Педагогическая технология: продуктивная (коллективная творческая деятельность, интерактивное обучение)
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, обсуждение, мини-лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций, презентация);
- игровой (викторина, игра).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, мультимедийная установка, ватман, карта с озером.
Структура занятия:
1. Организационный этап.
1.1. Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
2.1.Прием «Корзина идей»
3. Операционно-познавательный этап.
3.1. Мини-лекция «Балтийское море» с демонстрацией презентации.
3.2. Самостоятельная работа учащихся со стендом «Круговорот воды в природе»
3.3. Викторина «Вода в природе»
3.4. Игра «Круговорот воды».
3.5. Беседа «Эвтрофикация».
3.6. Игра «Что станет с озером».
3.7. Физкультминутка
3.8. Беседа «Сточные воды»
3.9. Обсуждение «Экологические проблемы ГЭС» (с демонстрацией видеоролика о работе ГЭС)
4. Контрольно-коррекционный этап.
4.1. Водный след продуктов и товаров (Обсуждение стенда, онлайн расчет водного следа)
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия, завершение приема корзина идей. Интерактивная игра "Что лично я могу сделать для снижения загрязнения водоемов?"
Структура занятия:
1. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня не обычное занятие, оно посвящено балтийскому морю, мы с вами узнаем какие есть проблемы, и какие пути решения этих проблем.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Педагог: Тема нашего занятия звучит так «Балтийское море начинается здесь». Я предлагаю вам записать на лист все что вам известно о балтийском море. На это вам даётся 2 минуты. После чего каждый по очереди зачитает то что он написал.
Прием «Корзина идей»
(Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает на листочек все, что ему известно по теме (2 мин). Каждый учащийся зачитывает что он написал, учитель записывает тезисы на доске.)
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Мини-лекция «Балтийское море» с демонстрацией презентации.
Педагог: начнем наше занятие с того что, немного узнаем о балтийском море.
Балтийское море — внутриматериковое море Евразии, расположенное в Северной Европе (частично омывает также берега Западной и Восточной Европы). Относится к бассейну Атлантического океана.
Балтийское море глубоко вдаётся в сушу Европы, омывает берега России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.
Крупные заливы Балтийского моря: Финский, Ботнический, Рижский, Куршский (пресноводный залив, отделённый от моря песчаной Куршской косой).
Крупные реки, впадающие в Балтийское море, — Нева, Нарва, Западная Двина, Неман, Преголя, Висла, Одер и Вента.
В Беларуси свои воды в Балтийское море несут Западная Двина, Нёман, Западный Буг и их притоки.
(Нёман и Западную Двину можно считать одними из самых чистых рек в Беларуси. Раньше лидировал Нёман по количеству самых чистых водных объектов, но в последние годы – Западная Двина. Но постепенно качество воды снижается, это связанно с тем что увеличивается количество сточных вод. Из-за ухудшения качества рек впадающих в Балтийское море, ухудшается экологическая ситуация на Балтийском море.)
Современные проблемы балтийского моря
1. Эвтрофикация (цветение воды, об этом явлении мы поговорим немного позже).
2. Загрязнение нефтепродуктами (Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным - это почти штатная ситуация на Балтике.)
3. Высокая степень токсического загрязнения (На дне моря захоронено огромного количество техники, снарядов со времен второй мировой войны)
Эвтрофикация
Причины
-Избыточное попадание биогенных элементов в водоемы, происходит из всех стран расположенных на берегах Балтийского моря.
-Загрязнение через воздушную среду поступает так же и из более отдаленных стран.
Последствия
-Ухудшается качество воды
-Увеличивается число токсичных веществ
-Дефицит кислорода
-Гибель природной фауны
Пути решения
- Создание различных нормативов и Международных конгрессов
Высокая степень токсического загрязнения
На дне Балтийского моря лежат 267 тысяч тонн бомб, снарядов и мин, затопленных после окончания. Второй мировой войны металл в морской воде разъедает ржавчина, и отрава грозит вырваться наружу. (Притаившегося на дне Балтики химического оружия с лихвой хватит на то, чтобы отравить всю Европу.)
Помимо химического оружия, там существуют еще около шести десятков свалок токсичных промышленных отходов. (Как считают специалисты, в морскую воду и донные отложения уже поступило около четырех тысяч тонн иприта (горчичный газ — боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия). Известно больше сотни случаев, когда рыбаки, выбирающие со дна тралы, получали химические ожоги.)
Нефтезагрязнение
По официальным данным, загрязнено 200 км берега, количество выброшенных нефтепродуктов 40 тонн. Загрязнение распределено достаточно равномерно, концентрация почти везде сохраняется в пределах 200 грамм на 1 кв. метр.
3.2. Самостоятельная работа учащихся со стендом «Круговорот воды в природе»
(учащиеся изучают стенд, педагог проводит викторину)
3.3. Викторина «Вода в природе»
Педагог: Вся вода на планете взаимосвязана. Все реки, озера и моря связанны друг с другом. И я предлагаю вам самостоятельно в этот разобраться, для этого подойдите к стенду и внимательно изучите его, а после этого мы проведем небольшую викторину, на изучение вам отводится 5 минут.
Правила викторины:
Педагог зачитывает вопросы, учащиеся поднимают руку и отвечают на вопрос. Если ответ не верный, то право ответа переходит другому учащемуся.
Викторина
1. Сколько влаги океан поставляет в атмосферу? (86%)
2. А откуда берутся еще 14% парообразований? (суша)
3. Как известно только чистая вода переходит в парообразное состояние, куда же деваются примеси? (остаются в океане)
4. Как образуются облака? (пары воды встречаются с более холодными потоками воздуха, начинают остывать, образуя мельчайшие капельки воды)
5. В каком виде вода возвращается на землю? (дождь, снег, град)
6. Куда попадает вода, выпавшая в виде осадков? (часть уходит в грунтовые вода, часть в реки и озера, часть остается в океане)
7. Как вода из грунтовых вод возвращается на поверхность? (пробивается родниками на поверхность, выступает болотами)
8. Как на суше идет испарение воды? (с рек, озер, малая часть с растений)
9. Может ли испарившееся с суши вода выпасть снова на суше? (да, может)
10. В водные бассейны попадают различные химические вещества, чем это плохо? (они могут попасть в подземные воды, следовательно, в питьевую воду)
Педагог: Все молодцы очень хорошо справились с вопросами викторины.
3.4. Игра «Круговорот воды».
Педагог: Теперь ребята, сыграем в игру «круговорот воды»
У вас на столах лежат ватманы и конверты, раскрыв конверты вы найдете элементы круговорота воды. Вам необходимо разместить их на ватмане таким образом, чтобы воссоздать цикл круговорота воды в природе. Не все элементы вам могут пригодиться, та команда которая воссоздаст более точный цикл победит.
Отлично справились с заданием, а мы переходим к Эвтрофикации.
3.5. Беседа «Эвтрофикация».
Педагог: Каждое лето мы сталкиваемся с тем, что в жаркий период озера и водохранилища нашей страны "зацветают". Кто знает, что же такое цветение воды?
Учащийся: Цветение воды - это интенсивное размножение мельчайших зеленых и сине-зеленых водорослей.
Педагог: Правильно, и это одно из последствий эвтрофикации водоемов - избыточного поступления в них соединений азота и фосфора.
Эти вещества как удобрения нужны для того чтобы любые растения, в том числе и водоросли, размножались и росли. А как эти вещество поступают в водоемы?
Учащейся: Они поступают в водоемы вместе со стоками с полей, сточными водами городов и деревень, и даже осаждаются из воздуха.
Педагог: При избыточном удобрения микроскопических водорослей становится так много, что они полностью заполняют водную толщу, прозрачность воды резко снижается. Солнечные лучи уже не могут проникать в глубину. Растения, находящиеся на глубине, не получают свет и не вырабатывают кислород. Большинство размножившихся микроскопических водорослей относятся к сине-зеленым, они выделяют токсические вещества, опасные для всех живых организмов в воде.
Микроскопические водоросли со временем отмирают и оседают на дно, где начинается процесс разложения. Бактерии, перерабатывают эту растительную массу при своей жизнедеятельности, потребляют кислород, которого на глубине и так недостаток.
Таким образом, на дне водоемов образуются зоны, где практически нет кислорода, растворенного в воде. А это делает жизнь животных на дне практически невозможной. Как вы думаете какое вещество образуется при гниении растительных остатков?
Учащийся: Во многих случаях при гниении растительных остатков образуется сероводород, который придает придонной воде запах тухлых яиц.
Педагог: Этот газ крайне ядовит и, поднимаясь к поверхности, может убивать животных в толще воды. Когда мы видим "цветущее" озеро, мы даже представить себе не можем, что у него на дне есть мертвые зоны, которые являются страшным последствием эвтрофикации.
Педагог: Ребята, обратите внимание на стенд, мы видим две экосистемы «здоровую» и «эвтрофицированную». Я предлагаю вам самостоятельно сравнить эти 2 экосистемы и назвать основные источники загрязнения.
Учащийся: Основные источники поступления биогенных элементов это:
- Очистные сооружения городов;
- Стоки с полей;
- Атмосферные выбросы;
- Животноводческие комплексы.
Педагог: как известно у каждого действия есть свои последствия, а последствиями эвтрофикации являются:
- «цветение» воды;
- Сине-зеленые водоросли, выделяющие токсины;
- Замор рыбы;
- «мертвые» зоны на дне.
3.6. Игра «Что станет с озером?»
Педагог: Сейчас я мы сыграем в игру «Что станет с озером?»
Правила игры:
Учащиеся создают 3 команды каждой команде дается карта, на которой изображено озеро и различные постройки (заводы, фермы, коммунальные стоки и т.д.)(приложение 3), учащимся нужно сделать вывод что может случиться с озером и как это предотвратить. На выполнения задания отводится 3 минуты.
Педагог: Время истекло, давайте посмотрим, что у вас получилось.
(каждая команда рассказывает, что случится с озером и как это предотвратить)
Педагог: помимо того, что вы сказали необходимо еще установить контроль за отходами на стройплощадках и в горном деле, запретить использования фосфатных детергентов, усилить очистки канализационных стоков.
3.7. Физкультминутка «Теплоход»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Тик-так
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнут ы перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
3.8. Беседа «Сточные воды»
Педагог: Мы с вами каждый день пользуемся водой, когда идем умываться, в туалет, готовим еду и т.д. На протяжении дня мы «создаем» большое количество сточных вод. Как же нам поступать со сточной водой?
Учащийся: Воду необходимо очищать.
Педагог: Для того что бы вода стала чистой ей необходимо пройти несколько стадий очистки. Обратите внимание на стенд.
- удаление механических примесей на специальных устройствах (решетки и песколовки), например, песок, бумага, остатки выброшенных пищевых продуктов. Вода процеживается через специальные сита, отстаивается, фильтруется. Здесь же из нее удаляются нерастворимые нефтепродукты.
- биологический этап очистки предусматривает работу мельчайших микроорганизмов по разрушению органических веществ, поглощению соединения азота, фосфора, тяжелых металлов. Бактерии накапливают все это в своих телах и в виде ила осаждают на дно.
- очищенная вода двигается дальше на завершающие стадии очистки, где для улучшения качества очистки могут быть применены различные химические и физико-химические методы, как, например, дополнительное осаждение фосфора, хлорирование, озонирование.
- заключительным этапом перед сбросом сточных вод в водоем является их дезинфекция. Раньше для этих целей использовали хлорирование, а сейчас все чаще используют облучение ультрафиолетовым излучением, убивающим микроорганизмы.
Педагог: запомните ребята, туалет не свалка. Что нельзя выбрасывать в унитаз?
Учащийся: Нельзя выбрасывать в унитаз туалетную бумагу, гигиенические пакеты, подгузники, остатки пищи и устаревшие лекарственные препараты!
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. Водный след продуктов и товаров
(Обсуждение стенда, онлайн расчет водного следа)
Педагог: На протяжении всей жизни мы пользуемся различными продуктами, вещами, техникой, различными ресурсами, но самый главный ресурс — это вода. Без воды не может функционировать не одно производство, а значит у каждой вещи есть свой водный след. Я предлагаю вам сейчас рассчитать свой водный след.
(расчет водного следа на примере одного из учащихся, на сайте http://www.waterfootprint.ru/)
Педагог: Вот видите какой огромный водный след. Обратите внимание на стенд какой водный след оставляют различные продукты питания, вещи и т.д. Каждый из нас должен задуматься о том, что он может сделать для того чтобы снизить этот показатель.
5. Рефлексия.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие, на занятие мы узнали о влиянии наших рек на балтийское море, о круговороте воды, о таком явлении как эвтрофикация, рассчитали водный след. Сейчас обратите внимание на доску, давайте вычеркнем те тезисы, которые мы разобрали в ходе занятия.
(учащиеся называют тезисы, с которыми ознакомились на занятии, педагог вычеркивает тезисы)
Педагог: А теперь ребята я хочу услышать от вас ответ, на вопрос, который звучит так «Что лично я могу сделать для снижения загрязнения водоемов?»
(учащиеся по очереди отвечают на вопрос)
Педагог: Всем спасибо за занятие, до новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьного← Конспект внеурочного занятия для школьников 4-5 класса на тему: Комнатные растения | Викторина «Мир вокруг нас» с ответами для начальной школы →
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|