Эстетическое воспитание младших дошкольников с использованием художественной литературы о природе в детском саду
Методические рекомендации по построению процесса эстетического воспитания младших дошкольников с использованием художественной литературы о природе
Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие свои вопросы.Довольно много книг для детей о природе написаны учеными - биологами. Их содержание научно достоверно, способствует развитию у детей интереса познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Например, Н. М. Павлова - ученый-растениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, вследствие которых появилась интересная книга для детей - «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки - ученый-биолог - во всех своих детских книгах («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) старается показать сложные явления в природе с высоким уровнем научной точности и вместе с тем в увлекательной, высокохудожественной, интересной детям форме. Множество познавательных книг для дошкольников написал Н. Сладков - топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждом произведении природоведческого характера заложены идея ответственности человека за сохранение окружающей его природы, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.
Методика использования природоведческой книги в младших группах детского сада.
Для чтения произведения о природе для детей первой младшей группы лучше будет разделить деток на подгруппы, а во второй младшей – слушать рассказ или сказку детки могут все сразу. Заранее педагогу рекомендуется подготовить некий наглядный материал, который поможет лучшему восприятию детей: иллюстрации. Во время чтения воспитателю необходимо следит за тем, как ребята слушают.
В случае снижения внимания лучше мгновенно привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом картинок, изменением темпа голоса и т. д. Заканчивать или прерывать чтение не рекомендуется.
Чтение художественного произведения можно использовать, например, перед проведением наблюдения в природе, проведением непосредственно – образовательной деятельности или дидактической игры, а можно и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Маленькое художественное произведение о природе педагог может читать 3—4 раза, большое — вначале целиком, а затем — лишь важные яркие места, чтобы дети лучше усвоили замысел произведения.
Рассказ – это один из видов творческой художественной деятельности воспитателя, который требует от него не малых знаний о природе, определенной наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.
Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом.
Требования к чтению воспитателем произведений природоведческого содержания:
1) Воспитатель при чтении художественной литературы о природе должен обращать детское внимание на содержание произведения, стараться раскрыть его настроение, помочь детям почувствовать, уловить это настроение. Поступки и речь героев следует передавать в строгом соответствии с их характером и поведением. Например, передача образа Мити (из произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого, увлеченного мальчишки – может проходить с использованием соответствующих бодрых, жизнерадостных интонаций. Передача образа отца – человека взрослого, спокойного, вдумчивого - потребует от воспитателя более низкого голоса, медленного темпа речи.
2) Для того чтобы дошкольник смог почувствовать красоту поэтического слова о природе, воспитатель и сам должен почувствовать ее и быть актером, чтобы пере-давать эту красоту в своем исполнении.
3) Педагогу недопустимо читать текст однообразно, невыразительно. Пейзажная лирика, например, стихотворение С. Есенина «Береза», располагает к нежному, напевному, медленному прочтению. Это стихотворение не требует огромного числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразной интонации и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
4) При чтении книг о природе важно обратить внимание на то место, где происходит описанное действие (в лесу, на поляне, в огороде и т.д.)
5) Следует ответственно относится к языку произведения в целом: выделять яркие главные слова, эпитеты. Например, в произведении В. Бианки «Хвосты»: «Эх, и хвост у лисицы! Пышный, да рыжий, красивый-красивый!»
6) В произведениях природоведческого характера используются короткие и простые по построению предложения, однако они конкретны и достаточно выразительны для детского понимания.
В связи с этим воспитателю просто необходимо обдуман-но, понимая смысл каждого слова стараться эмоционально передавать это при чтении. К примеру, в произведении М. Пришвина «Лисичкин хлеб»: «… принеся разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины, слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста…». Педагогу важно четко представлять каждое описываемое растение, изучить их изображения, поразмыслить с какой целью упоминает о них автор. Нельзя выразительно прочитать то, о чем сам не имеешь представления.
Произведения природоведческого характера можно подразделить на следующие виды:
- сюжетные прозаические произведения о природе
- описательные прозаические произведения о природе
- стихи о природе, написанные выдающимися поэтами
- стихи, написанные специально для детей.
Общими для всех возрастных групп требованиями к методике использования произведений о природе являются:
- сочетание чтения с наглядностью.
- повторность чтения произведения
Алгоритм построения занятия:
- в начале занятия следует актуализировать опыт общения детей с объектами или явлениями природы, можно загадать загадки, показать иллюстрации и провести краткую беседу, в которой воспитатель сообщит детям о произведении, авторе и о том, что они должны усвоить, слушая данное произведение;
- в основной части занятия – происходит непосредственно чтение художественного произведения о природе с использованием приемов облегчающих его понимание (нужно показать картинки, игрушки, дать прослушать звукозаписи и т.д.), беседа о прочитанном, повторное чтение (небольших произведений) или выборочное чтение (объемных произведений);
- в завершении занятия – происходит закрепление представлений детей, полученных в результате чтения произведения.
В каждой возрастной группе методика чтения произведений о природе имеет свою специфику
- Для чтения произведений природоведческого характера ясельную группу лучше разделить на небольшие подгруппы, а детям второй младшей группы можно читать всем одновременно.
- Педагогу заранее необходимо подготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.
- Младшим дошкольникам будет полезнее рассказывать произведение наизусть, а не читать, уткнувшись носом в книгу, сопровождая рассказ показом ярких, крупных картинок.
- Чтобы уложиться в отведенное для чтения время, воспитателю необходимо подобрать произведение о природе небольшого объема.
- Рекомендуется еще раз прочитать сказку или рассказ, для того, чтобы педагог смог следить за восприятием его детьми.
- В случае снижения внимания лучше мгновенно привлечь малыша вопросом по со-держанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д.
- Прерывать чтение произведения не рекомендуется.
В психолого-педагогической и методической литературе широко освещены такие средства эстетического и экологического воспитания как экскурсия, наблюдения, беседы, изобразительное творчество, однако требует дополнительного внимания именно такое эффективное средство эстетического воспитания младших дошкольников как художественная литература о природе.
Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманно относится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом - одна из главнейших и актуальнейших задач экологического и эстетического воспитания дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы: Домашние животные Конспект НОД «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группе Конспект НОД в младшей группе по логоритмике Социальная мотивация творчестваПохожие статьи:
Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников в игровой деятельности
Автор: Анна Владимировна Махина
Опубликовано: 2797 дней назад (26 марта 2017)
Просмотров: 3017
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|