Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Эстетическое воспитание дошкольников через художественную литературу

Методические рекомендации по использованию художественной литературы о природе в процессе эстетического воспитания дошкольников
Цель: определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.
Задачи:
1) Познакомить с классификацией методов и приемов эстетического воспитания.
2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников.
3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова придерживаются такой классификации методов эстетического воспитания:
- методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов педагог оказывает воздействие на эмоции и чувства детей с помощью группы методов: наглядных, словесных, практических и игровых методов, и приемов обучения, которые зависят от того, с каким эстетическим явлением воспитатель знакомит детей;
- методы, которые направлены на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. В данную группу можно внести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
- методы и приемы, которые направлены на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Данные методы подразумевают создание поисковых ситуаций, дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Классификация методов художественного обучения определена Н. А.Ветлугиной:
-зависит от источника знаний (наглядные, словесные, прак¬тические, игровые);
- в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;
- зависит от задач развития художественно-творческих спо¬собностей;
- зависит от возрастных особенностей детей;
- зависит от индивидуальных особенностей детей;
- зависит от этапов художественных занятий [Ветлугина Н.А., 2001, с.72].
Выбирая тот или иной метод, педагог использует много разных приемов. Например, при проведении беседы, сочетая её с наблюдением, воспитатель приближает объект к детям, сравнивая с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы можно использовать в разных методах. К примеру, сравнение применяется и во время наблюдений, и в дидактических играх, и в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов, определяется в первую очередь содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и приобретенного ими опыта.
При ознакомлении детей с природой чаще всего используют рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о природе, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. При получении знаниё о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.).
Словесные методы предпочтительнее сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
Для использования словесных методов педагог должен учитывать способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о каком либо явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
Детскую литературу о природе важно использовать в различных возрастных группах. Общим требованием, для всех возрастных групп, к методике использования книг сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
В каждой возрастной группе своя специфичная методика использования книги о природе.
Нас интересуют особенности организации работы с художественной литературой о природе с младшими дошкольниками. Для прослушивания книги детей первой младшей группы лучше разделить на подгруппы, а во второй младшей группе можно читать всем детям одновременно. При подготовке к чтению рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации - диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Младшим воспитанникам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, при этом сопровождать рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспитателю лучше выбрать произведение небольшого объема с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Важно неоднократное повторение прочитанного материала.
Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.
Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя - вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3—4 раза). Большое - вначале целиком, а затем - лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны.
Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению занятий по литературно-художественным произведениям о природе:
- беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;
- в ходе занятия воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения ("Как об этом сказано в стихотворении?", "Как это описано в рассказе?");
- занятие должно быть кратким, эмоциональным и предшествовать повторному чтению произведения.
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств младших дошкольников и их экологического воспитания.

Рекомендуем посмотреть:

Половое воспитание старших дошкольников Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ Детский суицид. Причины Из опыта работы учителя русского языка

Похожие статьи:

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для родителей в детском саду. О роли художественной литературы | Эстетическое воспитание младших дошкольников с использованием художественной литературы о природе в детском саду
Опубликовано: 2605 дней назад (1 марта 2017)
Просмотров: 4646
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!