Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ

Методические рекомендации для педагогов по профилактике злоупотребления подростками психоактивных веществ
Автор: Скрынник Ксения Александровна, педагог-психолог
Место работы: ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрога


Современное общество характеризуется увеличением числа лиц, употребляющих различные виды наркотиков, что ведет к росту числа правонарушений. Особенно серьезной является опасность быстрого возрастания числа несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические средства.
По статистике 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов. 28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т.е. в результате стороннего внушения. 39.5% подростков пробуют наркотики из любопытства.
Наркотики оказывают угнетающие действия на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему.
Становление, формирование наркомании характеризуется развитием следующих признаков: психической, физической зависимости и толерантности.
Психическая зависимость – это осознаваемая или неосознаваемая потребность в употреблении наркотика для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта.
Физическая зависимость – состояние, при котором в ответ на отмену наркотика развивается абстинентный синдром. Возникает лишь при наличии психической зависимости.
Толерантность – это способность переносить токсические дозы наркотика, устойчивость к наркотику. Повышение толерантности проявляется в том, что первоначальные дозы наркотика не вызывают прежней эйфории, опьянения или иного желаемого эффекта.
Наиболее часто первичная наркотизация вызвана возрастными особенностями психологии подростков: стремление утвердиться через «особое», «интересное» времяпрепровождение – необычное и рискованное. Основными мотивами при этом являются: любопытство, подражание лидерам, подчинение, иногда протест против норм взрослого поведения. Происходит это обычно при отсутствии подлинных, эмоционально-окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности как раз свойственны подросткам, относящимся к «группе риска». Именно среди них могут быть выявлены подростки с определенной готовностью к наркотизации.
Факторы, способствующие возникновению наркомании:
1. Социальные:
- дети из социально неблагополучных семей, условия воспитания в семье (конфликтные взаимодействия родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета взрослых);
- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность (районы, характеризуемые высоким уровнем преступности и т.п.);
- неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
- влияние неформальной группы сверстников;
- отчуждение и подростковое бунтарство (у подростка нет желания ходить в школу, чувствует себя «не таким как все», посторонним и в результате возникает протест);
- приобщение к наркотикам в раннем возрасте;
- терпимость общественного мнения к пьянству, наркомании, токсикомании.
2. Психологические:
- психологическая и социальная незрелость подростков, инфантильность, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению;
- рост числа детей, неспособных адаптироваться к условиям социума;
- низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам – сниженная приспособленность к сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;
- выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения;
- импульсивность, в частности, со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений (приятных и неприятных), как можно быстрее и любым путем.
3. Биологические:
- наследование детьми из неблагополучных семей психических и биологических особенностей, способствующих развитию вредных привычек – употреблению наркотиков, спиртных напитков, табакокурения;
- пограничные нервно-психические расстройства, умственная отсталость.
Последствия, которые влечет за собой наркомания:
- высокая смертность, вызванная передозировками препаратов, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различными заболеваниями, частыми самоубийствами среди наркоманов;
- выраженные медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психические расстройства в виде острых и хронических психозов, выраженные изменения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособность к работе и т.д.;
- криминогенное поведение наркоманов, обусловленное изменением их личности; наркоманы совершают преступления, как с целью приобретения наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами психической деятельности (психозами), развившимися в результате их употребления.
Необходимо учитывать также, что в последнее время наркоманы используют все новые вещества, изменяющие психическое состояние. Так, увеличилось число случаев немедицинского употребления различных лечебных препаратов, в том числе нередко в сочетании с алкоголем, а также некоторых препаратах бытовой химии.
Более частыми становятся бытовые и групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «неформальными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков, доступ к источникам их получения.
Наркотические средства и психотропные вещества разделяются на 3 группы:
1. Наркотики успокаивающего, обезболивающего и снотворного действия – опий, морфин, героин, ноксирон (глютатемид), сильнодействующие снотворные (барбамил, этаминал натрия и др.).
2. Вещества возбуждающего действия – кофеин, фанамин и др.
3. Вещества, вызывающие галлюцинации – гашиш, кокаин, ЛСД, мескалин и др.

Картина наркотического опьянения различна, в зависимости от принятого вещества.
При опьянении наркотиками первой группы отмечается бледность, сухость кожи лица и тела, зрачки резко сужены, пульс учащен, внешне такой человек вял, расслаблен, настроение у него благодушное.
Если наркоман принял опий, морфин или кодеин, то на коже лица, шеи, груди могут быть видны следы «расчесов». При введении наркотиков через шприц видны следы уколов в вены в различных частях тела. У застарелых наркоманов подкожные вены слабо просматриваются, имеют белесый цвет, на ощупь жесткие, вдоль них имеются рубцы от бывших в прошлом воспалений в местах уколов.
При опьянении снотворными, также входящими в состав первой группы, лицо становится красное, потное. Опьяневший сонлив, сплевывает или слюна стекает с уголков губ, глаза блестят, зрачки расширены, походка пошатывающаяся, пальцы вытянутых рук сильно дрожат. Речь смазанная, слова неотчетливые, одурманенный не договаривает их. При этом сначала он бывает возбужден и легко становится злобным, грубым, циничным.
При окончании опьянения возникает вялость, чувство разбитости, раздражительность.
При опьянении веществами второй группы, ведущими симптомами являются состояния возбуждения, повышенного настроения, нервозности, громкий смех, быстрая размашистая походка, преувеличенная жестикуляция. При этом лицо краснеет, глаза блестят, темп речи ускорен, ответы быстры, легко срываются нецензурные выражения.
По окончании опьянения развивается чувство усталости, ощущение разбитости, повышенной сонливости, сниженное настроение. В этом состоянии возможны попытки самоубийства.
При опьянении веществами третьей группы лицо бледное, кожа сухая, глаза блестят, зрачки расширены, склеры покрасневшие. У кокаинистов зрачки расширены, на лице резко выделяется бледность кожи спинки и крыльев носа.
Накурившиеся гашиша кажутся вялыми, сонливыми, слегка оглушенными. Такое состояние может внезапно сменяться беспричинным вызовом веселья, смеха или наоборот, появляется мимика тревоги, страха с внезапными движениями в сторону, подражанием движениям стоящих рядом людей. В эти моменты наркоман испытывает приятные (или неприятные) «видения», сознание его одурманено, контакт с ним затруднен.
Состояние людей, принявших ЛСД, больше всего, напоминает картину острого психоза, с наплывными зрительными и слуховыми галлюцинациями и контакту они недоступны.
Кроме перечисленных, существует еще один вид наркомании – смешанная или полинаркомания. О полинаркомании говорят в тех случаях, когда наркоман принимает два или более наркотических вещества.
Абстинентные явления («ломка») развиваются у привычных наркоманов спустя 5-12 часов после прекращения действия наркотика, они несколько напоминают состояние сильного похмелья при алкоголизме. Проявляется это в чувстве недомогания, вялости, разбитости, потливости, ознобе, болях во всем теле, тоскливом и, в тоже время, злобно-агрессивном настроении. В это время наркоманом владеет только одно желание – скорее принять очередную дозу наркотика. Большинство преступлений совершается наркоманами именно в этом состоянии. Если все же он не сможет достать наркотик, физическое и психическое состояние наркомана ухудшается: пропадает аппетит, возникает бессонница, рвота, понос, судороги, усиливаются боли в мышцах, суставах – крайне тягостное состояние, которое наркоманы называют «ломка». В это время могут возникнуть галлюцинарно-бредовые переживания. Явления абстиненции продолжаются до 10-15 дней, а затем постепенно идут на убыль. Оказание специализированной медицинской помощи смягчает течение абстиненции, но все же оно не может устранить ее полностью. Абстиненция бывает наиболее выражена при употреблении препаратов опия, морфина, кодеина, героина и их производных. При употреблении гашиша, снотворных она бывает слабее, но также тяжело переносимая.
Следует обращать внимание на следующие подозрительные в плане употребления психоактивных средств признаки в поведении и внешнем облике ребенка.
Признаки употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ:
· снижение интереса к учебе, успеваемости, спорту, прогулы занятий;
· увеличение потребности в деньгах, пропажа денег и вещей из дома;
· проявления лживости, уклонение от бесед под надуманными предлогами;
· подросток поменял компанию, у него появились друзья, о которых он не желает рассказывать, старается не упоминать даже их имен;
· ребенок возвращается с улицы неадекватно веселый или, наоборот заторможенным, появились периоды немотивированной раздражительности или агрессивности;
· неустойчивость внимания, ухудшение памяти, нарушения мышления, бредовые высказывания;
· приходит домой с запахом алкоголя, либо от одежды, волос исходит запах ацетона, от пальцев – запах жженого пластика;
· на одежде появились пятна клея;
· на руках появились царапины, следы незначительных ожогов, следы от уколов в проекции вен на предплечьях, тыльной стороне кистей, синяки; подросток старается носить одежду с длинным рукавом, даже если это не по сезону;
· имеется раздражение кожи в области носогубного треугольника;
· при возвращении домой у ребенка зрачки глаз резко расширены, либо сужены до точек, «невидящий взгляд»;
· «красные» склеры (расширенные сосуды конъюнктивы глаз);
· при взгляде в стороны глазные яблоки совершают маятникообразные движения;
· имеется нарушение тонких координационных движений;
· изменен темп речи (замедленная или ускоренная), речь нечленораздельная;
· беспричинное снижение или значительное усиление аппетита, жалобы на металлический привкус во рту;
· в вещах ребенка появились пакетики, спичечные коробки с измельченной смесью или таблетками, шприцы, ацетон, куски бинта или марли, пропитанные жидкостью с коричневатым оттенком, закопченные ложки, наперстки.
В случае выявления вышеперечисленных признаков необходимо срочно проконсультировать несовершеннолетнего у врача психиатра-нарколога. Определить, какое именно психоактивное вещество употребляет несовершеннолетний, может только специалист.
Последствия курения марихуаны:
Употребление – нарушение памяти, снижение внимания, восприятия и способности мышления. Замедление рефлексов и уменьшение двигательной активности.
Систематическое употребление – развитие заболеваний дыхательной системы, рак легких и развитие злокачественных опухолей мозга, поражение иммунной системы и развитие импотенции.
Последствия употребления экстази
Употребление – искаженное восприятие действительности, галлюцинации, сильное обезвоживание организма, тошнота, судороги, апатия и депрессия.
Систематическое употребление – разрушение печени, почек, импотенция, расстройства психики, сердечно-сосудистая недостаточность.
Последствия употребления героина
Употребление – искаженное восприятие действительности, головокружение, усиленное мочевыделения, тошнота, рвота, потоотделение, неадекватное восприятие речи, на лице «маска клоуна».
Систематическое употребление – рубцевание и сжатие вен в результате инъекций, заболевание печени и почек, физический и психологический износ организма.
Передозировка – низкое артериальное давление, медленный и нарушенный ритм сердцебиения, низкая температура тела, глубокий сон, ступор (обездвиженность), кома, смерть.
Последствия употребления кокаина
Употребление – искаженное восприятие действительности, беспокойство, усиленное сердцебиение, потеря аппетита, повышенная активность и утомляемость, нервная дрожь, тошнота, рвота, повышение температуры тела.
Систематическое употребление – чрезмерная нервозность, частая необоснованная смена настроений, галлюцинации, импотенция, сердечная аритмия, боль в груди.
Передозировка – бред, учащенное нарушенное поверхностное дыхание, потеря сознания, смерть.
Последствия употребления метамфетаминов
Употребление – частое головокружение, сухость во рту, частое мочеиспускание, понос, галлюцинации, обмороки, лихорадка.
Систематическое употребление – хронические проблемы со сном, беспокойство и напряженность, высокое артериальное давление, сыпь, паранойя, бредовые синдромы.
Передозировка – жар, кома, кровоизлияние в мозг, смерть.
Что делать, если ребенок употребляет наркотики?
1. Разберитесь в ситуации.
Найдите в себе силы спокойно во всем разобраться. Постарайтесь с первых минут стать союзником для ребенка, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
2. Сохраните доверие.
Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на равных. Выяснить какие проблемы у подростка. Возможно, что наркотик для него сейчас это способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
3. Оказывайте поддержку.
«Мне не нравится, что ты делаешь, но я все же хочу тебе помочь», - вот основная мысль, которую Вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с Вами откровенно говорить об этом, получить понимание и поддержку. Будьте открыты для детей, и у них будет больше возможностей обратиться к вам со своими трудностями.
4. Обратитесь к специалисту.
Если Вы убедились, что ребенок не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему, - обратитесь к специалисту. Если у подростка не выработалась стойкая зависимость, и наркотик для него – способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта (без принуждения). Но если у ребенка сформировалась стойкая зависимость от наркотика, не теряйте времени, обращайтесь к наркологу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Детский суицид. Причины Из опыта работы учителя русского языка Мастер-класс как эффективный метод обучения детей декоративно-прикладному творчеству
Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Детский суицид. Причины
Опубликовано: 3345 дней назад (6 сентября 2015)
Просмотров: 6595
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!