Развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников в игровой деятельности
Игры и игровые ситуации для социально-эмоционального развития и воспитания детей 3-4 лет
Для успешного вхождения младших дошкольников в среду сверстников важно, развивая их взаимоотношения, научить детей действовать согласованно, участвовать в общих делах. Детям третьего года жизни иногда бывает трудно даже просто уверенно двигаться вместе со всеми, не сталкиваясь, уступая дорогу, ориентируясь на действия другого. Неосторожные движения приводят к обидам и недоразумениям.
Для развития умения ориентироваться на сверстника и создания положительных взаимоотношений воспитатель вовлекает малышей в подгрупповые сюжетные и подвижные игры, игры-хороводы, совместные занятия и действия.
Трехлетки очень любят игры, в которых они вместе выполняют действия в соответствии с текстом, произносимым воспитателем. Примером является известная игра «Зайчик», которая пользуется неизменным успехом у малышей: «Зайчик серенький сидит, он ушами шевелит: вот так, вот так! Он ушами шевелит (все дети передают движения зайчика). Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть: вот так, вот так! Надо лапочки согреть» (дети воспроизводят соответствующие движения). И т. д.
Воспитатель может сам придумать аналогичные игры: «Котик рыженький сидит», «Собачка», «Медвежонок». В совместных движениях, сопровождаемых произносимым воспитателем текстом, трехлетки приобретают уверенность, их действия становятся выразительнее, они переживают положительные эмоции. Постепенно дети начинают самостоятельно произносить знакомый текст. В результате общение со сверстниками становится для малышей все более приятным, развиваются детские симпатии и доброжелательность.
Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития младших дошкольников воспитателем используются также разнообразные совместные образные игры-имитации:
• Образы зверей и птиц (зайчики, кошечки, собачки, воробышки, цыплятки и пр.). Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы взрослых животных и их детенышей (большие и маленькие). По показу воспитателя дети пытаются самостоятельно воспроизвести в движении и мимике характер и настроение животных: добрый — злой, веселый — грустный, страшный — нестрашный, быстрый — медлительный, агрессивный — спокойный. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица-мама и маленькие, подвижные, веселые ее детки-цыплятки.
• Смена эмоциональных и физических состояний. Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети слушают их и выполняют соответствующие действия: «засыпают», «просыпаются», прыгают, ловят и т. п.
• Состояния природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко всходит и солнышко садится, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается; солнышко садится — цветок засыпает и закрывает лепестки.
Участие в образных играх-имитациях позволяет маленьким детям пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Все это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Вместе с тем игры-имитации являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, обогащения детских впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.
Для развития умений совместной деятельности важно научить малышей действовать согласованно в паре. Для этого используются ситуации:
— «Мы гуляем с игрушками»: вдвоем повести куклу на прогулку, взяв ее за руки; таким же образом прогуливаться с обезьянкой или мишкой, взяв их за лапки; образовать кружок или карусель из двух кукол и двух девочек;
— «Нам хорошо вдвоем»: прокатывать мяч друг другу, сидя на полу; прокатывать мяч друг другу через ворота; вместе катать кукол в колясках и пр.;
— «Скачет лошадка»: дети разделяются на пары; один ребенок надевает сбрую, а другой держит вожжи и управляет «лошадкой»; затем они меняются ролями;
— «Медвежата в цирке»: воспитатель «дрессирует» двух «медвежат»; он показывает им движения, а «медвежата» одновременно их повторяют — ходят на задних лапках, прыгают, танцуют, едят мед и т. п.
— «Прогулка с собачкой»: один ребенок изображает собачку, другой держит поводок, прикрепленный к поясу «собачки»; они прогуливаются по парку, «собачка» выполняет разные команды хозяина. Затем дети меняются ролями.
Научившись согласованно действовать в паре, дети начинают активнее взаимодействовать и общаться со сверстниками.
Опыт участия в общих делах малыши получают в процессе изобразительной деятельности (коллективной аппликации, рисования, лепки угощения для кукол и т. п.), на музыкальных и физкультурных занятиях, в элементарном экспериментировании с предметами и материалами и пр.
Тема «Какой я? Я и Мы»
Одной из задач воспитателя младших групп является развитие представлений детей о себе и сверстниках.
В младшей группе необходимо иметь на стене большое зеркало, к которому каждому ребенку удобно подойти и в котором он может увидеть себя во весь рост. Вместе с воспитателем дети рассматривают свое отражение в зеркале, сравнивают его с отражением рядом стоящего воспитателя или сверстника. Ситуации: «Мы смотрим в зеркало: какой я? Какой я нарядный сегодня!» (отметить, что изменилось: одежда, прическа; что осталось прежним); «Мы с куклой (мишкой, обезьянкой) смотрим в зеркало» (отметить, чем отличаются живой ребенок и неодушевленный предмет — игрушка); «Мы смотрим друг на друга. Мы улыбаемся друг другу в зеркале» (сравнение внешнего облика двух детей); «Мальчики и девочки у зеркала» (сравнение внешнего облика мальчика и девочки).
Задача воспитателя — постепенно создавать у каждого ребенка представление о его внешнем облике. При этом педагогом всегда подчеркивается внешняя привлекательность ребенка, его веселая улыбка, его аккуратный внешний вид, чистое лицо и руки, причесанные волосы.
У зеркала воспитатель может также подчеркнуть достижения ребенка: «Ты научился сам причесывать волосы! Посмотри, как это красиво». Или: «Олечка, ты целый день играла, а платьице у тебя чистое, посмотри — ни пятнышка! Вот какая ты стала аккуратная! Мама будет тобой довольна». Так постепенно у малышей воспитывается привычка подходить к зеркалу и контролировать свой внешний вид.
Младшие дошкольники уже узнают себя на крупных фотографиях. Хорошо, если в группе появится альбом с большими цветными фотографиями детей и воспитателей «Наша дружная семья». Воспитатель рассматривает с детьми фотографии, с каждым ребенком заинтересованно обсуждает особенности его внешности (цвет волос и
Когда дети научатся легко узнавать себя на фотографиях, воспитатель с подгруппой детей может провести игру «Кто быстрей себя найдет».
Цель игры: развивать представление о себе, об особенностях своего внешнего вида; способствовать созданию положительного образа «Я».
За столом сидят 2—3 ребенка. Воспитатель кладет перед ними вперемешку несколько фотографий. Задача детей — быстрее других найти свою фотографию и показать ее всем. Остальные дети решают, правильно ли выбрана фотография. Обсуждая выбранное фото, воспитатель вместе с детьми отмечает особенности внешнего вида ребенка (цвет глаз, волос, одежду), дает положительную оценку внешности ребенка.
Тема «Мы учимся понимать друг друга и начинаем различать эмоциональные состояния»
В основе гуманных, доброжелательных действий и поступков лежит способность к эмоциональному отклику и сопереживанию. Для обретения этой способности маленькому ребенку нужно постепенно накопить соответствующий эмоциональный опыт и прежде всего научиться различать и понимать некоторые эмоциональные состояния: радость, веселье, грусть. Для этого воспитатель использует несколько путей.
Первый путь. Учитывая подражательность маленьких детей, воспитатель всегда стремится быть эмоционально выразительным. Он подчеркивает свои действия выразительной интонацией голоса, мимикой, жестами. «Здесь спит твой зайчик? Не будущему мешать, — говорит воспитатель ребенку. — Я пройду тихо-тихо, на цыпочках, вот так...» Воспитатель демонстрирует малышу осторожный шаг, останавливается, оглядывается на спящего зайчика, внимательно смотрит на него, затем улыбается и говорит ребенку: «Я его не разбудила. Посмотри, как спокойно спит твой зайчик. Ты тоже не мешай ему пока, пусть он еще немножко поспит. А потом тихонько разбуди его и скажи ласково, как мама: „Пора вставать, мой хороший!1'»
Правильно, если воспитатель словами обозначает свои чувства в связи с поступками детей: «Я рада, что...»; «Мне жаль, что...»; «Мне весело, потому что...»; «Мне грустно, потому что...». Такие выражения помогают малышам лучше понять настроение воспитателя, связать его с теми или иными событиями и испытать соответствующие чувства.
Воспитатель стремится обозначить словом чувства, переживаемые детьми, подчеркнуть их настроение: «Нам всем весело. Я вижу, все улыбаются: и Леночка, и Сашенька, и Яночка». Или: «Мы все рады твоему возвращению после болезни, Сереженька. Посмотри, все детишки тебе улыбаются! Давайте покажем Сереже, как мы готовились его встретить, какие картинки мы для него принесли».
Воспитатель активно привлекает детей к эмоциональному сопереживанию: «Посмотрите, как красиво идет снег! Как снежинки кружатся и порхают в воздухе! А вы рады первому снегу? Давайте улыбнемся и вместе скажем: „Здравствуй, зимушка-зима!“»
Или: «Посмотрите, что-то наш попугайчик загрустил, сидит, нахохлился. Наверное, ему стало грустно одному? Давайте дадим ему вкусных зернышек и скажем ласково: „Не грусти, попугайчик! Мы все тебя любим!*1» Дети повторяют, подражают ласковой интонации голоса воспитателя.
Второй путь. Воспитатель специально обращает внимание детей на то, как эмоции отражаются в мимике, жестах, интонации голоса человека. Младшим дошкольникам доступно в первую очередь понимание ярко выраженных эмоциональных состояний. Но для того чтобы у малышей формировались верные представления о разных эмоциях, им прежде всего необходимо научиться свободно ориентироваться во внешнем облике человека: правильно называть все части лица и тела, показывать их на картинках, различать на фотографиях и в жизни. Этому воспитатель уделяет специальное внимание в общении с детьми. Закрепляются представления детей о частях тела и лица в совместной игре «Мы».
Дети стоят в кругу, воспитательница — в центре. Она говорит или поет (можно на знакомый детям мотив «Кто у нас хороший»):
— Где же наши ушки?
Дети отвечают и показывают:
— Вот они!
— Где же наши щечки?
— Вот они!
— Где же наши глазки?
— Вот они!
— Где же наши зубки?
— Вот они!
— Глазки закрываются!
— Вот так! (Дети закрывают глаза.)
— Глазки открываются!
— Вот так! (Дети открывают глаза.)
— Глазки смотрят на меня! (Дети смотрят на воспитателя.)
— Глазки смотрят на тебя! (Дети поворачиваются и смотрят друг на друга.)
— Вот так! Вот так!
— Где же ваши ручки?
— Хлоп-хлоп! (Дети хлопают в ладоши и приговаривают.)
— Где же ваши ножки?
— Топ! Топ! (Дети топают и приговаривают.)
— Знаем мы, где (...)? (Воспитатель молча показывает на руки.)
— Ручки! Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети отвечают и хлопают в ладоши.)
— Знаем мы, где (...)? (Воспитатель молча показывает на ноги.)
— Ножки! Топ! Топ! Топ! (Дети отвечают и топают ногами.) Воспитатель в заключение произносит:
А теперь, мои ребятки,
Поиграем вместе в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять —
Прячьтесь! Я иду искать!
Дети разбегаются и прячутся. Воспитатель ищет и находит детей, приговаривая: «Я вижу синие глазки — это Танечка! Я вижу красный бант — это наша Ниночка. А кто это спрятался под стул, только черные штанишки видны? Ах это наш Сережа!» И т. п.
Эта простая игра может постоянно обновляться воспитателем. В игре он может спрашивать детей о разных частях тела и лица (брови, нос, волосы, шея, пятки, локти, коленки и т. п.), о деталях одежды и обуви (карманы, юбки, рубашки, пуговицы и т. п.). Детям приходится быть внимательными, чтобы точно отвечать на вопросы и выполнять соответствующие действия.
Главное — чтобы общение воспитателя с детьми было непринужденным и занимательным, а конец игры — эмоциональным и веселым.
Воспитатель специально привлекает внимание детей к тому, как на лице отражаются разные эмоции. Он подбирает для рассматривания с дошкольниками картинки, на которых изображены ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых в понятных маленькому ребенку ситуациях: мальчик и девочка — друзья, они держатся за руки и улыбаются друг другу; девочка прижимает к себе любимую куклу и улыбается; мальчики играют с мячом и смеются; папа и дочка, улыбаясь, с букетом цветов встречают маму; дети угощают бабушку мороженым, бабушка радуется; всем весело, а один мальчик упал и плачет, но мама спешит к нему на помощь; в семье праздник, за столом сидят нарядные мама, папа, дети, рядом щенок с красивым бантиком, мама протягивает ему печенье, всем хорошо вместе.
Рассматривая с детьми такие картинки, воспитатель всегда подчеркивает, какие чувства переживают герои, обращает внимание на мимику и жесты: «Посмотрите, как радуется мальчик новой игрушке! Он весело смеется. Он хлопает в ладоши! И мама ему улыбается, им весело». Младшие дошкольники уже могут объединить картинки по общему настроению героев: здесь веселые дети — мальчики и девочки; здесь девочка плачет, зайчик плачет; а здесь девочка уже смеется и зайчик улыбается.
Третий путь — непосредственное участие детей в несложной театрализации с использованием предметов для ряженья, в образных играх-имитациях (веселая и грустная кошка, смелый и трусливый зайчонок, неуклюжий и ловкий медвежонок и т. п.). Принимая участие в таких играх, воспитатель помогает детям понять и передать эмоциональное состояние, соответствующее определенному игровому образу, найти выразительные движения, интонацию голоса.
Тема «Мы приходим на помощь, проявляем заботу и внимание»
Радостная, спокойная жизнь в группе возможна лишь тогда, когда дети начинают обращать внимание на состояние сверстников, проявляют сочувствие и заботу. Задача воспитателя — обеспечивать постепенное накопление детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим (к другим детям, к воспитателям, к животным), бережного отношения к игрушкам и другим предметам.
Для того чтобы пробудить у малышей добрые чувства, необходимо создать соответствующие условия. Прежде всего это организация различных игровых и практических ситуаций, смысл которых понятен ребенку, близок его личному опыту, вызывает эмоциональный отклик и требует проявления активных действий.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
— заинтересовать детей и эмоционально представить возникшую проблему, требующую решения;
— вызвать активное сопереживание, сочувствие участникам ситуации и понимание их трудностей;
— побудить детей к поиску возможных вариантов помощи;
— включить детей в конкретное практическое действие (оказать помощь, проявить заботу, внимание к героям ситуации);
— дать детям возможность пережить чувство удовлетворения от сделанных ими добрых дел и услышать благодарность и одобрение от тех, к кому было проявлено участие.
Каждая ситуация, организуемая воспитателем в целях обогащения социально-нравственного опыта дошкольников, должна быть прежде всего обращена к соответствующим детским эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл ситуации, ярко отразить чувства, которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.
Успех разрешения ситуации детьми напрямую зависит от того, насколько понятно и выразительно сумел воспитатель передать в своей речи и действиях эмоциональное состояние героя, его желания, потребности, вызвать интерес и соответствующий эмоциональный отклик (сопереживание) у дошкольников. Это в первую очередь относится к игровым и реальным ситуациям гуманистической направленности, т. е. ситуациям, предполагающим проявление маленькими детьми сочувствия, участия, помощи, заботы.
Воспитатель использует несколько типов игровых и реальных ситуаций.
1. Ситуации типа «инсценировка с игрушками, готовое решение». Особенность их в том, что воспитатель с помощью игрушек или персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывает перед детьми какое-то событие. Содержание ситуации отражает те стороны детской жизни, в которых ребенку бывает трудно разобраться, и помогает получить соответствующие представления о правильном поведении. Например: Как Мишка встречал гостей; Как Машенька бабушке помогла; Не забывай говорить добрые слова; Как Саша и Маша делились игрушками; Как Оля и Нина помирились и т. п. В этих инсценировках детям демонстрируются конкретные способы правильного разрешения бытовых, близких опыту детей ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, малыши получают образец социально одобряемого поведения.
2. Ситуации типа «инсценировка с игрушками, подскажи решение». Особенность данных инсценировок с игрушками по сравнению с ситуациями «готовое решение» в том, что во время демонстрации событий воспитатель активно подключает детей-зрителей к участию и поиску правильного решения. Игровые персонажи обращаются непосредственно к детям с вопросами, вступают с ними в спор, выражают сомнение в правильности детских советов, предлагают детям выбрать правильное решение из нескольких; просят показать, какие действия следует предпринять, или подсказать нужные слова. Например: как правильно поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты между участниками инсценировки, как успокоить или утешить обиженного зайчонка и т. п.
Инсценировки с игрушками «подскажи решение» лучше проводить после показа детям инсценировки с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям найти правильное решение в новой ситуации, т. е. применить знания для решения новых задач.
То, как дети воспринимают предложенную ситуацию, какое решение предлагают, показывает воспитателю, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
3. Ситуации типа «Поможем нашим игрушкам». Воспитатель специально организует ситуации, требующие от детей проявления активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного щенка, построить домик для ежика и т. п. Успех данных воспитательных ситуаций с игрушками зависит от того, насколько их содержание совпадает с опытом, жизненными впечатлениями детей. При этом малыши не должны просто наблюдать за действиями воспитателя. Нужно предусмотреть самые разные способы активного участия детей в разрешении проблемы.
4. Практические ситуации оказания помощи, проявления внимания, участия к сверстникам и взрослым. Например: Поможем найти потерянную вещь (варежки, шарф, тапочки и т.п.); Не надо грустить (успокоить, угостить, поиграть и т. п.); Мы поделим поровну (пряники, конфеты, орешки и т. п.); Встретим друга после болезни; Мы поздравляем с днем рождения; Мы обмениваемся игрушками; Мы сделаем для кукол снежную горку, Мы делаем подарки нашим мамам. Участниками таких ситуаций являются сами дети. Воспитатель эмоционально представляет возникшую проблему (Оля потеряла варежки, или Наташа загрустила и пр.) и вовлекает детей в поиск решения. Если дети не могут найти правильный способ решения, педагог показывает образец поведения, предлагает детям воспроизвести его: разделить поровну, угостить, предложить конкретную помощь и пр.
5. Практические ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет). Эти ситуации могут быть организованы как инсценировки, демонстрирующие детям правильные формы поведения, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например: Научим кукол здороваться и прощаться', Покажем Мишутке, как нужно ласково говорить с бабушкой', Поздравим Лену с днем рождения.
Культурные привычки формируются постепенно и требуют постоянных упражнений. Регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить первый опыт культурного поведения.
Рассмотрим примеры практических ситуаций, способствующих социально-эмоциональному развитию младших дошкольников.
Ситуация помощи «Что случилось с Аленкой?»
Цель. Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, стремление к участию в решении проблемы, желание найти и осуществить конкретные действия заботы и помощи. Развивать речевую активность и взаимодействие детей, приучать к использованию вежливых оборотов речи.
Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель, что-то напевая, проходит мимо игрового уголка (пение привлекает внимание детей). Взрослый начинает игровой диалог с куклой:
«Кто это меня тронул за руку? Чей это я слышу голосок: „Поговорите со мной, послушайте меня!“»?
Воспитатель делает вид, что прислушивается. Обращается к детям: «Послушайте! Кажется, кто-то здесь меня зовет? (Замечает куклу.) Это ты меня звала, Аленушка?» — «Да!» (Отвечает воспитатель голосом куклы.) — «Дети, Аленка меня позвала, она что-то хочет нам сказать. Может быть, мы сумеем ей помочь? (Кукла что-то «шепчет» на ухо воспитателю.) Что-то я не слышу, скажи громче. Наши дети узнают, что с тобой случилось, и придут на помощь».
Кукла: «Я такая голодная. Меня сегодня никто не кормил!»
Воспитатель (обводя детей взглядом): «Ах! Как же это мы забыли накормить нашу Аленушку?! Ты моя хорошая!» (Усаживает куклу к себе на колени, прижимает, гладит по головке.)
Кукла: «Я так проголодалась! У меня даже животик стал болеть!»
Воспитатель: «Чем мы можем тебя угостить? Чего бы ты хотела?»
Кукла: «А что вы сегодня ели на завтрак?»
Воспитатель: «Детки, что мы сегодня ели за завтраком?» (Дети перечисляют. Кукла в это время приговаривает: «Ах, какая вкусная рисовая каша! Как я люблю какао!..»)
Воспитатель: «Дети, пойдите к Ольге Петровне (к няне) и узнайте, не осталось ли кашки для Аленушки. (Обращаясь к кукле.) Сейчас, Аленушка, наши дети спросят у Ольги Петровны, остались ли каша и какао для тебя».
Дети идут к няне и включаются в разговор с ней. Няня отправляется на кухню за кашей. Кукла начинает беспокоиться: «Наверное, уже каши нет! Неужели я так и останусь голодная?» (Кукла начинает всхлипывать.)
Воспитатель предлагает детям успокоить куклу, пожалеть, сказать ласковые слова.
Затем кукла просит приготовить ей место для завтрака. Дети приносят стол, стул, посуду. Кукла проявляет к действиям детей живой интерес: она рассматривает все предметы, иногда путает их названия, а дети ее поправляют.
Няня приносит маленькую кастрюльку с кашей, и дети включаются в процесс угощения куклы. Кукла все время высказывает свои эмоции: вкусно, горячо, приятно. Под конец она даже начинает баловаться и пытается разлить какао — «сделать ручеек», — но дети объясняют ей, как нужно себя вести за столом, учат куклу говорить «спасибо», вытирать рот салфеткой.
Кукла благодарит детей за заботу и затем приглашает желающих поиграть с ней в подвижную игру «Веселая кукла».
Ситуация «Куклы поссорились»
Цель. Учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор. Развивать доброжелательность к сверстникам.
В уголке незаметно для детей воспитатель усаживает двух больших кукол спиной друг к другу. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны!.. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»
Дети высказываются. Воспитатель стремится побудить как можно большее число детей к высказыванию: «А ты как думаешь, Танечка?», «А ты, Саша, согласен с Костей?» И т. п.
Выслушав разные мнения, воспитатель говорит: «Да, вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились? (Дети задумываются.) Вспомните, почему у нас бывают иногда ссоры?»
Дети: «Меня Юра толкнул!» — «А Лена мне шарик не давала!» — «Оля игрушки себе взяла!»
Воспитатель: «Да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, Юра теперь уже не толкается: он понимает, что нельзя никого обижать. Лена и Оля всегда делятся с другими ребятками, и все дети у нас добрые, играют дружно. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».
Если дети не догадываются, воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а у другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.
Воспитатель: «Правильно! Наверное, кукла Маша попросила у своей подружки Кати яблочко, но Катя ее не угостила. А у нее в карманчике было много яблочек, и она могла бы угостить свою подругу Машу. Что же надо было Кате сделать? (Дети отвечают.) Правильно, надо было улыбнуться и сказать: „Угощайся, Маша, вот тебе яблочко!" Давайте поможем куклам помириться».
Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите Кате, что ей сказать». («Угощайся, Маша, пожалуйста».) Дети повторяют слова. Маша «берет» яблочко, кладет к себе в карманчик и говорит: «Большое спасибо, Катя!»
Воспитатель: «Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. (Усаживает кукол рядышком, повернув их лицом друг к другу.) А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться, мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: „Мирись-мирись и с друзьями поделись". Давайте покажем куклам, как надо мириться». Дети с улыбками начинают делать «замочки» — цепляются пальчиками и произносят: «Мирись-мирись и с друзьями поделись!»
Младшие дошкольники охотно общаются с «говорящими» игрушками. Они с удовольствием включаются в диалог, особенно если игрушка ведет себя активно — не только выразительно «разговаривает», но и «требует» от малышей разнообразных действий: взять ее на руки, приласкать, покачать, покатать на машине, накормить, приготовить обед, измерить температуру, забинтовать лапку, принести лекарство, укрыть теплым одеяльцем и т. п. Такое активное взаимодействие с игрушками способствует более глубокому пониманию ребенком проблемной ситуации и способов ее разрешения.
Ситуация «Мы помогаем кукле Маше выздороветь»
Часть 1. «Наша Машенька заболела»
Цель. Вызвать сочувствие к заболевшей кукле. Включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи.
Воспитатель (берет куклу на руки): «Что-то наша Машенька невеселая. Давайте спросим: что с тобой?»
Дети подходят, смотрят на куклу и молчат.
Кукла: «А разве детки не хотят спросить, что со мной? Разве они меня не любят?»
Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.
Воспитатель: «Спросите Машеньку, что у нее болит. Где у нее болит?»
Дети спрашивают куклу. Кукла показывает: «У меня вот тут болит».
Воспитатель: «Что болит у Машеньки?»
Дети: «Голова».
Кукла вновь показывает, а воспитатель опять предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко.
Кукла жалуется: «Мне даже больно глотать! Ой-ой-ой!»
Воспитатель: «Давайте спросим: почему же ты, Машенька, заболела?»
Дети обращаются к кукле с вопросами.
Кукла: «А я не хотела шарф завязывать, бегала по лужам, ножки промочила! Вот и заболела!»
Воспитатель: «Что же нам делать? Как помочь Машеньке? Чем помочь? Давайте вместе решать».
Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех, побуждает высказываться: «Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем лечение. Помогайте мне. Сначала уложим нашу больную в мягкую постельку».
Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу. Кукла все время выражает разные эмоции: «Мне холодно, укройте еще одним одеялом. Как теперь мне тепло! Постель такая удобная. Какие детки заботливые!» И т. п.
Воспитатель: «А теперь будем лечить куклу. У нее болит горлышко — значит, дадим ей теплого чаю».
Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство — таблетки. Закутывают горло теплым мягким шарфиком. Кукла «одобряет» действия детей и начинает «засыпать». Вместе с воспитателем дети тихонько, чтобы не нарушить сон куклы, уходят. Воспитатель ограждает кроватку больной куклы ширмой, чтобы никто не мешал ей выздоравливать.
Часть 2. «Машенька начинает выздоравливать»
Цель. Поддерживать у детей интерес и участие к состоянию заболевшей куклы. Обсуждать и предлагать конкретную помощь, проявлять заботу.
После дневного сна воспитатель предлагает детям заглянуть за ширму и узнать, как Машенька себя чувствует. Дети приходят к кукле,
Чтобы кукле не было скучно лежать в кроватке, дети решают ее повеселить: они поют песенку, танцуют, изображают разных зверушек или показывают кукле заводные игрушки. Кукла радуется вместе со всеми.
Потом дети поят куклу горячим молоком, укрывают одеяльцем и предлагают ей отдохнуть, набраться сил. Кукла «засыпает».
Часть 3. «Наша Машенька здорова»
Цель. Учить детей эмоционально откликаться на выздоровление куклы, выражать желание порадовать куклу, участвовать в общей игре.
Утром, когда дети приходят в детский сад, воспитатель предлагает им заглянуть за ширму. Дети видят, что кукла уже сидит на стуле около кроватки, в руках у нее платье. Дети догадываются, что кукла поправилась! Они разговаривают с ней, помогают кукле одеться.
В честь выздоровления воспитатель завязывает Машеньке красивый бант. Девочки накрывают на стол. Кукла просит приготовить свои любимые блюда. Дети готовят их и угощают куклу.
Потом к Машеньке приходят в гости ее друзья — куклы Алена и Катя. Машенька благодарит детей за помощь и заботу о ней и приглашает всех в хоровод. Дети берут кукол за руки и вместе с воспитателем водят хоровод.
Другой вариант окончания ситуации: кукла Маша приглашает всех в путешествие. Составляется «поезд» (дети изображают движение и шум колес), и вместе с куклой дети отправляются на лесную полянку собирать цветы, ягоды, грибы. В игре воспитатель упражняет детей в различении предметов по цвету, форме, размеру, обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей.
Тема ухода за больными близка и интересна маленьким детям. Воспитатель использует эту тему для развития у детей эмоциональной отзывчивости, доброго, бережного отношения к игрушкам и внимания друг к другу.
Проигрывание ситуации помощи больным помогает маленьким детям правильно понять и соответственно эмоционально пережить реальные события, происходящие в группе: Мы встречаем Сашу после болезни; Мы ждем, когда поправится и вернется к нам Нина; Мы рады, что Наташа выздоровела; Покажем Наташе наши новые игрушки.
К числу проблемно-игровых ситуаций, побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести и такие:
— «Потерявшиеся». Задача детей — понять состояние потерявшегося (щенка, цыпленка, ежика) и помочь ему отыскать своих родителей или хозяев;
— «Бездомные». У собачки, котенка или маленькой обезьянки нет домика, им холодно, одиноко. Дети сочувствуют, приходят на помощь, строят им теплые домики и радуются вместе с ними;
— «Голодные». Дети находят проголодавшееся существо (котенок жалобно мяукает, щенок скулит, кукла хнычет и пр.). Они жалеют их, кормят голодных. После этого щенок весело лает, котенок ласкается и мурлычет, куклы благодарят детей.
В подобных гуманистически направленных ситуациях у детей возникает общность сопереживания, потребность прийти на помощь, радость и удовлетворение от сделанного доброго дела.
Добрые чувства детей друг к другу развиваются в практических ситуациях угощения и одаривания. Например, в ситуации «Угощение от Мишки-Топтыжки» дети получают из леса посылку от Мишки-Топтыжки — корзинку с пряничками. Их испекла мама-медведица. Воспитатель предлагает одному из детей (или по очереди 2—3 детям) обойти стоящих в кругу сверстников и угостить их пряничками.
Подобная ситуация — «Подарки Деда Мороза». Воспитатель обнаруживает в группе красивый пакет. От кого он? Достает из пакета изображение улыбающегося Деда Мороза. После того как дети назвали, кто это, определили настроение Деда Мороза (улыбается, добрый, любит детей), воспитатель одаривает всех подарками — предлагает засунуть руку в пакет и взять конфету. В пакете находятся конфеты и для воспитателя, и для няни.
В ситуации «День рождения» малыши учатся практически выражать внимание к сверстнику. Они вручают простейшие подарки, сделанные своими руками, угощают, водят хоровод, показывают новую заводную игрушку и т. п. Эта ситуация повторяется неоднократно в течение года. Участвуя в ней, дети получают личный опыт проявления доброжелательного отношения друг к другу.
Тема «Дети и взрослые. Моя семья»
В младшем дошкольном возрасте начинают формироваться разнообразные представления о взрослых людях, о семье и родственных отношениях. Под руководством воспитателя малыши рассматривают картинки, изображающие взрослых людей: мужчин, женщин, молодых, пожилых; различают и называют особенности их внешности, одежды, действий, отношения к детям (взрослые заботятся о детях: кормят, купают, гуляют, покупают игрушки
Дети выполняют задания типа «Разложи картинки»: здесь нужно положить картинки, на которых изображены дети, а здесь — картинки, на которых изображены взрослые люди.
Вместе с воспитателем дети рассматривают картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы), определяют, чем они вызваны (праздник, игра с детьми и пр.).
Ситуация «Взрослые и дети рядом с нами»
Цель. Закреплять представления малышей о взрослых и детях, рассматривать их изображения, сравнивать между собой, объединять в группы по признаку возраста.
Подгруппа детей сидит с воспитателем вокруг стола. Каждый получает по две вырезанные из картона фигурки — взрослого и ребенка. После рассматривания и обсуждения (показать и назвать, где мальчики, девочки, тети, дяди, бабушки, дедушки, какая у них одежда, какое настроение и пр.) воспитатель предлагает поселить фигурки детей в «Детскую страну», а фигурки взрослых — в «Страну взрослых», т. е. прикрепить их на два разных фланелеграфа. Обсуждается, правильно ли поселились взрослые и дети, кому из детей какой взрослый или какой ребенок нравится больше других. Затем взрослым и детям «становится скучно друг без друга», и дошкольники объединяют их на общем поле фланелеграфа в «Веселой стране».
Дошкольники рассматривают картинки с изображением семьи, перечисляют членов семьи, отмечают добрые отношения близких в семье. Дети называют общее действие или событие, объединяющее членов семьи (обед, прогулка, празднование Нового года, дня рождения), определяют их общее настроение.
В личных контактах с каждым ребенком воспитатель всегда проявляет большой интерес к его семье, к близким, к событиям и семейным праздникам. Педагог укрепляет привязанность детей к родителям; обсуждает с ними, как можно порадовать близких, какие добрые слова сказать им, какие подарки можно вручить в день рождения.
В игровом уголке младших дошкольников может поселиться целая кукольная семья: мама, папа, бабушка, дедушка и дети. Малыши становятся свидетелями и участниками игровых ситуаций, отражающих жизнь этой семьи: Мы въезжаем в новый дом; Мы отмечаем день рождения Лены; К нам приехал в гости дедушка; У нас появился котенок; Мы идем в зоопарк; Мы едем на дачу и т. п.
По желанию детей в альбоме или на стене помещаются большие цветные фотографии детей с родителями, братьями или сестрами. Вместе с детьми воспитатель рассматривает их. Он обсуждает с детьми семейные события, подсказывает, как проявить заботу и внимание к близким в семье. В подарок родителям маленькие дети уже могут сделать коллективные аппликации-панно: яркие цветы, веселые шары, новогоднюю елку (наклеивают готовые формы на цветную бумагу; см. дополнительно ситуации в разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность»).
Воспитатель начинает приучать детей к помощи взрослым. Развивая детскую самостоятельность, он иногда специально демонстрирует затруднение. К примеру, воспитатель говорит: «Что-то мне тяжело сегодня нести игрушки на прогулку! Кто мне поможет?» При этом он либо раздает часть игрушек детям («чтобы мне было легче нести»), а они, гордые, что получили такое ответственное поручение, с удовольствием выносят их на участок, либо предлагает детям помочь донести весь пакет. Малыши буквально облепляют пакет с игрушками со всех сторон. Воспитатель с облегчением говорит: «Вот какие хорошие у меня помощники! Мне сразу стало легко нести игрушки, мои детки очень сильные».
Практическая ситуация помощи «Кубики рассыпались»
Цель. Развивать у детей интерес к действиям воспитателя, желание активно помогать взрослому. Воспитывать уверенность детей в своих силах.
Воспитатель специально рассыпает кубики, которые несет на подносе. Говорит с огорчением: «Ах! Я поскользнулась! Ой, все кубики рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни тети Лиды нет!» Начинает собирать кубики, приговаривая: «Кто же мне поможет?» Дети подходят, начинают помогать. Воспитатель поощряет их: «Вот какие быстрые, какие ловкие! Кубики хотели от меня убежать, а мои дети не позволили. Саша сразу два кубика принес, Ниночка — один, а Никита нашел самый дальний кубик; он спрятался от нас за шкаф, но Никита его сразу нашел. У наших детей глазки зоркие, руки ловкие, вот как хорошо они мне помогли. Все-все кубики сложили. Спасибо. Вы хорошие помощники».
Не все дети включаются в такую ситуацию, некоторые просто наблюдают. Воспитатель не торопит их. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь взрослому. Ситуации помощи воспитатель организует неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают, какая помощь требуется воспитателю, и смелее включаются в активное действие, приобретая ценный практический опыт.
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры на фланелеграфе для детей 2-3 лет
Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!