Конспект интегрированного урока на тему: Зима, 3 класс
Сценарий интегрированного урока (технология + русский язык + чтение)
Образовательное учреждение – МКОУ «Средневасюганская СОШ»Предмет – технология + русский язык + чтение
Класс – 3
Тема урока: Красота русской зимы
Цель: научиться писать сочинение-описание, закрепить навыки исполнения разных приемов аппликации, познакомиться со стихотворением А.С.Пушкина.
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: групповая.
Продолжительность: 2 часа
Планируемы результаты: закрепить навыки исполнения разных приемов аппликации; уметь раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии с темой сочинения, использовать прилагательные в описательном тексте; умение строить речь в определённой композиционной форме.
Личностные УУД: осознавать свои эмоции; объяснять собственные чувства, ощущения.
Регулятивные УУД: определять план выполнения задания, следовать инструкциям при выполнении работы.
Познавательные УУД: ставить учебную задачу, определять важность её выполнения, строить рассуждения, уметь объяснять и анализировать.
Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.
Ресурсы: компьютер, проектор, цветная бумага, картон, карандаш, ножницы, клей, кисточка, жетоны, учебник чтения для 3-го класса.
Звуковой ряд: альбом П.И. Чайковского «Времена года».
Зрительный ряд: репродукции художников: Грабарь И.Э. «Зимний пейзаж», Шишкин И.И. «На севере диком», Переплётчиков В.В. «Зимой в лесу», Нисский Г.Г. «Подмосковье»; фотографии с зимним пейзажем.
Ход урока.
1.Орг. момент.2. Сообщение темы и цели урока.
Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…».
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Ребята, какое у нас сейчас время года? (Зима.)
- Докажите. (Дети перечисляют признаки зимы.)
- Сформулируйте тему урока. («Красота русской зимы»).
- Как вы думаете, чем красив зимний период года? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?
- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа «волшебницей», «чародейкой», а мороз – «всемогущим воеводой». Послушайте стихи А. Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении.
(Стих-е А.С. Пушкина «Зимнее утро» читают по учебнику и отвечают на вопросы учебника.)
- Теперь мы с вами «посетим» выставочный зал, посвященный русской зиме. Постараемся выяснить особенности каждого произведения о зимы и закрепим умения в передаче своих наблюдений с помощью аппликации и сочинения-описания.
3. Вводная беседа.
- Давайте рассмотрим репродукции картин и поделимся своими мыслями и чувствами.
- Что общего у этих репродукций? (На них изображен зимний пейзаж.)
- Пейзажная живопись несет в себе бесконечные вариации прекрасного. Это гимн любви природе, красоте и всему живому на земле. В пейзаже художники стремятся запечатлеть красоту природы и самой жизни, остановить мгновение и поделиться радостью своего открытия со всем миром.
- Чем они отличаются?
- Правильно, каждый художник по-своему перенес на бумагу или холст увиденную красоту в природе, свои чувства от увиденного. Ведь в природе так много интересного, захватывающего, непознанного. Красота природы воздействует на эмоциональный настрой человека, воспитывает в нем доброту и отзывчивость, учит радоваться жизни во всех ее проявлениях. При этом каждое время года имеет свои знаковые цвета.
- Что интересного и удивительного увидели художники в зимнем пейзаже. Постарайтесь увидеть знаковый цвет зимнего периода.
- Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник И.И. Шишкин? (О красоте сосны в ночное время суток. Сосна как бы покрыта серебром.)
- Какие краски использовал художник? (Оттенки синего, голубого, фиолетового и зеленого.)
- Каким он увидел зимний лес днем? Какое настроение передал Шишкин И.И. в картине «Зима»?
- Что интересного увидел художник Грабарь И.Э.?
(Колкость морозного утра, ажурность деревьев, прозрачность воздуха.)
- О чем хотел рассказать нам художник? (В зимнем лесу тихо, лес заколдован, как в сказке.)
- Какие чувства вы испытываете при рассмотрении этой репродукции? (Радость, веселье.)
Вывод.
- Что бы передать настроение в своей работе художники используют такие выразительные средства, как цвет, композиция, плановость и ритм.
- Какие знаковые цвета зимы вы заметили на этих репродукциях?
- Зимой обостряются тональные контрасты, и в пейзаже начинают преобладать две краски – белая (снег) и черная (обнажившиеся деревья). Помимо этого в зимнем пейзаже можно также найти немало приглушенных серых, темно-синих, зеленых и коричневых тонов. Но даже в зимней природе сохраняются яркие оттенки цветов. При ярком солнечном освещении, например, на снегу можно обнаружить множество оттенков желтого, а при вечернем освещении – оранжевого цвета. Яркими цветовыми пятнами выглядят зимой пылающие гроздья рябины.
В настоящее время, всё больше используют технические средства для того, чтобы запечатлеть красоту природы: фотоаппараты, камеры. Но настоящие ценители искусства отдают предпочтение картинам, которые написаны художниками.
(В ходе рассказа учитель раздает детям цветные жетоны.)
- А сейчас, используя только одно выразительное средство композиции – цвет, вам нужно будет создать свою цветовую палитру понравившегося времени года. Работу будем выполнять в малых группах. Группы образуем по цветному жетону, которые я вам раздала.
(Дети делятся на малые группы по 5 человек. Группы образуются с учетом возможностей учащихся так, чтобы в каждой группе были дети, обладающими разным уровнем способностей.)
4. Изготовление аппликации на тему «Зима».
- Чем сюжетная аппликация отличается от пейзажной живописи?
- В аппликационных сюжетах, как и в большинстве изделий декоративного искусства, цветовые решения чаще бывают однотонными, условными, стилизованными. Выразительность аппликации зависит от сочетания цветов. Контрастный цвет выделяет основу сюжета аппликации, подчеркивает ритмичность композиции. Яркие и теплые цвета вызывают радостное настроение, а серо-голубые наводят грусть.
- Какие кроны деревьев вы знаете? ( Треугольные, круглые, овальные.
- Давайте вспомним, как выполнить деревья различными приемами аппликации? /Приемы вырезания и обрывания./
5. Физминутка.
(Релаксация под музыку П. П. Чайковского «Времена года».)
- А теперь расслабьтесь и представьте, какой зимний пейзаж вам хотелось изобразить?
6. Составление плана работы.
- Составьте план работы. Вполголоса обсудите данный план, распределите в своей группе обязанности.
- Сравните свой план с алгоритмом выполнения.
Алгоритм выполнения работы.
1. Разработать эскиз пейзажа.
2. Подобрать цветовую палитру.
3. Продумать формы деревьев и дополнительные детали пейзажа. (Тучи, сугробы, дома, птицы, животные и т.д.)
4. Применить выразительные приемы аппликации.
5. Расположить детали на листе в соответствии с эскизом.
6. Наклеить детали на лист бумаги.
7. Придумать название работы, подготовить защиту.
7. Самостоятельное изготовление учащимися аппликации в малых группах.
- Перед изготовлением аппликации давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.
(Самостоятельное изготовление учащимися аппликаций в малых группах. Учитель консультирует, оказывает при необходимости индивидуальную помощь, следит за соблюдением техники безопасности. Во время изготовления аппликаций звучат произведения П. Чайковского из альбома «Времена года».)
8. Самоанализ работ.
Каждая группа учащихся рассказывает о своей аппликации у доски по плану:
• Название работы.
• Авторы работы.
• Какое настроение хотели передать в работе.
• Выразительные средства композиции.
• Какие приемы аппликации использованы в работе.
9. Рефлексия. Организация выставки детских работ.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Как надо относиться к природе, чтобы любоваться её красотой?
10. Подготовка к предстоящему сочинению.
а) Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Какие особенности имеет описание?
(Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и четко представить то, о чём говорит автор.)
- Перед вами стоит задача описать красоту русской зимы. В этом вам помогут ваши сюжетные аппликации.
- Как раскрыть тему сочинения? (Описать зимний пейзаж. Ответить в своем сочинении на вопрос «В чем красота русской зимы?».)
- Что можно сказать о зиме? (Чародейка, кудесница…)
- О снеге? О снежинках? О небе? О ветре?
- Что вам нравится в ясную морозную погоду?
(Учащиеся дают устные описания березы в инее, зимних узорах на стеклах, искристого сияния снега в воздухе, деревьев, покрытых снегом.)
- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
- Какая будет основная мысль вашего сочинения?
- Как раскрыть основную мысль?
б) Упражнения в распространении текста.
- Прочитайте текст на экране.
(Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Дети катаются на санках.)
- Удачен ли этот рассказ. Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Ответим на вопрос: какая зима? Теперь добавим пояснительные слова к сказуемому: куда пришла зима-волшебница? А теперь уточним время, когда приходит зима. Какие предложения у вас получились?
(В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница-зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно белым ковром, укрыл землю. Деревья стоят в белых шубках и в пышных платьицах. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. Дети радостно катаются на коньках и санках.)
в) Заключительная беседа.
- Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.
11. Составление плана предстоящего сочинения. Выбор эпиграфа.
- Из каких частей должно состоять сочинение?
(1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)
- О чём можно сказать в водной части?
- Как мы озаглавим эту часть? (Наступила зима.)
- Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем, понимаем, передать, как меняется природа зимой.
А если вы хотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?
А летом, когда вы вспомните о зиме, какая картина нашего зимнего села рисуется в вашем воображении?
- Какая будет следующая часть? (Основная.)
- Что должно быть в основной части?
- Как можно озаглавить эту часть? (Зимняя фантазия.)
- Посмотрите на свои сюжетные аппликации, и подумайте, что вы опишите в русской зиме.
- Помните, сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
- Как вы его закончите?
- Придумайте заголовок для заключительной части.
(За что я люблю зиму.)
- Как зима влияет на ваше настроение?
- Замечаете ли вы красоту зимы?
- Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.
12. Орфографическая подготовка.
Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке
13. Запись сочинения учащимися.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши аппликации, они помогут вам описывать красоту русской зимы.
14. Самопроверка сочинений.
На экране появляется слайд с памяткой по проверке сочинения.
15. Чтение готовых сочинений.
16. Подведение итогов урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Чему учились?
- Что понравилось на уроке?
- Как надо относиться к природе?
- Как в дальнейшем можно использовать ваши творческие работы по технологии и русскому языку? (Составить альбом для учеников 1-2 классов о зиме.)
17. Домашнее задание.
1. Научиться выразительно читать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
2. К следующему сочинению нарисовать рисунок о весеннем пейзаже.
Рекомендуем посмотреть:
Урок - игра по русскому языку для 3 класса Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Конспект урока русского языка для 3 класса. Склонение имён существительныхПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс
Олимпиады по русскому языку, 3 класс
Конспект урока по русскому языку. Повторение изученного в 3 классе
Час занимательного русского языка 3 класс. Урок
Конспект урока «Правописание родовых окончаний имен прилагательных», 3 класс. Школа России
Автор: Оксана Ивановна Ченцова
Опубликовано: 2919 дней назад (14 декабря 2016)
Просмотров: 3301
Рубрика: Сценарии уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|