Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок внеклассного чтения «Былины», 4 класс

Внеклассное чтение в начальной школе. Устное народное творчество. Былины
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Ужи есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
И. Никитин
I. Вступительная беседа.
- Что такое былина? (Былина - это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.)
Былина - это не простой пересказ истории, ее задача - прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.
• Это интересно знать!
- А знаете ли вы, что раньше не было слова «былина» (с ударением на втором слоге), а богатырские песни, рассказывающие о делах давно минувших дней, «преданья старины глубокой», назывались «старинами», «старинками». Позднее появилось слово «былина» (с ударением на последнем слоге), что означало «быль», то есть правдивое повествование.
Былины раньше пелись. Сказители обычно владели одной- двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. Представьте себе седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая, плавная, спокойная мелодия. Певец- сказитель начинает свой сказ про Древнюю Русь, про старину стародавнюю.
II. Работа с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».
- Рассмотрите картину. Какое у вас впечатление от увиденного?

- Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины, художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволивший ему так правдиво изобразить богатырей. Глядя на полотно, мы будто видим живую историю Древней Руси.
Знаете ли вы, что В. М. Васнецов писал ее около 20 лет?
Нам трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на этой картине.
- Знаете ли вы имена богатырей?
- Как они выглядят? Что их объединяет?
- Рассмотрите пейзаж на картине. Что вы о нем скажете?
- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
III. Логическое упражнение.
- Отделите слова друг от друга, читая все время слоги через одинаковое количество слогов. Вы должны прочесть имена былинных персонажей и определить, кто лишний.
ВЛА-ИЛЬ-РАЗ-ДИ-Я-БОЙ-МИР-МУ-НИК-КРА-РО-ДО-СНО-МЕЦ-БРЫ-СОЛ-СО-НЯ-НЫШ-ЛО-НИКИ-КО-ВЕЙ-ТИЧ
(Владимир Красно Солнышко, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Добрыня Никитич. Лишний - Соловей-разбойник, так как это отрицательный персонаж.)
IV. Практическая работа.
Составить письменную характеристику былинного героя.
V. Викторина «Былины».
а) «В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын...» А как его звали? (Алеша Попович.)
б) Кто из великих русских богатырей 30 лет пролежал на печи? (Илья Муромец.)
в) Про кого это сказано: «Сидит он на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет. Все его боятся». Кто победил это чудище? (Соловей-разбойник, а победил его Илья Муромец.)
г) Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горы- ныч.)
д) Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира, из плена? (Добрыня Никитич.)
е) Какой новгородский купец побывал в гостях у морского царя? (Садко.)
ж) Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (Сыном Змея Горыныча.)
VI. Творческая работа.
а) Проиллюстрировать понравившийся эпизод из прочитанной былины (по выбору учащихся).
б) Выписать из любой былины устаревшие слова и дать им толкование, заглянув в толковый словарь или словарь устаревших слов (словарь архаизмов).
Дополнительный материал к теме «Изучение былины»
Учитель. Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? (Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора.)
Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре. И был тот Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора могли только горы - вот там-то он и проживал. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да хвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат и счастлив».
А народ-то стал забывать его, нужен был такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой- то чуть больше человеческой обладал.
Вот такой богатырь и пришел на смену Святогору-богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец.
Илья Муромец - единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево-Печерской Лавры. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны с защитой родины. Он борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд народа.
Былины о Добрыне связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием. Обычно действие происходит вблизи Киева - исторического центра России.
В Добрыне проявляются черты народного героизма - непреклонная решимость защитить родную землю, постоянная готовность к борьбе.
Соловей-разбойник - один из самых загадочных персонажей русского эпоса. Это чудовище-птица, страж границы двух миров, способный убивать своим свистом и криком; место его обитания - огромные деревья. Он преграждает дорогу к Киеву.
Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает дорожку прямоезжую. Ведь именно такие прямоезжие дорожки оказывались обычно перехваченными врагами. Поэтому очищение их от «соловьев- разбойников», чинивших разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу.
Своим подвигом Илья Муромец уничтожил одно из препятствий, мешающих объединению русских земель.
Загадка.
Свист соловьиный,
Взор орлиный –
Не зверь, не охотник,
А... (Соловей-разбойник.)
- Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где можно встретить в наше время богатырей? (Спасатели, пограничники, космонавты и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока внеклассного чтения "Литературные сказки" в 4 классе с презентацией Стихотворение - загадка к рассказу Драгунского "Тайное становится явным" с презентацией Урок внеклассного чтения, 4 класс. Бажов «Серебряное Копытце» Внеклассное чтение, 3 класс. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Похожие статьи:

Рассказы про птиц для младших школьников

Толстой «Лев и собачка»

Пришвин «Изобретатель»

Коваль «Картофельная собака»

Коваль «Фиолетовая птица»

Урок игра по басням Крылова, 3 класс | Урок внеклассного чтения, 4 класс. Бажов «Серебряное Копытце»
Опубликовано: 1217 дней назад (26 декабря 2020)
Просмотров: 4235
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!