Конспект урока «Колыбельные песни», 2 класс. Планета знаний
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Колыбельные песни»
Ход урока
I. Организационный момент.Вступительное слово учителя.
- Скажите, кто из вас верит в чудеса? (Ответы детей.)
- Значит, я не ошиблась в вас. Не все потеряно, если вы умеете замечать необыкновенное в жизни, любите шутить, удивляться и радоваться.
- Сегодня мы обратимся к русскому фольклору.
- Что такое фольклор? (Смотрим словарь Ожегова.)
- Какие из видов (жанров) народного творчества вам знакомы?
II. Повторение. Виды фольклора.
- Давайте поиграем. Я начинаю песенку, а вы, кто помнит, подпевайте.
Учитель напевает:
Гайда, гайда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
- Какую песенку мы так ласково, нежно спели? (Колыбельную.)
- Правильно. Один из видов устного народного творчества - колыбельная песня. Продолжим игру. Я говорю вместо мамы - вы отвечаете за Дунюшку.
В классе тишина, Дунюшка еще не проснулась.
- Вставай, Дунюшка, уже день занимается.
- Пусть занимается.
- Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
- Это была прибаутка, небылица в лицах. Продолжаем вспоминать.
Летела сова –
Веселая голова,
Она летела, летела,
На дубок села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела. (2 раза.)
- Что это мы так интересно разыграли? Это была сказка без конца и без начала. Ну, а теперь попросим по-доброму.
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть,
В лес пойдут грибы искать...
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
- С помощью чего мы обратились к жаркому светилу нашему?
- С помощью заклички.
- Теперь подхватываем.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала сова соседке синице:
Стать самой красивой сорока стремится.
- Это была чистоговорка. Вы их много знаете.
- Жизнь человека отражается в русском фольклоре, в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках, сказках, заклинках, скороговорках.
III. Беседа о колыбельных песнях.
- Жизнь каждого человека начинается с младенчества. Младенец - недавно появившееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь - в руках матери. Поверьте, нет ничего прекраснее на свете молодой матери с младенцем.
Презентация, с использованием ИКТ: репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля. Дети молча, восхищенно рассматривают.
- Созданы эти картины величайшими живописцами древности. По-другому, наверное, выглядела молодая русская мать. Но, бесспорно, она была так же прекрасна.
- Удивительна, даже вот эта «Кормилка», дымковская игрушка, прославляющая материнство. (Показ файла.)
- Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня говорить?
- Стоит ли специально говорить о колыбельной песне? Думаю, стоит, потому что вас наверняка заинтересуют следующие вопросы:
• Почему песни называют колыбельными?
• Почему ребенок быстрее успокаивается и засыпает под колыбельную песню?
• Почему в гости к малышу с колыбельными песнями приходят Сон, Дрема, Котик-коток, Гули-гуленьки?
• Много ли колыбельных песен существует?
• Все ли колыбельные песни народные?
- Итак, тема нашего урока «Колыбельные песни». Песни обычно поются. Многие из них будем рассказывать напевно, чтобы вдуматься, вслушаться в их содержание. Вот одна из них.
Ученица (читает наизусть).
Спи-тко, усни,
Дитя материно,
Спи-тко, ты дитятко,
С богом, со Христом.
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам.
Куницы спят все по норочкам,
Соболи спят, где им вздумается,
Маленькие детки
В колыбелочках спят.
- Эти песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем. А что такое колыбель?
- Колыбель - это люлька или зыбка. Зыбка - ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек. (Показ файла.)
- Люлька - квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление. (Показ файла.)
- Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепляются к потолку. Шест называется очеп. На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька.
В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух.
Теперь ясно, почему песню, под которую засыпает младенец, колыбельной называют?
- Почему ребенок успокаивается под колыбельную песню, а не под иную, например, плясовую? (Ответы детей.)
- Обобщаем сказанное: дети засыпают, ибо колыбельная исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Колыбельная - ниточка любви, связывающая мать и дитя.
- Много ли колыбельных песен бытует, живет в народе? (Ответы детей.)
- Колыбельных песен не очень много. Лет сто пятьдесят назад их собирали ученые-фольклористы, знатоки народного творчества. Их оказалось не много, ибо они передавались от бабушки к матери, от матери к внучке, но все они очень оригинальны по содержанию.
- «Сон ходит по сенюшкам и дрема по новым». Кто такие сон и дрема? По мнению старых людей, сон и дрема - невидимые, могущественные существа, обитающие где-то рядом с людьми.
Матери верили, что именно сон и дрема, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку. А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходит кот-котован? Почему он частый персонаж колыбельных песен? (Ответы детей.)
- Правильно, кот-котишка-плутишка днем любит спать, спит - песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. Вспомните, как в сказке П. Бажова «Серебряное копытце» кошка звонко мурлыкала и приговаривала: «Правильно говоришь - правильно». В прадедовские времена прежде, чем положить малыша в колыбель, клали в нее кошку или котика, чтобы они могли передать свою привычку - мирно спать - младенцу. Обряд забыли, а котик остался любимым персонажем колыбельных песенок.
Послушаем еще одну колыбельную:
Зыбка поскрипывает,
Котенька мурлыкает,
Тихо песенки поет,
Дрему к Васеньке зовет.
Дрема к Васеньке идет,
Под головку сон кладет.
- По-моему, не бывает матери, не исполнявшей ни одной колыбельной песни. Если мама не знает ни одной колыбельной, она сама создает их - придумывает и слова, и мелодии. Вот самые простые песенки:
- А-а-а-а,
- О-о-о-о,
- О-бай, о-бай,
- Баю-бай, баю-бай.
- Или чуть посложнее:
Баю, баюшки-баю,
Баю доченьку мою,
Баю милую,
Баю крошечку мою,
Баю маленькую.
- Вот как много интересного вы узнали сегодня о русском народном творчестве - колыбельной, материнской песне. Может быть, кто-то из вас попытается убаюкать куклу, исполнить колыбельную своей бабушки или мамы?
- Как вы считаете, колыбельная песня, которая исполняется в передаче «Спокойной ночи, малыши», - народная песня или имеет своего автора?
- Это авторская песня. Слова песни - Э. Петровой, музыка - А. Острового.
- Сейчас я прочту вам восемь прекрасных строчек:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки, баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю...
- Строчки эти из стихотворения замечательного русского поэта Михаила Лермонтова. Оно написано им под впечатлением колыбельной народной казачьей песни.
IV. Обобщение.
- Сегодня у нас был необычный разговор о народном творчестве, о творчестве уникальном, преимущественно материнском. Истоки его лежат в глубокой древности, а живут и поныне.
Закончить наше занятие мне хочется мультфильмом «Умка», чтобы вы услышали современную, но такую же нежную, добрую колыбельную песню.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения с презентацией, 2 класс. Чуковский "Федорино горе" Конспект урока по литерному чтению, 2 класс. Сказка «Гуси-лебеди». Школа России Конспект урока викторины по сказкам, 2 класс. Школа России Урок литературного чтения, 2 класс. У страха глаза велики. Школа России← Викторина с ответами, 2 класс. Успенский «Чебурашка» | Подвижные игры с элементами ПДД для летнего отдыха →
Опубликовано: 1438 дней назад (14 декабря 2020)
Просмотров: 1685
Рубрика: Конспекты уроков в начальной школе
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!