Конспект занятия в подготовительной группе. Знакомство с буквой Ь
Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду по теме: «Буква Ь» в подготовительной группе для детей с ТНР
Задачи приоритетной образовательной области:«Речевое развитие»:
- Познакомить детей с буквой – мягкий знак «Ь»;
- Учить детей читать слова, изменяя их смысл посредством использования «Ь»- мягкого знака;
- Научить детей выкладывать букву «Ь» из палочек; закрепить навык прописывания буквы «Ь»;
- Закрепить понятие «звук», «буква», «слово», п»предложение» и внедрение их в активный лексикон.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально – коммуникативное развитие»:
- Развивать навыки коммуникации – умения свободно общаться со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать интерес к занятиям грамотой. Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать педагога.
«Физическое развитие»:
- Развивать общую координацию и мелкую моторику.
- Развивать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать эмоциональную восприимчивость, развивать чувство ритма.
Оборудование:
- ноутбук;
- слайды с гласными звуками;
- слайды со слогами;
- слайды с картинками - животные - лось, медведь, конь, мышь, овощи - картофель, морковь, фрукт – апельсин, коньки, гвоздь, мел, мель;
- алфавит;
- домик гласных и согласных звуков;
- зеркало, тетрадь, счетные палочки, карандаш - на каждого ребёнка;
- схемы слов МЕЛ и МЕЛЬ, схемы предложений.
Ход занятия
(звон колокольчика)Дзинь-дзинь-дзинь,
Звенит звоночек!
Начинается урок!
Нам игрушки не нужны,
Нам нужны буквари!
Все на месте?
Всё в порядке?
Книжки, ручка и тетрадка?
Теперь улыбнёмся друг другу!
(На интерактивной доске показаны гласные буквы – а, я, о, у, ю, и, ы, э, е, ё).
Дети, разделите буквы на группы!По какому признаку вы их разделили?
Дети: Гласные буквы, обозначающие один звук и гласные буквы, обозначающие два звука!
Правильно! А теперь послушайте сказку! Жили-были в азбуке разные буквы – гласные и согласные. Ходили они друг к другу и пели песенки!
(на интерактивной доске выходят слоги – дети читают по очереди)
Жили – не тужили! И жила среди них одна буква, похожая на букву Ы, но с которой никто не дружил! Потому, что она не обозначала никакого звука!Вы догадались? Что это за буква? Буква Ь.
(педагог показывает)
Буква молчала и недоумевала, почему с ней никто не общается, не дружил, жилось ей одиноко. Как-то раз буквы захотели поиграть – составлять слова, а это было их любимое занятие! Послушайте, что это были за слова… Оно зашифровано загадкой!
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Гвоздь)
Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ, а получилось ГВОЗД! Что-то у нас не получается! - говорили буквы. Звук Д звучит в слове мягко, а у ас твёрдо! Поставили после буквы Д букву И. Получилось ГВОЗДИ! Что же делать?
Надо поставить букву Ь! Позвали букву Ь. И она, с удовольствием встала на место! Развеселились буквы, и стали в гости приглашать букву Ь!
А буква Ь предложила отгадать, какие ее любимые животные?
Дети. Лось, медведь, конь, мышь.
А назовите мне мои любимые овощи?
Дети. Картофель, морковь!
Отгадайте, на чем я люблю кататься?
Дети. На коньках!
Какой мой любимый фрукт?
Дети. Апельсин!
А какие у меня любимые месяцы?
Дети. Июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель!,
Правильно, а всё потому, что там находится моя любимая буква Ь!
А хотите, я научу вас правильно писать мою букву! Слушайте, запоминайте и прописывайте!
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
(дети прописывают)
(на интерактивной доске появляются чистоговорки, дети встают и имитируют движения)
Ять-ять-ять — мы пошли гулять. (шагают)
Онь-онь-онь— на лугу пасётся конь. (скачут, как лошадки, при этом щелкают язычком)
Ень-ень-ень — в саду растёт сирень. (кистями рук показывают, как распускаются цветы)
Пока мы делали зарядку, я увидела коробочку, а в ней спрятана загадка! Отгадайте!
Белый камешек растаял
На доске следы оставил!
Правильно, это мел!
(достаю из коробочки мел)
Давайте разберем это слово!
Назовите первый звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук М?
Дети.Зеленой.
Назовите второй звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук Е?
Дети.Красной.
Назовите третий звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук Л?
Дети.Синей.
Сколько всего звуков в этом слове?
Сколько букв?
Сколько согласных звуков?
Сколько гласных звуков?
Какой по счету гласный звук?
Какой по счету согласный мягкий, согласный твердый?
(схему слова дети выкладывают самостоятельно, а вопросы задаются индивидуально)
Ребята, посмотрите, если я обозначу последний звук Л мягким, то какое слово получится?
(меняю синюю фишку на зеленую)
Дети.Мель.
Что обозначает это слово?
Дети.Это место, где мало воды.
Выложите это слово рядом со словом МЕЛ.
Чем отличаются эти схемы?
Дети.В слове МЕЛ последний звук твердый согласный, а в слове МЕЛЬ – последний звук мягкий согласный.
Сколько букв в слове МЕЛЬ? А сколько звуков?
Почему же букв больше, чем звуков?
Дело в том, что буква «Ь» не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук, смягчая его.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали!
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись!
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем!
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Теперь мы составим предложения со словами МЕЛЬ и МЕЛ по схеме.
(дети выкладывают схемы предложений)
Дети.Лодка села на мель.
Дети.В коробке лежит мел.
А сейчас поиграем в игру «СВЕТОФОР».
Если услышите в конце слова мягкий согласный – то поднимаете, зеленый круг светофора!
Мак, пень, лень, мел, мель, хлеб, сирень, стул, окунь, диван, конь, сыр, день, знак, тополь, василёк, букварь, день.
Итог
Какие задания вам понравились больше всего?
Чем мы занимались на занятии?
С какой буквой вы познакомились?
Что вам понравилось больше всего?
Какие задания вам показались трудными?
Давайте оценим себя сами – выберете Солнышко с тучками, если вам было тяжело, выберете солнышко, если вы справились!
Улыбнитесь друг другу и скажите всем до свидания!
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Знакомство c предложением Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема: Весна Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква ИПохожие статьи:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме
← Оформление кабинета учителя-логопеда в ДОУ по ФГОС | Перспективный план лексических тем с эвристическими заданиями для детей с ОНР на учебный год →
Автор: Альфия Фаридовна Катиркина
Опубликовано: 1212 дней назад (12 июля 2021)
Просмотров: 5421
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!