Игры на изучение алфавита с детьми 5-6-7 лет
Изучение алфавита с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающие игры
Слово начинается с буквы...
Возраст: от 4 лет
Взрослый предлагает называть слова на букву, к примеру, «П», и сам говорит первым: «Приключение». Ребенок или группа детей должны назвать другие известные им слова, начинающиеся на заданную букву.
Игры с буквами и в буквы
Возраст: от 5 лет
Придумайте вместе с ребенком, как разговаривают буквы.
Например, «Ф» — это фырчалка, надутые щечки, «Р» — конечно же, рычалка.
А как может выглядеть буква «Ф»? Это может быть фонарь? Или фара? Вспомните вместе с ребенком, где могут быть фонари или фары?
Можно «отправиться» ночью в лес с фонарем. Или поехать ночью на машине с включенными фарами. И повстречать в лесу филина, которого можно сфотографировать фотоаппаратом и т. д.
Подобные игры-рассказы можно придумать для каждой буквы.
Дети быстро включаются в такие игры и, представляя и проигрывая различные ситуации, легко запоминают новые слова.
Виселица
Возраст: от 5 лет
Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.
Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он обводит ряд клеточек, необходимых для написания слова.
Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужной клеточке. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает рисовать виселицу: рисует первую палочку.
Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. Вслед за каждым неправильным ответом первый игрок добавляет один элемент к виселице.
Если виселица нарисована раньше, чем противник смог угадать слово, первый игрок побеждает. Если же второй игрок отгадывает слово раньше, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.
Замена букв
Возраст: от 5 лет
Взрослый просит ребенка заменить первую букву разных слов на одну и ту же букву, например, букву «Р»: лис — рис, лепка — репка, диск — риск и т. д.
Буквы-звуки
Возраст: от 4 лет
Игра хорошо развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки».
Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове.
В том случае, если малыш хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, или в конце, или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Алфавит вокруг нас
Возраст: от 6 лет
Ведущий предлагает детям написать в алфавитном порядке за 10 минут названия предметов и вещей, находящихся в машине или встречающихся по дороге.
Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность — отыскать предметы на все буквы алфавита.
Побеждает тот, чей список будет самым длинным и полным.
Азбука в загадках
Возраст: от 4 лет
А
Серебристых рыбок стая промелькнула,
А за ними мчится хищная (акула).
Б
Искали мужа для овечки,
Красавца, что завит в колечки.
Объехали немало стран,
Всего один такой (баран).
В
— Как бы мне пошла кор-рона! —
Важно каркает (ворона).
Г
Вперевалочку пройдусь,
Люди скажут: — Вот так (гусь)!
Д
Если б он причесался хоть раз,
Не называли б его (дикобраз).
Е
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля (енот).
Ё
В колючках Ёж и Ёрш,
Но сразу разберешь:
Кто ёжится, тот (ёж)
А кто ершится — (ёрш).
Ж
— Иго-го! — кричит ребенок,
Значит, это (жеребенок).
3
— Делиться со всеми — привычка моя
Вам яду не надо? — спросила (змея).
И
Бревна не пилит рыба-пила,
Шить не умеет рыба (игла).
Й
Й — на хвостах у птиц и зверей.
Вот горностай, а вот — (воробей).
К
Куда ведет подземный ход?
Об этом знает только (крот).
Л
Отступить врагам пришлось!
Их рогами встретил (лось).
М
Перед зеркалом мальчишка
Корчит рожи, как (мартышка).
Н
У речки на пригорке — чья-то норка,
Зовут хозяйку норки тоже (норка).
О
Осёл лениво в гору брел,
А над горой парил (орел).
П
Первым просыпается пастух.
Раньше пастуха встает (петух).
Р
Приманку сорвала
И, не сказав «спасибо»,
Куда-то уплыла
Невежливая (рыба).
С
Он соло пел среди ветвей.
Певца назвали (соловей).
Т
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит (тигр).
У
Пусть крыша течет
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что
Не покинет (улитка).
Ф
На листочке только строчка:
«Разбудите ночью». Точка.
На дубу листок пришпилен,
Где до ночи дремлет (филин).
X
Перебираясь с ветки на ветку,
Он каждый раз меняет расцветку.
И незаметным становится он!
В прятки играет (хамелеон).
Ц
Только вышел из пеленок —
Петушиться стал (цыпленок).
Ч
— Море, покачай-ка! —
Попросила (чайка).
Ш
Зима ушла за тридевять земель.
Над лугом загудел мохнатый (шмель).
Щ
— Ухвачу-ка! Проглочу-ка! —
Щелкает зубами (щука).
Ь
Лев суров! Помягче львица.
В ней ведь мягкий знак таится!
Ы
Не влезает в книжку
Косолапый (мишка).
Мы заменим «И» на «Ы»
Получилась (мышка).
Ъ
Объявляет твердый знак:
— Зверь мне враг и птица враг!
Лучше спрячусь я в подъезд,
И никто меня не съест!
Э
Я вижу бегунов команду.
Вперед выходит страус нанду!
А репортаж на эту тему
Для вас готовил страус (эму).
Ю
Любят хрюшки букву «Ю»!
Без нее не скажешь (хрю).
Я
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Черной тенью
Кружит (ястреб).
Стихи-путаницы
Возраст: от 4 до 12 лет
Первый варианты игры: взрослый с выражением читает стихи, а ребенок внимательно слушает и подмечает, какие буквы «убежали» или «стоят» не на своем месте.
Второй вариант: возьмите с собой в машину коробку с карточками-буквами. После прослушивания стихотворения ребенок должен будет найти карточки с нужными буквами.
Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Здесь хорошее местечко —
Протекает рядом печка.
Я. Синявский «Штранная иштория»
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
Ах, какая модница!
— Пожвольте пожнакомиться.
—Увазаемый прохозый.
Ну на сто з это похозе:
Вы не представляете,
Как вы сепелявите! —
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка...
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком?
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком.
Я. Голь «Мышка в норке»
Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю “Ы” на “И”»!
Какое новое слово получилось?
Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно,
Я меняю “И” на “О”»!
Какое теперь образовалось новое слово?
Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома —
Целые хоромы!
От кровати до ворот —
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю “О” на "Ы”!»
...Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.
Я. Козловский «Чашки хрюкают, как чушки»
На букву «А» напал недуг,
И встало «У» взамен подружки.
Прошу я лак —
Дают мне лук,
И чашки Хрюкают, как
Чушки.
Там, где стоял
С водою бак,
Внезапно вырос
Бук.
Подумал дятел:
«Так-так-так»,
А вышло:
«Тук-тук-тук».
Пишу в тетрадке:
«Десять стран»,
Читаю:
«Десять струн».
Себя ругаю:
«Вот баран!»
Выходит:
«Вот бурун!»
А. Шибаев «Что случилось»
Пословица, тебя мы знаем,
Но — не такою ты была...
(Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?)
Два сапога — тара.
Не для шавки только голова на плечах.
Ус хорошо, а два лучше.
Трус своей лени боится.
Голод не щетка.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Первый клин всегда комом.
А. Шибаев «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница —
Очень странные дела
Начали твориться...
Сели в ложку и — айда! —
По реке туда-сюда!
Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном».
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Правильно подставь слова
Возраст: от 4 до 12 лет
Взрослый читает стихотворение, а ребенок пытается правильно подставить слова в рифму или по смыслу.
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек... (не нашли).
Чиарди Джон «Прощальная игра» (перевод Р. Сефа)
А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора:
Мы все надеемся,
Что с ней Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
«Высоко»,
А ты ответишь:
«Низко».
Скажу я слово
«Далеко»,
А ты ответишь:
... («близко»).
Скажу я слово «Потолок»,
А ты ответишь:
... («иол»).
Скажу я слово «Потерял».
И скажешь ты:
... («.нашел»).
Скажу тебе Я слово «Трус»,
Ответишь ты:
... («храбрец»).
Теперь
«Начало»
Я скажу, —
Ну, отвечай:
... («конец»)!
Цепочка
Возраст: от 6 лет
Для игры понадобится тетрадь и ручка.
Игра со словами. Выберите несколько согласных и гласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами. Например, возьмем буквы «с», «л», «м», «а», «о», «е», «т», «и».
Составляем с ними слова: «самолет», «масло», «тело», «мало», «сало», «лето» и т. д. Выигрывает тот ребенок, который придумает больше слов.
Похожие статьи:
Игры с буквами и словами в картинках для дошкольников 5-6-7 лет
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме
Интересные задания для детей 6-7 лет для подготовки к школе. Обучение грамоте
Нет комментариев. Ваш будет первым!