Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на изучение алфавита с детьми 5-6-7 лет

Изучение алфавита с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающие игры

Слово начинается с буквы...

Возраст: от 4 лет

Взрослый предлагает называть слова на букву, к примеру, «П», и сам говорит первым: «Приключение». Ребенок или группа детей должны назвать другие известные им слова, начинающиеся на заданную букву.

Игры с буквами и в буквы

Возраст: от 5 лет

Придумайте вместе с ребенком, как разговаривают буквы.

Например, «Ф» — это фырчалка, надутые щечки, «Р» — конечно же, рычалка.

А как может выглядеть буква «Ф»? Это может быть фонарь? Или фара? Вспомните вместе с ребенком, где могут быть фонари или фары?

Можно «отправиться» ночью в лес с фонарем. Или поехать ночью на машине с включенными фарами. И повстречать в лесу филина, которого можно сфотографировать фотоаппаратом и т. д.

Подобные игры-рассказы можно придумать для каждой буквы.

Дети быстро включаются в такие игры и, представляя и проигрывая различные ситуации, легко запоминают новые слова.

Виселица

Возраст: от 5 лет

Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он обводит ряд клеточек, необходимых для написания слова.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужной клеточке. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает рисовать виселицу: рисует первую палочку.

Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. Вслед за каждым неправильным ответом первый игрок добавляет один элемент к виселице.

Если виселица нарисована раньше, чем противник смог угадать слово, первый игрок побеждает. Если же второй игрок отгадывает слово раньше, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

Замена букв

Возраст: от 5 лет

Взрослый просит ребенка заменить первую букву разных слов на одну и ту же букву, например, букву «Р»: лис — рис, лепка — репка, диск — риск и т. д.

Буквы-звуки

Возраст: от 4 лет

Игра хорошо развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки».

Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове.

В том случае, если малыш хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, или в конце, или в середине.

Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Алфавит вокруг нас

Возраст: от 6 лет

Ведущий предлагает детям написать в алфавитном порядке за 10 минут названия предметов и вещей, находящихся в машине или встречающихся по дороге.

Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность — отыскать предметы на все буквы алфавита.

Побеждает тот, чей список будет самым длинным и полным.

Азбука в загадках

Возраст: от 4 лет

А

Серебристых рыбок стая промелькнула,

А за ними мчится хищная (акула).

Б

Искали мужа для овечки,

Красавца, что завит в колечки.

Объехали немало стран,

Всего один такой (баран).

В

— Как бы мне пошла кор-рона! —

Важно каркает (ворона).

Г

Вперевалочку пройдусь,

Люди скажут: — Вот так (гусь)!

Д

Если б он причесался хоть раз,

Не называли б его (дикобраз).

Е

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля (енот).

Ё

В колючках Ёж и Ёрш,

Но сразу разберешь:

Кто ёжится, тот (ёж)

А кто ершится — (ёрш).

Ж

— Иго-го! — кричит ребенок,

Значит, это (жеребенок).

3

— Делиться со всеми — привычка моя

Вам яду не надо? — спросила (змея).

И

Бревна не пилит рыба-пила,

Шить не умеет рыба (игла).

Й

Й — на хвостах у птиц и зверей.

Вот горностай, а вот — (воробей).

К

Куда ведет подземный ход?

Об этом знает только (крот).

Л

Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил (лось).

М

Перед зеркалом мальчишка

Корчит рожи, как (мартышка).

Н

У речки на пригорке — чья-то норка,

Зовут хозяйку норки тоже (норка).

О

Осёл лениво в гору брел,

А над горой парил (орел).

П

Первым просыпается пастух.

Раньше пастуха встает (петух).

Р

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда-то уплыла

Невежливая (рыба).

С

Он соло пел среди ветвей.

Певца назвали (соловей).

Т

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит (тигр).

У

Пусть крыша течет

И сломалась калитка,

Свой дом ни за что

Не покинет (улитка).

Ф

На листочке только строчка:

«Разбудите ночью». Точка.

На дубу листок пришпилен,

Где до ночи дремлет (филин).

X

Перебираясь с ветки на ветку,

Он каждый раз меняет расцветку.

И незаметным становится он!

В прятки играет (хамелеон).

Ц

Только вышел из пеленок —

Петушиться стал (цыпленок).

Ч

— Море, покачай-ка! —

Попросила (чайка).

Ш

Зима ушла за тридевять земель.

Над лугом загудел мохнатый (шмель).

Щ

— Ухвачу-ка! Проглочу-ка! —

Щелкает зубами (щука).

Ь

Лев суров! Помягче львица.

В ней ведь мягкий знак таится!

Ы

Не влезает в книжку

Косолапый (мишка).

Мы заменим «И» на «Ы»

Получилась (мышка).

Ъ

Объявляет твердый знак:

— Зверь мне враг и птица враг!

Лучше спрячусь я в подъезд,

И никто меня не съест!

Э

Я вижу бегунов команду.

Вперед выходит страус нанду!

А репортаж на эту тему

Для вас готовил страус (эму).

Ю

Любят хрюшки букву «Ю»!

Без нее не скажешь (хрю).

Я

Прячьтесь, куры!

В небе ясном

Черной тенью

Кружит (ястреб).

(И. Гамазкова) 

Стихи-путаницы

Возраст: от 4 до 12 лет

Первый варианты игры: взрослый с выражением читает стихи, а ребенок внимательно слушает и подмечает, какие буквы «убежали» или «стоят» не на своем месте.

Второй вариант: возьмите с собой в машину коробку с карточками-буквами. После прослушивания стихотворения ребенок должен будет найти карточки с нужными буквами.

Землю роет старый кот,

Под землею он живет.

Нам темно. Попросим папу

Нам включить поярче лапу.

Любопытные мартышки

Собирают с елок фишки.

Здесь хорошее местечко —

Протекает рядом печка.

 

Я. Синявский «Штранная иштория»

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу.

Ах, какая модница!

— Пожвольте пожнакомиться.

 

—Увазаемый прохозый.

Ну на сто з это похозе:

Вы не представляете,

Как вы сепелявите! —

И красавица оса

Улетела в небеса.

 

— Штранная гражданка...

Наверно, иноштранка.

 

Жук с досады кренделями

По поляне носится:

— Это ж надо было так

Опроштоволоситься!

 

Как бы вновь не окажаться

В положении таком?

Нужно шрочно жаниматься

Иноштранным яжиком.

 

Я. Голь «Мышка в норке»

Мышка в норке росла,

Мышка грызла корки,

Только грызла тоска

Мышку в этой норке.

И решила от тоски:

«Я меняю “Ы” на “И”»!

Какое новое слово получилось?

Мишка в норке живет,

Мишка лапу сосет.

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как-то сыро и темно,

Я меняю “И” на “О”»!

Какое теперь образовалось новое слово?

Мошка в норке живет,

Мошка крошку сосет.

«Неуютно дома —

Целые хоромы!

От кровати до ворот —

Очень длинный перелет.

Это не годится:

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чем моей вины,

Я меняю “О” на "Ы”!»

...Мышка в норке сидит,

У нее довольный вид.

 

Я. Козловский «Чашки хрюкают, как чушки»

На букву «А» напал недуг,

И встало «У» взамен подружки.

Прошу я лак —

Дают мне лук,

И чашки Хрюкают, как

Чушки.

Там, где стоял

С водою бак,

Внезапно вырос

Бук.

Подумал дятел:

«Так-так-так»,

А вышло:

«Тук-тук-тук».

Пишу в тетрадке:

«Десять стран»,

Читаю:

«Десять струн».

Себя ругаю:

«Вот баран!»

Выходит:

«Вот бурун!»

 

А. Шибаев «Что случилось»

Пословица, тебя мы знаем,

Но — не такою ты была...

(Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?)

Два сапога — тара.

Не для шавки только голова на плечах.

Ус хорошо, а два лучше.

Трус своей лени боится.

Голод не щетка.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Первый клин всегда комом.

 

А. Шибаев «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница —

Очень странные дела

Начали твориться...

Сели в ложку и — айда! —

По реке туда-сюда!

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

Правильно подставь слова

Возраст: от 4 до 12 лет

Взрослый читает стихотворение, а ребенок пытается правильно подставить слова в рифму или по смыслу.

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли).

 

Чиарди Джон «Прощальная игра» (перевод Р. Сефа)

А вот прощальная игра...

Нам книгу

Закрывать пора:

Мы все надеемся,

Что с ней Ты стал

Немножечко умней,

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

«Высоко»,

А ты ответишь:

«Низко».

Скажу я слово

«Далеко»,

А ты ответишь:

... («близко»).

Скажу я слово «Потолок»,

А ты ответишь:

... («иол»).

Скажу я слово «Потерял».

И скажешь ты:

... («.нашел»).

Скажу тебе Я слово «Трус»,

Ответишь ты:

... («храбрец»).

Теперь

«Начало»

Я скажу, —

Ну, отвечай:

... («конец»)!

Цепочка

Возраст: от 6 лет

Для игры понадобится тетрадь и ручка.

Игра со словами. Выберите несколько согласных и гласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами. Например, возьмем буквы «с», «л», «м», «а», «о», «е», «т», «и».

Составляем с ними слова: «самолет», «масло», «тело», «мало», «сало», «лето» и т. д. Выигрывает тот ребенок, который придумает больше слов.

Похожие статьи:

Игры с буквами и словами в картинках для дошкольников 5-6-7 лет

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме

Интересные задания для детей 6-7 лет для подготовки к школе. Обучение грамоте

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!