Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Детские загадки по риторике с ответами

Загадки для школьников от 9 до 12 лет. Загадки по этике, загадки по этикету. Загадки про этикет для школьников. Загадки о хороших манерах.

* * *

Мы учимся жестам и громкости речи.

И темпы учить нам нисколько не легче.

Когда мы друг друга без слов понимаем,

То средство общения как называем? (Невербальное)

 

Общенье словами весьма интересное,

Оно называется просто — ... (словесное)

 

Я расскажу, что вчера заболел,

Что дома лекарство я горькое ел,

Еще расскажу, что болеть очень грустно.

Когда говорю я, то речь моя... (устная)

 

Вид речи, когда на бумаге пишу.

Я все что угодно листу расскажу.

Но речь уж не устная, речь иная.

Скажите, ребята, названье. Какая? (Письменная)

 

Учитель объяснял урок,

Мне было вовсе невдомек,

Что если я урок весь слушаю,

То называюсь я, ребята,... (слушатель)

 

Буквы могут быть строчные

Или, может, прописные.

С вензелями могут быть,

Так что нужно выводить.

Мелкий, крупный и объемный,

И печатный, и зеленый...

Разный и размер у них.

Это все зовется... (шрифт)

 

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

 

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания» —

То слова... (прощания)

 

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

 

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

 

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно — извиненье,

Нужно — поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

 

«Что говорится?» — о тексте спрошу,

Значит, я мысль вам поведать спешу.

И мысль эта главная, все это знают.

Зовется доступно она — ... (основная)

 

Автор текста может объяснять,

Доказательства и тезисы писать.

Коль такое текста изложение,

Тип его, конечно,... (рассуждение)

 

Чтоб мысль основную в тексте раскрыть,

Усилия нужно к нему приложить.

Автор опишет, приложит старание,

А текст будет зваться тогда... (описание)

 

У Артема день рожденья,

Мы ему в стихотвореньи

Пожеланья говорим

И подарочек вручим.

Именинник в день рожденья

Получает... (поздравленья)

 

Человек дружить умеет,

К каждому найдет подход.

Отвечайте поскорее,

Как зовет его народ?

В общении решительный

Человек... (общительный)

 

Речь на выступление

Не приготовил я,

Пришлось мне с ходу говорить,

Увы, мои друзья.

Получилось скомкано

И немного странно.

Это только потому,

Что речь была... (спонтанной)

 

В тексте мы слова меняем,

Предложенья добавляем,

Если лишнее найдем,

Тут же это уберем.

Такие вот поправки

Мы называем... (правкой)

 

Мне комплименты говорят

Большинство из всех ребят.

И ничего, что я мала,

Ведь всем приятна... (похвала)

 

Получил отметку «два»,

Слезы я сдержу едва.

Чувств во мне смешение,

Мне нужно... (утешение)

 

Правила для всех едины —

Каждый школьник должен знать,

Что они неоспоримы,

Где их нужно применять,

Как сказать любое слово,

Знак ударный начертать,

Где поставить запятую,

Если много, как сказать.

Вот, к примеру, «шторм» и «штормы»,

Не «шторма». Все это... (нормы)

 

Если я не разрешаю,

Значит, что-то не желаю.

Если говорю я «нет»,

Это будет мой... (запрет)

 

Бывают в рассуждениях

Чужие выражения.

Мысли кто-то говорил,

Автор в тексте применил.

Мысли умные и странноватые,

Коль в кавычках, зовутся... (цитатами)

 

Рассказали мне рассказ

В несколько коротких фраз.

Не поверил я в него,

В нем не правда ничего.

Если не могло случиться,

Значит, это... (небылица)

 

В начале издания или рассказа

Ее прочитаешь, и ясно все сразу.

Характеристики краткие эти

Как называются? Знаете, дети? (Аннотации)

 

Его на бумаге я ручкой пишу,

Потом аккуратно в конверт положу.

Отправлю по почте, помчится оно,

И будет доставлено в сроки... (письмо)

 

На письмо пишу ответ:

«Все хорошо, живу без бед!».

Переписке с другом рад,

Я пишу. Я — ... (адресант)

 

Если мне придет письмо,

Будь хоть от кого оно,

Коль его я получаю,

Как тогда я называюсь? (Адресат)

 

Устная речь, без сомнения,

Называется... (говорение)

 

Расскажет, как пишется каждое слово.

И каждый хотел бы друга такого.

На полке он с книгами важно стоит,

Любое значение вмиг разъяснит.

Словарь это. Нету нужнее такого,

А называется просто — ... (толковый)

 

Я киваю, подтверждаю,

В общем, я не возражаю.

И со всеми в классе я

Выразил... (согласие)

 

Заголовками мелькает,

Новости нам сообщает.

Почта и зимой, и летом

Доставляет нам... (газеты)

 

События все запишу по порядку

И их сохраню в своей синей тетрадке.

Годы пройдут, обнаружат историки

Записи эти. И скажут, что... (хроники)

 

У меня торжество,

Будет чудным оно.

Всем, кого буду звать,

Не забыть бы послать

Открытки с датой,

Местом проведения.

Они зовутся... Как же? (Приглашением)

 

Это название произведения.

Слово вы знаете, нету сомнения.

Ну, кто же догадлив, умен да и ловок?

Иначе, название то — ... (заголовок)

 

Главные в тексте слова смысловые

Мы называем всегда... (ключевые)

 

Мы в быту общаемся.

Общение, наверное,

Такое называется

Общенье... (повседневное)

 

Если официальная обстановка,

Общение будет немного иное,

Нужна к нему некая подготовка.

Оно называется... (деловое)

 

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

Они называются... (этикетные)

 

Если слушаю я что-то,

То для следующей работы

План пишу, запоминаю,

Суть в конспекте излагаю.

Краткий мой конспект бесспорно

Называется... (опорный)

 

Если ударение на слоге,

То его зову я «слоговое».

Если слово в речи выделяю,

Это ударенье... (смысловое)

 

Мы друг с другом говорили,

Все на свете обсудили.

Нам не нужен был учебник —

Был умен мой... (собеседник)

 

То не книга, не газета,

Интересен он при этом.

В нем картинки и рассказы.

Может, догадались сразу?

Что же это? Кто узнал?

Ну конечно, то... (журнал)

 

Того, кто тексты исправляет,

Редактором все называют.

А все процессы корректирования

И исправлений —... (редактирование)

 

В тексте первое предложение,

Веселое ли, печальное,

Все время и без сомнения

Зовется оно... (начальное)

 

Если говорю «пока»,

Значит, нужно уходить.

Машет вслед моя рука,

Нужно вежливым мне быть.

Процессы расставания

Зовем мы все... (прощанием)

 

Висит на столбе

Разноцветный листок:

«Пропала собака

По кличке "Дружок"».

Ветер подул, и в мгновение

Было сорвано... (объявление)

 

Предложения читаю,

Взад-вперед, взад-вперед,

Снова слева прочитаю,

А потом наоборот.

Так и так читаются,

Как же называются? (Перевертыши)

 

Нас общению научит,

Вежливыми быть приучит.

Тексты с нами разбирает,

Все газеты прочитает.

Узнали вы, ученики,... (учителя риторики)

 

Устно тему объясняли,

Недостатки мы искали

В выступлениях других,

Называли в речи их.

У ребят в отчетах

Исправляли... (недочеты)

 

Друг мой дома, я ему

После школы позвоню.

Номер наберу: «Алло,

Дома ты уже давно?

Выходи скорей во двор».

Был коротким... (разговор)

 

Когда лишь по двое общается класс,

Хоть нам называть непривычно,

Но такое общение с глазу на глаз

Зовется, ребята,... (личное)

 

Я просил списать задачу,

Я сижу и чуть не плачу.

Я просил, но много раз

Слышал я в ответ... (отказ)

 

На уроке текст читали,

Дружно все запоминали,

Прочитали много раз

И готовим... (пересказ)

 

Я готовил пересказ

Книги, что читал весь класс.

И хотя рассказ был пробный,

Вышел пересказ... (подробный)

 

Все детали упускаю,

Только главное скажу,

Лишнее в нем убираю,

Основное расскажу.

А в своей тетрадке

Пишу, что он был... (краткий)

 

Тему мы уже прошли,

Но вернулись к ней опять.

Чтобы вспомнить все смогли,

Стали тему... (повторять)

 

У нас с подружкой два различных мнения.

И в разговоре вышло столкновение.

Она считает, что она права,

А я твержу, что правда все ж моя.

Ужасно накалился разговор

И вылился в горячий жаркий... (спор)

 

Я вчера весь день молчал,

Только головой кивал,

Жестами изображал,

Кое-что на лист писал...

Нелегко мне дался день,

Но могу сказать теперь:

Коль молчать, поймут едва.

Славно все ж, что есть... (слова)

 

Ее к подарку прикрепляем,

Когда кого-то поздравляем.

В ней ты прочтешь стихотворенье

И пожеланья в день рожденья.

Узнал? Не шоколада плитка.

Конечно, речь тут об... (открытке)

 

Когда здороваюсь, секрета в этом нет,

Я говорю товарищу... («привет»)

 

В почтовом ящике лежит.

Пока в конверте, то молчит.

Но только вскроешь ты его,

Вмиг заговорит... (письмо)

 

Мы друг друга понимаем,

Потому что говорим,

О чем-то вслух мы рассуждаем,

Объясняем — не молчим.

Понятно было б нам едва,

Когда б не помогли... (слова)

Похожие статьи:

Загадки для детей о школьных экскурсиях

Загадки о животных для детей

Внеклассное мероприятие по этикету для школьников

Загадки о дружбе с ответами

Загадки про учителей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!