Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие ребенка 4 лет в домашних условиях

Развитие ребенка 4 лет в домашних условиях

Особенности развития ребёнка 4 лет. Что должен уметь и как его развивать

Каждый родитель желает знать, что можно ожидать и что требовать от своего ребенка в том или ином возрасте. Надо отметить, что главной особенностью в развитии детей дошкольного возраста является то, что уровень способностей ребенка, родившегося в начале года, значительно выше уровня малыша, появившегося на свет десятью - одиннадцатью месяцами позже. Проще говоря, ребенок, которому только исполнилось четыре года, очень сильно отличается от ребенка, которому через 2-3 месяца исполнится пять лет. Поэтому родители, работающие с этой книгой, должны учитывать эту особенность и выбирать игры, соответствующие возрасту своего ребенка. Не расстраивайтесь, апеллируя к тому, что книга рассчитана на ребенка четырех лет, и не требуйте от своего малыша большего, чем он может выполнить в этот момент. Через месяц, два, пять ваш ребенок обязательно справится с любым заданием. Главное, чтобы вы сами не утратили интерес к игре со своим ребенком.

На четвертом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование. Ребенок становится более терпеливым, может дольше заниматься одним делом, не отвлекаясь. Улучшается координация движений рук, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно приобретает способность к зрительному контролю, что дает возможность совершенствовать способности к изобразительной деятельности — большинство детей рисуют с большим энтузиазмом.

Основным развивающим видом деятельности ребенка четырех лет являются игры. Однако, в отличие от игр для детей более раннего возраста, она становится все более сложной: прибавляются сюжетно-ролевые, моделирующие и групповые игры. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и контролируют их выполнение.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается у него при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Здесь он развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

На четвертом - пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, аналитическим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

В это время родители должны проявить большое терпение, отвечая на многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Если ребенок задал вопрос «Почему?», он безоговорочно умен, так как это является свидетельством того, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода?», «Как тетя залезла в телевизор?», «Почему у слона такой нос?» и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что заинтересовало ребенка, — глубоко мыслить будет и он.

В этом возрасте ребенок может решать довольно сложные задачи, если вы предоставляете ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами жизни.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает самый разнообразный материал с такой легкостью. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание, и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д. При этом обязательно нужно сделать так, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

К четырем годам многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. И родители делают первую попытку показать ребенку азбуку и научить читать. Если психологически малыш готов к этому, обучение идет легко и с обоюдным удовольствием, без принуждения. Если же ребенок не готов к восприятию азбуки, лучше отложите попытку на полгода, а затем вновь проверьте его «психологическую готовность». Тогда обучение грамоте начнется в наиболее оптимальное для ребенка время.

Чтение помогает развитию символического мышления. И буквы, и цифры для ребенка являются символами. И чем последовательнее и методичнее будут занятия, тем более полно будут задействованы память и мозг ребенка. На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению детей этого возраста, родители вправе выбирать. Для родителей, которые занимаются со своим ребенком сами, предлагаем рисовать всевозможные лабиринты. Пусть ребенок «пройдет» по ним карандашом, объясняя, куда он ведет (от рисунка к слову, от цифры к слову, от рисунка к цифре). Разгадывание лабиринтов и путаниц очень нравится детям, они играючи складывают слоги, слова, а затем и предложения, знакомятся с цифрами.

Важным моментом воспитания ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, соответствующих игр; попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них и т. п.

С ребенком этого возраста можно играть во всякого рода словесные игры. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву «а»; слова-антонимы; слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок будет заниматься с удовольствием.

Одними из важнейших умений и знаний, которыми владеет ребенок четырех лет, являются:

❀ знание и умение различать и называть цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко), а также пользоваться направлениями (лево, право);

❀ группировать предметы одного цвета, формы, размера, назначения;

❀ сравнивать по цвету, форме, размеру, весу, времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

❀ выделять основные свойства предметов (форма, величина, цвет);

❀ координировать движения рук и зрение;

❀ оперировать количественными представлениями (много, мало, один, два, меньше, больше), считать до 100;

❀ повествовательная речь (до 10 предложений);

❀ владение словарем примерно в 1500 слов;

❀ задавать вопросы с использованием слов «кто» и «почему»;

❀ использовать выражения типа: «Я думаю, что...» и «Я надеюсь, что...»;

❀ выполнять просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения малыша;

❀ правильно употреблять глаголы в прошедшем времени;

❀ правильно произносить звуки «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н».

Всего, что нужно развивать в ребенке в этом возрасте, не перечислить. Но не пугайтесь того колоссального объема информации, который необходим вашему малышу для нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он подскажет вам сам. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Определить уровень развития ребенка 4-х лет в домашних условиях помогут вам тесты.

Похожие статьи:

Прибаутки для детей 4-6 лет

Подвижные игры на праздниках для детей

Игры молчанки для детей 4-6 лет

Игры небылицы и перевертыши для детей 4-6 лет

Уровень развития ребенка 4 лет. Тесты

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!