Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности для старших классов

Конспект внеклассного занятия по ОБЖ для старшеклассников Тема: «Эвакуация при пожаре из мест массового отдыха и развлечения»

Цель: научить обращать внимание на количество и место нахождения запасных выходов из зрительных залов театров, кинотеатров, дворцов спорта и т. д.; проанализировать действия при пожаре и спасении людей из мест массового отдыха и развлечения.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Большую опасность в создании экстремальных ситуаций во всех зрелищных учреждениях создают пожары. Причинами пожаров могут быть различные ситуации, а именно:

- небрежность персонала;

- нарушение правил поведения отдыхающими;

- нарушение техники безопасности при обслуживании оборудования.

- использование в оформлении горючих материалов и т. д.

Принимаются одновременно меры по предотвращению возможности возникновения пожаров: применение несгораемых материалов, спринклерных систем, устройство противопожарных отсечных занавесей, дежурство пожарных и многое другое. Эти требования снизили пожарную опасность здания. Теперь, находясь в кино- или концертном зале, посетители уже не смотрят с опаской на красные огоньки запасных выходов. И все же, несмотря на принимаемые меры, пожары - частое явление в повседневной жизни.

К примеру, в ночь на 15 февраля 1990 г. сильный пожар возник в здании Всероссийского театрального Общества и редакции газеты «Московские новости» на Пушкинской площади. Сгорели и обрушились несколько этажей, выгорели помещения, где размещались все творческие кабинеты фонда и большой зрительный зал. Погибли антикварные произведения искусства, архив, собиравшийся более века. Были залиты водой помещения редакции. Один человек погиб, несколько - госпитализированы.

Пожар распространился с такой скоростью, что если бы большой вечер в театральном обществе, на котором присутствовали несколько сот зрителей, затянулся, то, как рассказал главный администратор дома актера: «... Мы не смогли бы эвакуировать и половины зала».

В тушении пожара участвовало около 250 пожарных с 41 пожарной машиной. За последние годы такие мощности были задействованы только при тушении пожара в гостинице «Россия».

С появлением и использованием в строительстве новых отделочных материалов возникла новая пожарная опасность, проявившая себя в ряде трагедий. Люди гибли не только от огня, но и от отравления (пожар в ночном клубе «Хромая лошадь»). Оказывается, некоторые отделочные материалы из пластмасс при горении выделяют токсические вещества. Сегодня эта опасность преодолена - применение в новом строительстве пластмасс, выделяющих токсические вещества, запрещено.

Как бывает в реальной жизни? Выходов имеется, допустим, сколько надо, чтобы покинуть здание в случае пожара. Назначены ответственные за пожарную безопасность. А пожар случается и оказывается, что половина выходов либо заперта, а ключи от дверей неизвестно у кого, либо «временно» завалена какими-либо материалами. В результате - материальные потери, а иногда и гибель людей.

Очень нам недостает такого, вошедшего в жизнь, незыблемого правила, как «постоянная готовность». Причем, требуется лишь немного: знать, что может произойти и что надо делать.

II. Разъяснение действий при пожаре и спасении людей.

Учитель. Как же надо действовать при пожаре? Как спасать людей?

Работу по спасению людей надо проводить в максимально сжатые сроки, используя все имеющиеся средства. Очередность их определяется прежде всего степенью угрозы для жизни, и в то же время нельзя забывать, что в первую очередь эвакуируют детей, больных, престарелых и инвалидов. Крайне нежелательно выводить людей через зоны огня и дыма. Следует искать более безопасные пути. Если невозможно воспользоваться лестничными клетками, людей спускают на лифтах, по наружным пожарным лестницам, через окна, балконы, лоджии, к которым подаются автомобильные подъемники, выдвижные и приставные лестницы.

Когда выходы уже отрезаны огнем и укрыться в каком-либо безопасном месте нельзя, надо взять простую веревку или связать несколько простыней, прикрепить их к тяжелому предмету (его ширина должна превышать ширину оконного проема), перекинуть свободный конец через подоконник и медленно спускаться, пропуская ее между ногами и сжатыми ступнями. Желательно, чтобы по всей длине веревки были сделаны узлы, помогающие тормозить спуск. Нельзя привязывать веревку к оконной раме - она может под тяжестью вывалиться из проема.

Важно правильно вести поиск людей в горящем здании. Прежде чем войти в охваченное огнем строение, следует уточнить его внутреннюю планировку и выяснить те места, где могут находиться люди. Затем надеть противогаз с гопкалитовым патроном, так как гражданские фильтрующие противогазы хорошо защищают от всех известных ОВ и некоторых СДЯВ, кроме окиси углерода, образующейся при горении. А еще лучше, если надеть изолирующий противогаз. Можно воспользоваться и респиратором, и мокрой противопыльной тканевой маской, ватно-марлевой повязкой. Обязательно набросить на себя смоченный водой кусок жесткой ткани и после этого входить в горящее помещение.

Если в него можно проникнуть только через окно, то лестницу ставят так, чтобы она не мешала открытию створок. При необходимости стекла выбивают (ударом по оконной раме).

Осматривая здание, следует помнить, что люди, как правило, ищут спасение от огня в коридорах, на лестничных клетках и даже чердаках. Дети чаще всего прячутся под кровати, диваны, столы, в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты и на зов в большинстве случаев не откликаются.

Если вы отыскали в горящем помещении человека, который может сам передвигаться, надо прежде всего надеть на него противогаз с гопкалитовым патроном, накинуть увлажненную простыню, одеяло, и, взяв за руки, вывести в безопасное место. При отсутствии противогаза закрыть нос и рот мокрым платком, шарфом, косынкой.

В том случае, если на пострадавшем загорелась одежда, надо как можно скорее набросить на него мокрое или даже сухое покрывало и плотно прижать его к телу, чтобы прекратить доступ воздуха, а, следовательно, остановить горение.

Если одежда начала гореть на самом спасателе, ее следует как можно быстрее снять или потушить, прижимаясь к полу, стене, земле. Категорически запрещается бежать в горящей одежде - пламя только усиливается. Нельзя тушить одежду и с помощью огнетушителей (возможен химический ожог тела).

В тех помещениях, где огня нет, но они заполнены дымом, и там находятся люди, надо открыть окна и двери для проветривания. В отдельных случаях, чтобы выпустить дым, с подветренной стороны здания вскрывают отдельные конструкции или пробивают в них проемы. Уменьшает задымленность струя распыленной воды, которая охлаждает дым и одновременно осаждает его твердые частицы. В первую очередь, это надо делать там, где проводится эвакуация людей.

III. Работы в задымленных помещениях, выполняемые небольшими группами (3—4 человека).

Учитель. Прежде чем войти в такое здание, каждый обязательно обвязывается спасательной веревкой, другой конец которой остается в руках спасателя, подстраховывающего своих товарищей у входа. Связь между спасателями - подергивание веревки.

Передвигаться лучше по участкам с относительно хорошей видимостью - вблизи окон и дверей. Если дым идет снизу - во весь рост, если сильно задымлена верхняя часть помещения - пригнувшись или ползком. Целесообразно - чтобы не потерять ориентировку - придерживаться стены. Когда дыма очень много и пробираться приходится на ощупь, непременно надо постукивать ломиком по полу: могут быть прогары, провалы. Поможет здесь и электрический фонарь.

Пострадавшего, вынесенного из задымленного помещения, освобождают от стесняющей одежды, расстегивают ворот, ослабляют застежку пояса. Тяжелых пострадавших немедленно отправляют в больницу.

Поиск людей в горящем здании прекращается лишь тогда, когда тщательно проверены все охваченные огнем и дымом помещения.

Причинами пожаров и ожогов различной степени могут быть и нарушения мер безопасности при пользовании аттракционами. Чаще всего это происходит в новогодние праздники, когда устраиваются новогодние елки, балы, массовые гуляния с множеством электрических гирлянд, ракет, хлопушек, свечек и др.

IV. Итог занятия.

- Сделайте основные выводы по изученной теме.

- Назовите «по цепочке» по одному правилу, требованию, которые, по вашему мнению, необходимы для обеспечения пожарной безопасности в зрелищных учреждениях.

Автор: Г. П. Попова

Похожие статьи:

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Классный час «Действия при пожаре», 5-6 класс

Внеурочное занятие по пожарной безопасности, 8-9 класс

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса. Мир песни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!