Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное занятие по пожарной безопасности, 8-9 класс

Конспект внеурочного занятия по ОБЖ. Тема: Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин возникновения пожаров и способов борьбы с ними

Цель: знать порядок действий учащихся на случай пожара; уметь применить стационарные и подручные средства пожаротушения, СИЗ; овладеть приемами оказания помощи при ожогах.

Оборудование: плакат «Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения»; огнетушители; плакат «Средства и способы оказания первой помощи при термических ожогах».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Определение общих понятий о пожаре.

Рассказ учителя.

Большую опасность представляют пожары.

1) Пожар - это горение, в результате которого частично или полностью уничтожается материальная ценность, создается опасность для жизни людей. Пожары являются большим бедствием, они приносят большой ущерб в повседневной жизни в мирное время.

Локализировать пожар - остановить его на путях распространения, не дать ему развиться далее.

Ликвидировать - потушить его, не допустить повторного возгорания.

2) Основными причинами возникновения пожара могут быть:

- шалости детей с огнем,

- короткое замыкание электропроводов;

- при утечке газа - пользование спичками;

- возгорание телевизора;

- оставленные включенными без присмотра электроутюги, кипятильники, электроплиты и другие электронагревательные приборы;

- короткое замыкание в радиоприемнике;

- курение в постели в нетрезвом состоянии.

3) Опасные факторы горения:

- высокая температура воздуха;

- задымленность при видимости менее 10 м;

- большая концентрация окиси углерода и других вредных продуктов горения;

- возможность обрушения конструкций зданий;

- видимость в зоне задымления становится менее 10 м. Особенно в подвалах и на верхних этажах зданий.

4) Особенности горения синтетических материалов:

- горение сопровождается большим выделением ядовитых газов и дыма;

- синтетические материалы при горении плавятся и, попадая на тело, вызывают ожоги.

5) Способы прекращения горения веществ и материалов:

- охлаждение зоны горения веществ;

- изоляция реагирующих веществ от зоны горения;

- разбавление реагирующих веществ в зоне реакции негорючими веществами;

- химическое торможение реакции горения.

6) Приемы прекращения реакции горения.

- воздействие на поверхность горючих материалов огнетушащими средствами (вода, растворы-смачиватели, углекислота);

- создание изолирующего слоя в горючих материалах (нанесение на поверхность огнетушащих средств - пены, порошков, песка, покрывала и т. д.).

- при помощи взрыва;

- разборкой и сжиганием и т. д.;

- создание изолирующего слоя в проемах помещений, где происходит пожар.

III. Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения.

Сообщение учащихся.

Примерный материал для сообщения:

В отдельных случаях загорание можно ликвидировать первичными средствами пожаротушения:

- заливка очага пожара водой из ведра;

- засыпка очага пожара песком или землей;

- заливка водой из внутренних пожарных кранов;

- тушение пожара с использованием огнетушителей;

- применение покрывала из брезента.

Огнетушащие вещества вначале подаются в места наиболее интенсивного горения, при этом не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность:

- если горит вертикальная поверхность, воду нужно подавать на верхнюю часть;

- тушить пожар в задымленном помещении следует распыленной струей, так как она способствует осаждению дыма и снижению температуры;

- горящие жидкости лучше всего тушить пенообразующими составами, путем засыпки песком, землей, а также путем накрывания небольших очагов тяжелым покрывалом, одеждой;

- домашние вещи и одежду следует тушить водой, а зимой - выбросить на улицу и тушить снегом.

IV. Правила поведения и действия при возникновении пожара.

Объяснение учителя.

В условиях пожара люди могут оказаться в зданиях, на улице, в укрытиях, на предприятиях, в лесу, в поле и т. д.

Спасая пострадавших из горящего здания, соблюдайте правила:

- если для спасения людей нужно пройти через горящее помещение, то накройтесь с головой мокрым одеялом, куском мокрой ткани или плащом;

- дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени:

- через сильно задымленное помещение лучше всего двигаться ползком или пригнувшись;

- отыскивая пострадавших, окликните их, помните, что маленькие дети от страха прячутся под кровать, в шкафу и др. места;

- эвакуируя пострадавшего из горящего здания, постарайтесь накрыть его каким-нибудь покрывалом;

- если на вас загорится одежда, не нужно бежать - это больше раздует пламя. Лучше лечь на землю и, перекатываясь, сбить пламя.

V. Отравление токсичными продуктами горения.

Мнение специалиста (разъяснение врача-токсиколога).

Отравление угарным газом характеризуется:

- легкие отравления сопровождаются головной болью, общей слабостью, головокружением, тошнотой, шумом в ушах;

- тяжелые - рвотой, помутнением или потерей сознания. Цвет кожных покровов становится багровым. Тяжелые отравления часто заканчиваются смертью.

При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух в хорошо проветриваемое место, освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс, брючный ремень). Дать понюхать нашатырный спирт и натереть им виски. При появлении болей в области сердца дать под язык таблетку валидола.

При нарушении дыхания (редкое, поверхностное) требуется длительное проведение искусственного дыхания.

Еще более опасные отравления вызываются оксидом углерода. Оксид углерода опасен тем, что он в 200-300 раз активнее реагирует с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать организм кислородом. Наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, наступает депрессия, нарушение координации движений, а при остановке дыхания - смерть.

VI. Меры предосторожности от получения ожогов.

Мнение специалиста (врача-травматолога).

Ожоги - повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры (пламени, горячего пара, кипятка, щелочей, электрического тока или ионизирующего излучения).

Ожоги подразделяются на 4 степени:

1-я степень (легкая) - появляется как покраснение и припухлость отдельных участков кожи.

2-я степень (средней тяжести) - появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью светло-желтого цвета, поверхность под ними болезненная.

3-я степень (тяжелая) - сразу после травмы участки кожи выглядят светло-серыми или светло-коричневыми, чуть плотноватые на ощупь.

4-я степень (крайне тяжелая) - поверхность кожи становится коричневого (при обугливании - черного) цвета, плотная, безболезненная, нередко поражаются не только кожа, но и глубоколежащие ткани (мышцы).

Оказание помощи пострадавшим при пожаре начинается с тушения горящей одежды, с которой необходимо возможно быстрее сбить пламя и прекратить доступ воздуха к горящему месту.

Для этого пострадавшего накрывают одеялом, плащом, засыпают землей или катают по земле. После того, как сбито пламя, освободить обожженную часть тела от одежды, разрезать, не сдирая, приставшие к обожженной коже даже небольшие куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром и другими веществами. При ожогах первой степени положить марлевую салфетку, смоченную спиртом, при обширных ожогах, после наложения повязки, напоить пострадавшего горячим чаем, дав обезболивающие средства и тепло укутав, срочно доставить в больницу.

VII. Брейн-ринг.

Цель: развивать и совершенствовать умения и навыки по безопасному поведению при пожаре; воспитывать культуру безопасного взаимодействия со средой обитания.

Описание. Участниками игры могут быть 2-4 команды по 6-8 человек.

Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьевку. Сначала на ринг вызываются две команды, которые вытянули первый и второй номера. Они садятся за разные столы. Ведущий (учитель) задает вопрос. Для ответа командам дается 30 секунд (1 минута). Если команда знает ответ, то нажимает на звуковой сигнал первой, первой и отвечает на вопрос. Если ответ не верен, то право ответа переходит 2-й команде. Команда за правильный ответ получает одно очко. Если ни одна команда не может правильно ответить, то очко переходит на второй вопрос и разыгрывается 2 очка. Команда, ответившая правильно на второй вопрос, получает сразу 2 очка. Если команды не отвечают на 2-й вопрос, то за 3-й вопрос команды разыгрывают 3 очка. Команда, не ответившая правильно 3 раза подряд, удаляется с ринга, а на ринг вызывается следующая команда. Побеждает в конкурсе та команда, которая дольше всех продержится на ринге, то есть одержала несколько побед подряд.

Вопросы для брейн-ринга:

1) Как входить в горящее помещение? (Накрыться с головой мокрым полотенцем.)

2) Как двигаться в сильно задымленном помещении? (Пригнувшись или ползком, дышать через увлажненную ткань для защиты от угарного газа.)

3) Что предпринять, если загорелась одежда? (Лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать.)

4) Что сделаете, увидев человека в горящей одежде? (Накрыть покрывалом и плотно прижать его.)

5) Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных помещениях, открывать окна? (Нельзя, вы подвергаете себя опасности, гибели, затрудняете работу спасателей по выполнению их миссии вашего спасения; открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и, значит, усилит огонь.)

6) Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (Куском плотной мокрой ткани.)

7) Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все доступные средства для тушения огня (вода, мокрая тряпка, песок.)

8) Чем опасен пожар? (Открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами.)

9) Как действовать при возгорании телевизора? (Быстро обесточить телевизор, накрыть его пледом или другой плотной тканью (лучше мокрой), обжать со всех сторон, ограничив тем самым доступ воздуха; если горение все же усиливается, залить телевизор водой.)

10) Что называют пожаром? (Стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека.)

11) Как оказать помощь при ожоге? (Немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую одежду, накрыть его чем-либо препятствующим доступу воздуха — плащом, пледом ши любой плотной тканью. Далее освободить обожженную часть тела от одежды, если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, наносить на место ожога растительные масла, прижигающие вещества (марганцовку, йод), так как они усиливают ожог и боль и замедляют заживление ран. На обожженный участок тела надо наложить стерильную марлевую повязку ши чистую ткань.)

12) Каковы основные причины возникновения пожара? (Нарушение правил пожарной безопасности, эксплуатации бытовой и производственной электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательность в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами.)

13) Нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает метаться, убегать, тем самым усиливает пламя. Что делать в этом случае? (Следует сбить его с ног, а затем погасить пламя.)

14) Какие меры предосторожности необходимо соблюдать для исключения пожара? (Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правша пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

- не оставляйте включенными электроприборы (утюг, паяльник, прибор для выжигания и др.) после работы с ними;

- не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии;

- не закрывайте электролампы и другие электросветильники бумагой;

- пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

- не используйте бензин для растопки печи;

- не заправляйте керосиновые приборы (лампы, керогазы) во время их работы;

- не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах, даже в новогодние праздники;

- не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами (незатушенные угли, шлак, зола, головешки) и легковоспламеняющимися материалами.)

15) При пожарах часто происходят отравления угарным газом. Назовите признаки отравления угарным газом. (Первыми признаками отравления являются головная боль, шум в ушах, «стук в висках», общая слабость, тошнота, рвота. При сильном отравлении возникают сонливость, апатия, нарушение или потеря дыхания, расширение зрачков.)

16) Распространенное и эффективное средство пожаротушения. (Огнетушитель.)

17) Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении угарным газом? (Пострадавшего следует немедленно вывести или вынести из зараженной зоны на свежий воздух, предоставить покой. На голову положить холодный компресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжелых случаях сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.)

18) Назовите огнетушащие средства горючих материалов. (Вода, растворы-смачиватели, углекислота.)

19) Что значит ликвидировать пожар? (Потушить его, не допустить повторного возгорания.)

20) Как подразделяются ожоги? (На 4 степени: 1-я степень - легкая, 2-я степень - средней тяжести; 3-я степень - тяжелая; 4-я степень - крайне тяжелая.)

21) Какие бывают огнетушители? (Пенные - ОП-5, ОХП-10; углекислотные - ОУ-2, ОЧ-8, локализуют любой огонь.)

VIII. Итог занятия.

Награждение команды-победительницы в брейн-ринге. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение и отношение к рассмотренным на занятии проблемам, сделать основные выводы.

Похожие статьи:

Классный час на тему экология 9-10 класс

Классные часы в 9 классе. Разработки

Классный час «Действия при пожаре», 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности для старших классов

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!