Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие по музыке, 5 класс. Сценарий

Сценарий внеклассного занятия по музыке для учащихся 5 класса «Музыка в семье муз» в форме музыкальной гостиной

Возраст: пятый класс.

Цели: углубление, расширение полученных знаний на уроках музыки о синтезе искусств.

Оборудование:

картинная рама, черная шляпа, вуаль;

комплекты иллюстраций различной тематики;

портрет "Незнакомки" И. Глазунова;

комплект фрагментов стихотворений А. С. Пушкина, исходя из количества учащихся в классе;

комплект художественных кистей, исходя из количества учащихся в классе;

портрет П. И. Чайковского; портрет Д. Гершвина;

комплект текстов песни "Хлопай в такт" Д. Гершвина, исходя из количества учащихся в классе;

набор детских музыкально-ритмических инструментов;

фортепиано;

магнитофон.

Музыкальный материал:

романс И. Шварца на стихи А. Пушкина "Не спрашивай зачем..." из кинофильма "Станционный смотритель";

фрагмент из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик" - танец феи Драже;

песня Д. Гершвина "Хлопай в такт".

Ход занятия

Учитель изображает перед учениками ожившую картину Ильи Глазунова "Незнакомка". Исполняется песня И. Шварца на стихи А. С. Пушкина "Не спрашивай, зачем..." (из кинофильма "Станционный смотритель").

Учитель. Я попытаюсь предстать перед вами в облике Блоковской "Незнакомки", переданной известным русским художником Ильей Глазуновым.

Я неслучайно выбрала этот образ. Мой выбор обусловлен темой нашего сегодняшнего занятия.

Итак, какие виды искусства помогли мне сейчас начать нашу встречу?

Музыка, литература, живопись.

Учитель. Речь пойдет о синтезе искусств - музыки, литературы, живописи. И это очень важно, т. к. эти виды искусства подчас призваны дополнять друг друга: литература - мысль, живопись - образ, музыка - настроение, по которому мы можем определить мысль и воссоздать образ.

Я сегодня свое настроение выразила при помощи этой картины.

А теперь я прошу вас мне помочь. Найдите среди предложенных иллюстраций ту, которая созвучна вашему душевному состоянию на данный момент.

Учащиеся выбирают себе иллюстрацию из предложенного комплекта.

Учитель. Отложите ее пока в сторону. Она нам понадобится в конце занятия.

У каждого из вас на столе одно из стихотворений А. С. Пушкина.

Звучит музыка П. И. Чайковского из балета "Щелкунчик" - "танец феи Драже".

Учитель (на фоне музыки). Под звуки музыки я попрошу ознакомиться со стихами и сравнить их характер и настроение с характером музыкального произведения.

Музыка громче.

Учитель. А теперь я прошу прочитать свое стихотворение лишь того, у кого оно созвучно музыке, ее образу, настроению.

Ученики зачитывают фрагмент стихотворений А. С. Пушкина, например, "Зимнее утро".

Учитель. Спасибо за ваш выбор. Озвученные стихи А. С. Пушкина, я думаю, все согласятся, очень близки по ощущению, настроению чудесной музыке П. И. Чайковского. Его портрет перед вами.

Учитель обращает внимание учащихся на портрет П. И. Чайковского.

Учитель. Для выполнения следующего задания возьмите в руки кисточки. Все, наверное, наблюдали за работой художника. Вы сейчас в его роли. Перед вами воображаемый холст. Сейчас под звуки уже знакомого произведения с закрытыми глазами я прошу вас попробовать нарисовать музыку, найти звуковые ощущения посредством жеста, представляя мазки красок, линии рисунка, получаемый образ.

Звучит музыка "Танец феи Драже". Учащиеся рисуют в воздухе — пластическое интонирование.

Учитель. Спасибо за работу, за то, что вы не постеснялись раскрепоститься, дали возможность проявиться вашим ощущениям, ассоциациям. Я поняла, что у каждого из вас получилось оригинальное изображение. И все-таки я прошу рассказать о своих представлениях.

Учащиеся делятся с учителем возникшими при прослушивании художественными образами.

Учитель. Спасибо, у многих родились поистине шедевры. Посмотрите, всего лишь одно музыкальное произведение породило такую блестящую ярмарку зрительных впечатлений. Это многообразие напомнило мне одну сказку Е. Пермяка:

"На свете жил чудесный певец. Он пел не только задушевно, искренне, от всего сердца, но и красочно - на все цвета радуги.

Его разноцветные песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым народным певцом. Между тем певец не был счастлив... Он не был счастлив потому, что ему ни разу не удалось спеть такую песню, которая бы понравилась всем. Всем без исключения.

Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и все девушки. А старики проходили мимо. Вздыхая, они считали весеннюю песню то слишком розовой, то чрезмерно зеленой.

Когда же певец пел алую песню с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец. Зато малолетки не обращали на эту песню никакого внимания. Потому что они любили песни ярких цветов и четкой раскраски. Игривые. Узорчатые. Даже клетчатые. И для них приходилось петь особо, как и для стариков. Этим нравились песни строгих расцветок и глубоких колеров.

Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но и по характеру. Весельчаки любили канареечно - желтые, лихо-малиновые и пунцовые песни. Угрюмым нравились песни темно- коричневых и вишнево-лиловых тонов. Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета, лишь бы они были пестры и нарядны...

До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. Из его светлой души вылетали звонкие жар-птицы изумительной красоты звучания. Ими любовались тысячи людей, но каждый раз находились такие ценители, которые выискивали в песне изъяны. Более того, они глумились над нею и даже втаптывали в грязь.

Наконец это стало невыносимо, и певец перестал петь.

- Значит, я плохо пел, коли не сумел заставить полюбить всех хотя бы одну мою песню, - жаловался на себя, на свой голос певец.

Он жаловался так громко и так жестоко казнил свои песни, что его услышало солнце. Услыхав, оно ласково улыбнулось с высоты и осветило певца золотыми лучами.

- Мой названый брат, - сказало солнце. - Тысячи лет я раскрашиваю землю в неисчислимые цвета и оттенки, а угодить на всех не могу. Потому -что каждому нравится свое. И это очень хорошо.

- Что же в этом хорошего? - негодуя, воскликнул певец.

- Милый мой! Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений. Тогда бы тебе незачем было искать новые песни, а мне - каждый день по-новому всходить.

Так сказало солнце, окрашивая своей живительной улыбкой в тысячи тысяч цветов и оттенков нашу землю.

От этого на душе певца стало светло и радостно. Ему захотелось походить на солнце. И он снова запел свои песни на все цвета радуги.

И очень хорошо. Какая кому нравится, тот ту и слушай. И если из сотен его песен кому-то понравится только одна - значит певец не зря прожил жизнь, не зря старался походить на солнце".

Учитель. Не правда ли, очень похоже на притчу? Действительно, мир - это радуга звуков, радуга песен. Песня - это уникальный язык общения, не знающий аналогов. Вот как раз об этом говорится в песне, которую я хочу спеть для вас.

Учитель исполняет песню Д. Гершвина "Хлопай в такт".

Учитель. Это джазовая композиция Гершвина (обращает внимание на портрет). Вы хотели бы ее разучить? (Учащиеся учат первый куплет песни на слог.)

Учитель. Самое главное - ваш настрой и эмоциональная отзывчивость.

Уже по первому куплету я вижу, что у нас все получится, поскольку первый куплет - основа всей композиции. А теперь добавим слова. Учитель раздает учащимся распечатанные слова песни.

1. Руку дай, друг, к нам иди в круг.

Хлопай в такт вместе с друзьями.

Слышишь, вслед за нами вторят песне лес и луг.

 

2. Руку дай, друг, к нам иди в круг.

Хлопай в такт вместе с друзьями.

Пусть несется над полями нашей песни звук.

Припев.

Отдохни сегодня от трудной работы,

Забудь на время все печали и заботы.

Празднуй вместе с нами.

 

3. Здесь и сейчас радует нас

Звук этой песни чудесной.

Жить ведь интересней,

Если любишь слушать джаз.

 

4. Вместе споем, хлопать начнем,

Вместе работать не скучно.

Даже если будет нудно, танцевать пойдем.

Припев.

Поскольку музыкальный материал припева существенно сложнее, чем куплета, то его может исполнить учитель самостоятельно.

Учитель. Закрепляя наше разучивание, я предлагаю вам сыграть песню. Каждый выберет из предложенных ритмических музыкальных инструментов по одному, и, исполняя элементарные ритмические движения, мы сыграем песню с ритмической импровизацией.

Учащиеся исполняют песню "Хлопай в такт", аккомпанируя на музыкальных ритмических инструментах.

Учитель. Отличная работа. А теперь я прошу вновь обратиться к комплекту иллюстраций. Посмотрим, изменились ли ваше настроение, ощущение к концу занятия. Как преобразовала вас музыка в семье муз за этот час.

Учащиеся выбирают новую иллюстрацию и комментируют свой выбор. Делают сравнительный анализ прогресса своего психологического состояния на момент начала и конца занятия, опираясь на выбранный зрительный образ.

Учитель. Наглядно видна магическая сила искусства, которая за короткое время смогла совершить волшебство: заставить нас чувствовать, мыслить, переживать вместе о множестве различных образов и красок, которыми была наполнена наша встреча.

Похожие статьи:

День весенних именинников. Сценарий для 5-6 класса

Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов

Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах

Внеклассное мероприятие 5 - 6 класс по теме: Моя семья

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!