Классный час «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные», 7 класс
Беседа для учащихся 7 класса на тему «Жители разных планет: мальчишки и девчонки»
Мужчина и женщина — две неизведанные планеты, между которыми существует поле взаимного притяжения.
В. Вересаев
* * *
1. Мужественность и женственность.
На формирование и развитие полов влияют различные факторы: биологические, психологические, социальные. Самое раннее влияние - физиологическое. Пол мужчин определяет гормон тестостерон, пол женщины - эстроген. Тестостерон начинает свое действие уже в первые несколько недель развития плода. Именно он заставляет организм развиваться по мужской программе.
Гормональным влиянием обусловливаются и такие, присущие мужчинам признаки, как склонность к доминированию, агрессии, риску, потребность к борьбе и победе.
Биология направляет женский организм к определенному природой поведению: материнство и деторождение. Эстроген определяет такие черты характера, как сентиментальность, самопожертвование, заботливость, доброта, сострадание, сопереживание, ответственность.
Психологи отмечают, что есть социально обусловленные поведенческие особенности полов, обозначаемые как «мужественность» и «женственность». Понятие женственности в нашей культуре подразумевает, прежде всего, огромный потенциал материнской любви. Эта любовь распространяется на все окружающее. Любовь, доброта, сострадание, душевная тонкость и нежность - вот составляющие женственности. У женщины очень развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством и ответственностью за продолжение рода. По образному выражению В. А. Сухомлинского, «если в женщине нет доброты, то она не женщина... ибо женщина — не просто человек, но и мать человека и человечества... и лишенная доброты, она лишается самого существенного признака пола».
Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится - быть «за мужем», то есть под его покровительством, защитой, как за каменной стеной. Поскольку в России, как и во всей Европе, всегда существовал патриархат, были определены твердые понятия мужского и женского поведения. Мужчине предписывалась роль главы семьи, хозяина, добытчика материальных благ, что требовало от него решительности, твердости, самостоятельности, уверенности в себе. Женщину воспитывали слабым, зависимым существом. Она должна быть мила, кокетлива, нежна, чуть капризна. Основное предназначение женщины - быть преданной женой мужу и заботливой мамой детям. Традиционно существовало распределение домашних обязанностей. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Мужчина был главой семьи, зарабатывал деньги, выполнял по дому сугубо мужскую работу: ремонт, строительство и т. д.
Это важно знать!
К психологическим факторам относятся личностные и поведенческие различия мужчин и женщин. Они по-разному чувствуют, думают и воспринимают окружающий мир.
Различия полов проявляются с самого рождения. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на шум, дискомфорт от влаги и холода. Девочки и женщины более чувствительны к прикосновениям, к горькому и сладкому, а мальчики и мужчины - к соленому.
Заметны различия и в учебной деятельности. Мальчики, как правило, больше любят такие школьные предметы, как труд, физкультура, история. Им труднее, чем девочкам, дается изучение иностранных языков. Девочки предпочитают гуманитарные предметы, а среди нелюбимых у них оказываются чаще всего физика, математика, биология.
Что касается хобби и увлечений, то мальчики больше девочек увлекаются спортом. В спортивных занятиях их привлекают упражнения, связанные с движением и силой: волейбол, футбол, хоккей. Девочкам нравятся такие виды спорта, где необходима гибкость, пластичность, красота движений: фигурное катание, художественная гимнастика.
Девочки проявляют больший интерес к хозяйственно-бытовой сфере жизни и человеческим взаимоотношениям, мальчики направлены на освоение внешнего мира: их привлекает все новое, неизведанное, интересное.
Половые различия проявляются и в отношении численности мужского и женского пола. В младенческом возрасте численность мальчиков, как правило, превышает количество девочек. Затем это соотношение меняется в сторону сокращения количества мальчиков (детская смертность вследствие перенесенных болезней, травм, несчастных случаев выше среди мальчиков, чем среди девочек, и обусловлена особенностями «мужского поведения»: рискованные игры, опасное любопытство и т. д.). С годами разница в продолжительности жизни мужчин и женщин увеличивается и составляет 11-13 лет. Причиной этому является не только природная более слабая по сравнению с женщинами жизнеспособность мужского организма, но и социально-психологические факторы: пренебрежительное отношение к своему здоровью, неумение эффективно справляться со своими стрессами, склонность к вредным привычкам (употребление алкоголя, табака, наркотиков, токсичных веществ и т. д.), увлечение опасными для жизни и здоровья видами спорта. Кроме того, социальная роль мужчины возлагает на него функции «защитника» и «спасателя» в экстремальных ситуациях.
В играх и развлечениях мальчики склонны к активным занятиям, а девочки предпочитают спокойные, организованные занятия, связанные с общением. Общение вообще играет для девочек более важную роль, чем для мальчиков. Девочки раньше начинают говорить, активнее общаются, у них быстрее расширяется запас слов. Мальчики, в свою очередь, проявляют большой интерес к вещам. Они хорошо справляются с занятиями, требующими пространственных навыков, лучше работают с картами, схемами, формулами, пространственными объектами. Можно сказать, что женщины - это коммуникаторы, а мужчины - деятели. В связи с этим у девочек раньше возникает и сильнее проявляется потребность во взаимопонимании, психологической близости. Они усиленно осваивают духовный мир. Мальчиков больше привлекает мир материальный. Женские способы самоутверждения: опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление. Мужчины для самоутверждения прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.
Это интересно!
Соотношение ролей мужчины и женщины обусловлено больше социальными, нежели природными факторами. Подтверждением этому может служить иной бытовой уклад жителей Новой Гвинеи, где женщины занимаются рыболовством и земледелием, а мужчины ведут дом и нянчатся с детьми. Женщины здесь сами выбирают мужчин и предлагают им руку и сердце, а сосватанный мужчина переходит в дом своей жены с приданым.
С развитием бархатного общества изменяются понятия мужского и женского поведения. Повышается роль женщины в общественной жизни, происходит ее личностное становление и развитие. В отношениях полов всё больший вес приобретают дружба и равноправие. Выполнение социальных функций неизменно требует от женщин развития традиционно признаваемых мужских качеств. Женщина уже не может и не хочет довольствоваться ролью безликого приложения к мужчине, обеспечивающего ему уют, комфорт и продвижение по службе. Она стремится к личной самореализации. На фоне такого кардинального изменения женщины приобретают мужские черты характера, а мужчины - женские. Мужчина и женщина словно меняются ролями. Такие явления ученые называют «маскулинизацией» женщин и «феминизацией» мужчин.
2. Вопросы общения юношей и девушек.
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения объясняет первостепенную роль социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач развития личности значительная роль принадлежит формированию умения личности общаться.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение - основа межличностных отношений у подростков.
Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.
Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.
Общение со сверстниками - очень важный специфический канал информации межличностных отношений. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Задания для учащихся
1. Презентация планет.
- Представь, что в огромной Вселенной существуют две уникальные планеты: планета Мужчин и планета Женщин. На планете Мужчин живут исключительно одни мужчины, и они никогда не видели женщин. Соответственно, на планете Женщин обитают только женщины, и они никогда не встречались с мужчинами.
И вот во Вселенной создалась такая ситуация, когда планеты настолько приблизились друг к другу, что жителям планет можно видеть и общаться друг с другом. У них появляется возможность объединиться: жить вместе на одной из планет или создать новую планету для совместного проживания.
Для этого нужно лучше узнать друг друга.
• Подготовь презентацию каждой из планет, указав в них особенности характера, вкусы, интересы, увлечения, занятия жителей каждой из планет.
Презентация планеты Женщин.
Презентация планеты Мужчин.
2. Мужчина или женщина?
• Проанализируй представленные ниже ситуации и ответь на вопросы. Постарайся обосновать свой ответ:
А. Два человека пробуют конфеты. Один, развернув обертку, сразу кладет конфету в рот. Другой - надкусывает и смотрит, какая в конфете начинка.
Вопрос: Кто интересуется начинкой: мужчина или женщина? Почему?
Б. Муж и жена проводят вечер дома. Вдруг обнаруживается, что их ребенок плохо себя чувствует. Один из супругов хочет немедленно вызвать скорую помощь, а другой предлагает подождать до утра и, если самочувствие ребенка не ухудшится, вызвать участкового врача.
Вопрос: Кто предлагает успокоиться и вызвать врача только утром? Почему?
В. В компании возникают различного рода беседы. Одна группа гостей оживленно обсуждает рабочие проблемы. Вторая - тайны черной и белой магии, астрологические прогнозы.
Вопрос: Кто из гостей увлечен разговорами о магии и астрологии: мужчины или женщины? Почему?
Г. Муж и жена, путешествуя в машине, попадают в незнакомый город. Им нужно отыскать гостиницу. Один из них пытается расспросить прохожих, а другой говорит, что этого делать не надо. Лучше отыскать местоположение гостиницы по имеющейся у него схеме.
Вопрос: Кто из супругов расспрашивает прохожих, как добраться до гостиницы, а кто при этом пользуется схемой? Почему?
Ответы на вопросы задания 2:
A. Женщина. Женщины более любопытны в области хозяйственно-бытовых отношений, поэтому ее будет больше интересовать содержание конфеты.
Б. Мужчина. Мужчины рациональны и менее подвержены эмоциям, склонны более спокойно оценивать обстановку. Женщины чаще тревожатся и беспокоятся. Они сильнее, чем мужчины, переживают чувство страха.
B. Женщины. В силу своего эмоционального склада они больше, чем мужчины, интересуются религиозно-мистическими вопросами. Мужчины, как правило, считают эти увлечения ерундой. Они больше бывают озабочены работой и продвижением по службе.
Г. Жена расспрашивает прохожих, так как женщины лучше владеют разговорной речью, более общительны. Муж использует схему. Мужчины имеют более развитое пространственное воображение, лучше ориентируются по картам и схемам.
3. Тест «Понимаете ли Вы лиц противоположного пола?».
• Ответь на вопросы теста.
• Оцени каждое высказывание ответами «верно» или «неверно».
1) Женщины более артистичны, чем мужчины.
2) Мужчины лучше преподают математику, чем женщины.
3) Мужчины запоминают незначительные детали лучше, чем женщины.
4) Женщины лучше понимают себя, чем мужчины.
5) Женщины более способны к изучению иностранных языков.
6) Женщины лучше понимают других, чем мужчины.
7) Мужчины выполняют однообразную работу лучше, чем женщины.
8) Мужчины спят больше женщин.
9) Мужчины планируют свои действия лучше и думают о будущем больше, чем женщины.
10) Женщины намного эмоциональнее мужчин, поэтому уровень самоубийств среди них выше.
11) Женщины влюбляются гораздо быстрее мужчин.
12) Девушки в гораздо большей степени, чем юноши, склонны беспокоиться о том, что думают о них друзья.
13) Алкоголь действует на женщин сильнее, чем на мужчин.
14) Язык у женщин «подвешен» лучше, чем у мужчин.
15) Мужчины больше думают о себе.
16) Мужчины более склонны переоценивать себя.
17) Мужчины чаще устраивают розыгрыши.
18) Мужчине проще, чем женщине, стать счастливым.
19) Мужчин труднее, чем женщин, вывести из себя.
20) Мужчины более суеверны, чем женщины.
Ответы на вопросы задания 3:
1) Верно. Установлено, что женщины выражают свои чувства чаще, чем это делают мужчины, поэтому у них более выражены драматические способности.
2) Верно. При прочих равных условиях у мужчин больше способностей к преподаванию математики.
3) Неверно. Женщины лучше мужчин запоминают детали, в то время как мужчины мыслят более широкими категориями.
4) Верно. Женщины более склонны к самонаблюдению, поэтому и знают они о себе больше.
5) Верно. Изучение иностранных языков дается женщинам легче.
6) Верно. Женщины более восприимчивы к чувствам и проблемам других людей.
7) Неверно. Мужчины склонны проявлять нетерпение и беспокойство при выполнении однообразных действий.
8) Неверно. Женщины в среднем спят по ночам на час больше, чем мужчины.
9) Неверно. Ученые утверждают, что женщины думают о будущем больше и составляют план своих действий лучше, чем мужчины.
10) Неверно. Уровень самоубийств среди мужчин в два раза выше, чем среди женщин.
11) Неверно. Согласно одному исследованию, к четвертому свиданию поняли, что это любовь, 20 % мужчин и только 15 % женщин.
12) Неверно. Юноши больше, чем девушки, озабочены тем, как они выглядят в глазах окружающих.
13) Верно. Из-за разницы в весе тела и гормональных различий женщинам сложнее «пить, не пьянея».
14) Верно. Поскольку женские голосовые связки короче мужских, женщинам вести беседу легче. Однако мужчинам свойственно чаще прерывать женщин и менять тему разговора.
15) Неверно. Мужчины больше озабочены работой, чем своей персоной, в то время как женщины много думают и говорят о своих проблемах.
16) Верно. В то время как женщины стремятся к самосовершенствованию, мужчины в силу своего идеализма предъявляют к себе меньше требований.
17) Верно. Мужчины развлекаются всевозможными розыгрышами чаще, чем степенный противоположный пол.
18) Неверно. Женщины чаще испытывают как радость, так и горе, их эмоциональная жизнь интенсивнее мужской.
19) Верно. Женщины чаще тревожатся и беспокоятся. Кроме того, они гораздо сильнее, чем мужчины, переживают чувство страха.
20) Неверно. Психологи утверждают, что женщины чаще, чем мужчины, «стучат по дереву» или опасаются встречи с черной кошкой. Как правило, именно женщины сводят религию к набору суеверий.
Подсчет баллов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Результаты:
15-20 баллов. Вы удивительно мудры и наблюдательны. И, скорее всего, Вы легко уживаетесь с лицами противоположного пола.
8-14 баллов. Это хороший результат. Хотя, вероятно, иногда противоположный пол приводит Вас в замешательство.
0-7 баллов. Очень может быть, что Вы отвечали, полагаясь на свой личный опыт. Результаты говорят о Вашей ненаблюдательное™. Но положение можно исправить, если, общаясь с людьми противоположного пола, Вы попытаетесь лучше разобраться в них.
4. Разрешение проблемных ситуаций.
• Попробуй решить следующие ситуации во взаимоотношениях юношей и девушек.
Ситуация 1 «Знакомство в поезде».
На новогодние праздники молодой человек отправляется к друзьям в другой город (предположим, в Москву). Он купил билет и в нужное время приехал на вокзал, вошел в свой вагон, затем в свое купе. Здесь он видит, что его соседкой является привлекательная девушка, которая тоже едет в Москву.
1) Какие приемы начала и продолжения разговора с девушкой ты мог бы предложить юноше?
2) Какие темы беседы были бы интересны девушке?
3) Какие знаки внимания девушке были бы уместны в данной ситуации?
Для разыгрывания ситуации выбирается пара (юноша и девушка). Они представляют эту ситуацию так, как она могла бы быть на самом деле. (Все присутствующие выполняют роль «скрытой камеры»).
Ситуация 2 «В парке».
Бывают такие ситуации, когда нужно отказаться от знакомства и общения. Очень важно уметь отказаться от знакомства, не обижая и не задевая самолюбия другого человека.
Представь ситуацию:
Весна. Лавочка в цветущем уголке парка. Сидит девушка, к ней подсаживается молодой человек с явным желанием познакомиться. Девушка не расположена к разговору с молодым человеком. Необходимо мягко, деликатно показать юноше, что она не склонна к «завязыванию личных отношений».
1) Какие формы отказа от общения можно использовать в данной ситуации?
2) Как с помощью невербальных приемов общения (мимика, жесты, поза) выразить отказ от общения?
3) Какие средства вербального (словесного) общения будут эффективны в этом случае?
Темы для размышлений
1. Поговорим о мужестве.
2. Общение, общение, общение.
3. Подросткам о разрешении конфликтов.
4. Мальчишки и девчонки, такие разные, такие похожие.
5. Девочка, девушка, женщина.
6. Мальчик, юноша, мужчина.
Похожие статьи:
Классный час «История русского народного костюма», 6-7 класс
Классный час «Родной край», 7 класс
Классный час «Наша Родина - Россия», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!