Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «История русского народного костюма», 6-7 класс

Беседа об истории народного костюма для учащихся 6-7 класса

Цели: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса), способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

Материалы: куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток; материалы для изготовления одежды из льна (кудель, нитки, холст); нитки для плетения пояса.

Предварительная подготовка: найти информацию и подготовить рассказ о русском народном костюме (девичьем, женском, мужском).

Ход беседы

1. Рассказ учителя.

Учитель. Сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.

■ Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»?

Когда мы теперь произносим слово одежа - это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно одежа употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин одежда.

Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние - то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант - одение.

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. За время своего развития он был максимально приспособлен к традиционному быту народа.

■ Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?

Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, топографические описания; миниатюры рукописей XV- XVII вв., гравюры и описания иностранных путешественников; описи имущества монастырей, царских одежд и утвари, составленные в XIV-XV вв.; миниатюры, фрески, иконы XI-XIII вв.; летописные русские источники и сообщения восточных и античных авторов; археологические материалы из славянских погребений и кладов IX—XII вв.

■ Какой же элемент одежды является основой русского костюма?

Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - древнейший, ведущий

элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А были ли у рубахи предки?

Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.

Эти куклы изготовлены для нашей выставки. Давайте представим, что мы на выставке, и наши экскурсоводы рассказывают о костюмах.

2. Выступления учащихся о русских костюмах (детский, женский и мужской).

Группа 1:

Женский костюм

Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани - поликами. Эти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов. Но в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям, защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

Группа 2:

Мужской костюм

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.

В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.

Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда - от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.

Группа 3:

Детская одежда

Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.

Ученые называют это инициацией - то есть обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.

Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).

Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель - подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.

3. Беседа.

Учитель. Изучая национальные костюмы других славянских народов, можно заметить, что рубаха (первоначально - туникообразная) является их непременной частью; это характерная особенность всех земледельческих народов, как и обувь без каблуков. Древнейшие виды головного убора, типа накидки, плата существуют в костюмах либо самостоятельно, либо как часть более сложного убора. Таким образом, можно сказать, что перечисленные компоненты являются общеславянской основой русского народного женского костюма.

■ Из каких материалов получали ткань?

Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна - льняную, из хлопка - хлопчатобумажную, из шерсти - шерстяную, из шелка - шелковую.

У одной команды - кусочки ткани, у другой - нитки, попробуйте найти пару: подобрать нитки к ткани из этих ниток и назвать их. Молодцы! Вот как много видов тканей использовали люди для пошива одежды.

■ Скажите, а у нас на Руси какой ткани отдавалось предпочтение при пошиве одежды? (Льняной и шерстяной.)

■ А из чего получают такие красивые разные нитки и ткани? Хотите посмотреть?

Учитель показывает волокна.

Учащиеся рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых, шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них получают.

• Как из волокна получают нитки? Волокна такие тоненькие, коротенькие и непрочные, а нитки длинные, прочные.

■ А кто же умеет это делать? (Ответы учащихся.)

Загадка: шкатулка с предметами из льна: льняной куделью, нитками, тканью, готовым изделием. Что общего у этих вещей? (Они все из льна.)

А вот задача потруднее: разложите эти предметы по порядку.

Учащиеся раскладывают и рассказывают по порядку о материалах, используемых в изготовлении костюма (льняной кудели, нитках, ткани).

■ Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?

Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля - жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна - кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали - расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.)

■ Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)

Вот откуда пошла традиция - собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.

Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат!

Тихо звучит русская народная музыка.

■ Подумайте и скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском народном костюме? (Хоровод у березки, плавные, красивые движения, русские народные песни.)

Русский костюм невозможно отделить от песни: то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной.

Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.

Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».

■ А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.)

Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».

■ Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).

Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком. У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы (костюм эвенка, араба).

■ Можем мы определить, где живут люди, которые носили такую одежду?

Внешний вид костюма у разных народов зависит от того, где он живет, какая чаще у них бывает погода (морозы или жара) и что в их местности есть для изготовления одежды.

■ Ребята, а какой костюм, на ваш взгляд, красивее? Какой костюм для вас дороже?

Костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов - вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).

4. Подведение итогов.

Вот эти куклы изготовлены художником-модельером. Мы с вами тоже учимся украшать костюм орнаментом, плести поясок.

Плетение пояса в сопровождении русской народной песни «Прялица».

Похожие статьи:

Классный час «Наша Родина - Россия», 7 класс

Классный час «Родной край», 7 класс

Внеклассные мероприятия в 7 классе. Разработки

Классный час «Разрешение конфликтов без насилия», 7 класс

Классный час на тему «Милосердие», 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!