Классный час «История русского народного костюма», 6-7 класс
Беседа об истории народного костюма для учащихся 6-7 класса
Цели: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса), способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.
Материалы: куклы в народных костюмах (русском, в костюме народов Севера, арабском); образцы льняных, хлопковых, шелковых, синтетических, шерстяных тканей и ниток; материалы для изготовления одежды из льна (кудель, нитки, холст); нитки для плетения пояса.
Предварительная подготовка: найти информацию и подготовить рассказ о русском народном костюме (девичьем, женском, мужском).
Ход беседы
1. Рассказ учителя.
Учитель. Сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.
■ Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»?
Когда мы теперь произносим слово одежа - это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно одежа употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин одежда.
Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние - то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант - одение.
История русского народного костюма насчитывает многие столетия. За время своего развития он был максимально приспособлен к традиционному быту народа.
■ Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?
Источниками для изучения истории одежды служат музейные
■ Какой же элемент одежды является основой русского костюма?
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - древнейший, ведущий
элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А были ли у рубахи предки?
Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.
Эти куклы изготовлены для нашей выставки. Давайте представим, что мы на выставке, и наши экскурсоводы рассказывают о костюмах.
2. Выступления учащихся о русских костюмах (детский, женский и мужской).
Группа 1:
Женский костюм
Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани - поликами. Эти полики, по мнению исследователей, заменили собой плечевые пряжки, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнище ткани крепились на фигуре. Ткань по краям образовавшегося при этом отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собирали в сборки. Были рубахи, у которых цельные рукава продолжались до самой горловины, так, что полики совсем отсутствовали, становясь частью самих рукавов. Такая конструкция рубахи (с поликами и без них) считается древним типом русской рубахи и характерна для северных районов. Но в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.
Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.
Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям, защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.
Группа 2:
Мужской костюм
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.
А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.
В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.
Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда - от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.
Группа 3:
Детская одежда
Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.
Ученые называют это инициацией - то есть обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.
Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).
Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель - подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.
3. Беседа.
Учитель. Изучая национальные костюмы других славянских народов, можно заметить, что рубаха (первоначально - туникообразная) является их непременной частью; это характерная особенность всех земледельческих народов, как и обувь без каблуков. Древнейшие виды головного убора, типа накидки, плата существуют в костюмах либо самостоятельно, либо как часть более сложного убора. Таким образом, можно сказать, что перечисленные компоненты являются общеславянской основой русского народного женского костюма.
■ Из каких материалов получали ткань?
Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна - льняную, из хлопка - хлопчатобумажную, из шерсти - шерстяную, из шелка - шелковую.
У одной команды - кусочки ткани, у другой - нитки, попробуйте найти пару: подобрать нитки к ткани из этих ниток и назвать их. Молодцы! Вот как много видов тканей использовали люди для пошива одежды.
■ Скажите, а у нас на Руси какой ткани отдавалось предпочтение при пошиве одежды? (Льняной и шерстяной.)
■ А из чего получают такие красивые разные нитки и ткани? Хотите посмотреть?
Учитель показывает волокна.
Учащиеся рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых, шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них получают.
• Как из волокна получают нитки? Волокна такие тоненькие, коротенькие и непрочные, а нитки длинные, прочные.
■ А кто же умеет это делать? (Ответы учащихся.)
Загадка: шкатулка с предметами из льна: льняной куделью, нитками, тканью, готовым изделием. Что общего у этих вещей? (Они все из льна.)
А вот задача потруднее: разложите эти предметы по порядку.
Учащиеся раскладывают и рассказывают по порядку о материалах, используемых в изготовлении костюма (льняной кудели, нитках, ткани).
■ Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?
Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно
■ Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)
Вот откуда пошла традиция - собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.
Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат!
Тихо звучит русская народная музыка.
■ Подумайте и скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском народном костюме? (Хоровод у березки, плавные, красивые движения, русские народные песни.)
Русский костюм невозможно отделить от песни: то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной.
Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.
Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».
■ А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.)
Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».
■ Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).
Красивый пояс, вышитая сорочка были лучшим подарком. У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы (костюм эвенка, араба).
■ Можем мы определить, где живут люди, которые носили такую одежду?
Внешний вид костюма у разных народов зависит от того, где он живет, какая чаще у них бывает погода (морозы или жара) и что в их местности есть для изготовления одежды.
■ Ребята, а какой костюм, на ваш взгляд, красивее? Какой костюм для вас дороже?
Костюм - это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов - вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).
4. Подведение итогов.
Вот эти куклы изготовлены художником-модельером. Мы с вами тоже учимся украшать костюм орнаментом, плести поясок.
Плетение пояса в сопровождении русской народной песни «Прялица».
Похожие статьи:
Классный час «Наша Родина - Россия», 7 класс
Классный час «Разрешение конфликтов без насилия», 7 класс
Внеклассные мероприятия в 7 классе. Разработки
Классный час «Родной край», 7 класс
Классный час «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!