Интеллектуальная игра в 5 классе, посвященная творчеству А. С. Пушкина
Интеллектуальная игра «Умницы и умники» для 5 класса
Цели: закрепить пройденный материал по литературе по теме «Творчество А.С. Пушкина», познакомить ребят с интересными фактами из биографии поэта; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
На доске - портрет А.С. Пушкина.
В игре участвуют 3 ученика, которые были заранее предупреждены о теме конкурса. Каждому из участников может помогать группа поддержки, но обращаться к ней можно в исключительных случаях. Остальные ребята тоже могут отвечать на вопросы, на которые не смогли дать ответ участники, зарабатывать баллы или получать поощрительные призы.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте! Я рад вас приветствовать на нашей сегодняшней викторине, посвященной великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Начнем мы с небольшой биографической справки.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода, оставившего яркий след в истории России. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» - Ибрагима Ганнибала.
Раннему увлечению Александра Пушкина литературой способствовала прекрасная домашняя библиотека.
Прошу, дорогие участники, на сцену. Для того чтобы определить вашу дорожку, я предлагаю вам ответить на вопросы блиц-турнира. За каждый правильный ответ вам присваивается 1 балл. Хочу напомнить, что в игре задействованы три дорожки - красного, желтого и зеленого цветов. Каждая - в 3 этапа. Цвет дорожки зависит от уровня сложности заданий.
1. За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Три щелчка по лбу.)
2. В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить отца? (В комара.)
3. Кто вел учет золотым орехам белочки в городе князя Гвидона? (Дьяк.)
4. Сколько было лет Людмиле из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (Семнадцать.)
5. На чем спал Балда в поповом доме? (На соломе.)
6. Куда послала работать старика старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», став столбовой дворянкой? (На конюшню.)
Ну что же, наш блиц-турнир окончен, и право первым выбирать дорожку мы отдаем ученику, набравшему наибольшее количество очков.
Участники распределяют между собой игровые дорожки.
И первый наш тур обращен к сказкам любимого поэта. Итак, начинаем.
На сцену выходит маленький мальчик в образе А. С. Пушкина и читает стихотворение «И.И. Пущину».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провидение:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
На доске нарисован кроссворд. Каждому из участников задается один вопрос, на который нужно ответить, используя подсказку.
1. Как звали няню поэта? (Арина.)
2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». (Елисей.)
3. Чудо-предмет, говорящий всю правду. (Зеркальце.)
4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна. (Яблоко.)
5. Имя царя в одной из сказок А.С. Пушкина. (Салтан.)
6. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка.)
7. Жилище старика со старухой. (Землянка.)
8. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
9. Сказочный персонаж, исполнявший желания. (Рыбка.)
10. Пернатый сторож, извещавший об опасности. (Петушок.)
11. Название острова, мимо которого проплывали корабли. (Буян.)
12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз.
(Шмель.)
13. Непременный атрибут старухи. (Корыто.)
14. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
15. Имя царя в «Сказке о золотом петушке». (Дадон.)
Участник, угадавший наибольшее количество слов, проходит во второй тур, ученик, сделавший наибольшее количество ошибок, выбывает. Ему вручаются утешительные призы: сказки А.С. Пушкина, блокнот, ручка и т. д.
К сожалению, нас вынужден покинуть один из участников... Самое главное - не расстраиваться, так как впереди ждут все незабываемые победы. Поэтому пожелаем друг другу терпения и успеха!
Начинаем второй тур. Для вас приготовлены отрывки из произведений, по которым вы должны определить, из каких сказок они взяты.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся. («Сказка о золотом петушке».)
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и его работнике Балде».)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Как замечательно, что вы так хорошо знаете сказки А.С. Пушкина, но только один из вас пройдет в финал нашей интеллектуальной игры. И по итогам второго конкурса в финал проходит...
При необходимости можно провести дополнительный конкурс, в котором определится победитель.
Ребятам предлагается назвать по очереди основных действующих лиц поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Участник, назвавший наибольшее число героев, выходит в финал.
(Ответы детей: Князь Владимир, Людмила, Руслан, Баян, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Голова, жена Ратмира.)
Выбывшему участнику преподносят утешительные призы.
Внимание! Прошу «черный ящик» на сцену!!!
Выносят черный ящик.
Сейчас вам предстоит определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь.
Внимание! Тишина! Деталь предмета, которую князь Гвидон получил при крещении. Умело используя ее, он сумел погубить Чародея и освободить царевну Лебедь. (Шнурок от нательного креста.)
Но на этом наша встреча еще не заканчивается, так как у нас остались вопросы к зрителям. За каждый правильный ответ вам вручается медаль «Умницы и умники» и поощрительный приз (блокнот или ручка).
Юный поэт.
Кто эта юная дева?
До утра юная княжна
Лежала, тягостным забвеньем,
Как будто страшным сновиденьем,
Объята - наконец она
Очнулась, пламенным волнением
И смутным ужасом полна;
Душой летит за наслажденьем,
Кого-то ищет с упоеньем;
«Где ж милый, - шепчет, - где супруг?»
Зовет и помертвела вдруг. (Людмила из поэмы «Руслан и Людмила».)
Ведущий. Ребята, а какие слова говорила злая царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Юный поэт (читает правильный ответ).
Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Ведущий. Кем стали три девицы из «Сказки о царе Салта- не...»? (Ткачихой, поварихой, царицей.)
Кто из героинь А.С. Пушкина самая жадная? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Юный поэт.
Про кого же этот стих?
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. (Дадон из «Сказки о золотом петушке».)
Ведущий. А как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
Юный поэт (читает правильный ответ).
Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку
Да и начну с вами, чертями, свалку.
Ведущий. Вот и подошел к концу наш замечательный вечер, посвященный прекрасному поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Отдельное спасибо нашим смелым умницам и умникам. Мне бы хотелось, дорогие ребята, что бы вам понравилась и запомнилась наша сегодняшняя встреча, которая, надеюсь, была не последней. Мы не прощаемся, а всего лишь говорим: «До скорой встречи!»
Юный поэт.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Непоколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросала судьбина
И счастье куда бы ни повеяло,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Звучит вальс из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.
Похожие статьи:
Конспект интеллектуального классного часа в 8 классе
Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!