Внеклассное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Праздник пунктуационных знаков в 1-2 классе. Сценарий
Инсценированная сказка в 1-2-х классах
Цели и задачи занятия:
- закрепление знаний младших школьников о пунктуационных знаках и правилах правописания;
- мотивация изучения русского языка и правильного письма;
- привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.
Описание праздника
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их всех на сцену. Десять человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди поднимаются на сцену.
Учитель: Ребята, на первый взгляд, это обыкновенные ребята, но в каждом из них затаилась какая-то загадка. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается в загадочных конвертах.
1-й ученик:
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
И не знаю, что сказать?
Что ответить? Промолчать? (По А. Шибаеву)
Ученики: Вопросительный знак.
1-й ученик: (достает из кармана вопросительный знак):
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда и почему?
Это вам или кому?
Отчего? О ком? О чем?
Что же это и по чем?
Что? Каким? Который? Чья? —
Вот вся логика моя.
Рассуждать везде мастак
Вопросительный мой знак.
Учитель: Ну, а это кто такой? Отвечать уже готов?
2-й ученик: Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувством нет конца!
Не уймет себя никак...
Ученики: Восклицательный знак!
2-й ученик (достает из кармана восклицательный знак):
Правильно, ребята, узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество...
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я,
То предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(По А. Тетивкину)
Учитель: Продолжаем знакомство. А ты кто?
3-й ученик:
Я всему всегда венец:
Предложению конец.
Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай.
Ученики: Точка!
3-й ученик (достает из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову):
Книжку однажды в лапки взяла
Божья коровка, вот это дела!
Долго читала в ней каждую строчку
И, наконец, обнаружила точку.
— Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак? (По Т. Поляковой)
Учитель: А теперь прошу представиться всех остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.
4-й ученик:
Мы три подружки и сестрички,
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали,
Или что-то не узнали.
Ученики: Многоточие!
5-й ученик:
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам, Что к чему...
А. Шибаев
6-й ученик:
Я смысл слова разъясняю,
Я — тире, я много знаю.
Лягу
Палочкой
На строчку:
— Проходите
По мосточку.
(По А.Шибаеву)
7-й ученик:
А меня вы не забыли?
Как всегда не позабыли?
Прошу любить и миловать:
«Казнить нельзя, помиловать!»
(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).
Кавычки:
Мы — кавычки, и вы сразу
Нас узнаете по фразе,
Афоризму, прямой речи.
Нет милее нас на свете.
Скобки:
Ну, а мы всегда вам рады,
Хоть похожи на преграду:
Если первая откроет,
То вторая все закроет.
Поясняем иногда,
Что? Зачем? Когда? Куда?
Учитель:
Вот и все наши гости.
Прошу, садитесь, располагайтесь,
Ничему не удивляйтесь.
Учитель: Ребята, наши сегодняшние гости — знаки препинания — элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц (смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова), для указания на синтаксические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, а также для внешней информации о тексте (указание на цитаты, незаконченность высказывания, графические сокращения и пр.).
Знаки препинания еще называют знаками пунктуации. В русском языке разделительные знаки включают конечные (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) и знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие). В других языках могут быть и иные знаки препинания, или они могут иметь другой смысл. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации.
Вопросительный знак (?) — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.
Восклицательный знак (!) — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и т. п. Может удваиваться и утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для вопроса-восклицания (по правилам русской пунктуации сперва пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).
Двоеточие (:) — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек («:»), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.
Запятая (,) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме при перечислении, для выделения причастных оборотов, стоящих после определяемого слова; деепричастных оборотов, обращений, уточнений, междометий, вводных слов. Запятая ставится между частями сложносочиненного, сложноподчиненного или сложного бессоюзного предложения; между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире. В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяются целая и дробная части числа.
Кавычки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и т. п.
Подробнее о других знаках препинания мы с вами узнаем на уроках русского языка и внеклассных занятиях.
1-й ученик (вопросительный знак):
А теперь мы поиграем.
Вы готовы? Начинаем?
Иль сомнения у вас?
2-й ученик (восклицательный знак):
Начинаем! В добрый час!
Учитель: Ребята, эта занимательная игра тоже связана с нашими гостями. Без них мы никак не сможем провести эту физкультминутку.
Условия игры следующие: вы все должны встать в круг и создать хоровод. В хоровод встанут и наши гости — знаки препинания. Под музыку хоровод будет медленно двигаться по кругу, но при этом вы должны внимательно слушать меня. Я буду произносить четверостишия, не произнося необходимого знака препинания. Тот из вас, кто первый догадается, о каком знаке идет речь, должен быстро подойти к ученику, играющему роль данного пунктуационного знака, и пригласить его в центр круга на танец. Первому ученику, обратившемуся к нужному знаку (своему однокласснику), предоставляется право до следующего четверостишья потанцевать в центре круга-хоровода. Условие понятно? Внимание, приглашаю всех в хоровод!
Ребята образуют хоровод в центре зала или классной комнаты, звучит музыка, начинается игра. Учитель должен внимательно следить за ребятами, чтобы во время игры не произошло столкновение учеников или ссора за первенство.
Двустишья для учителя:
1. Все ребята молодцы!
Все танцоры и чтецы! (Восклицательный знак)
2. Танцевать вы не устали?
Что смеяться перестали? (Вопросительный знак)
3. Обозначая прочие и прочие,
Ставим вместе... (многоточие).
4. Продолжаем мы играть,
Веселиться и плясать! (Восклицательный знак)
5. Вот заминочка какая,
Тут нужна нам... (запятая)
6. Начинаем говорить,
Что же нам с тобой открыть? (Кавычки)
7. Мама просит очень дочку:
«Ну, поставим здесь мы...(точку)».
8. Объясним, причем тут пробки
И откроем вместе... (скобки).
9. Если что-то объясняем,
Что в конце мы слова ставим? (Двоеточие)
10. Вот какой мы дружный класс!
Нету в мире лучше нас! (Восклицательный знак)
11. Все? Устали, наконец?
Может хватит? Все? Конец? (Вопросительный знак)
Учитель:
Вот теперь мы завершаем,
Всех ребят мы поздравляем!
Все, закончен хоровод
Что, доволен весь народ?
Учитель подводит итоги игры и приглашает всех занять свои места.
2-й ученик (восклицательный знак):
Все увидели теперь,
Что я самый главный «зверь»!
1-й ученик (вопросительный знак):
Ты так думаешь? Не так,
Может, я главнее знак?
4-й ученик (многоточие):
Прекратите, вы и прочие,
Здесь уместно многоточие!
Учитель: Да, я тоже так думаю. Многоточие, потому что еще никому не удалось доказать, какой знак препинания самый главный. Пора запомнить всем ребятам, что только знание всех пунктуационных знаков, а главное — умение в нужное время и в нужном предложении определить главенствующую роль того или иного знака, может привести к грамотному письму. Милые знаки препинания! Давайте не будем оспаривать пальму первенства. Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, вы незаменимы только тогда, когда стоите в нужном месте. Запомните, уважаемые знаки и вы, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем вам, знаки препинания, найдется свое место в любом тексте на бумаге. Дружите между собой! А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания в любом тексте, на любом клочке бумаги! Только вы, ребята, способны сохранить дружбу между знаками препинания. Помните об этом всегда и везде!
Шьет иглой портниха в строчку.
Самолет уходит в точку,
Много, много всех друзей —
Запятую ставь скорей.
Если что-то продолжаем,
Многоточие поставим.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
Завтра встретимся опять,
Знаки будем повторять.
Вот когда мы все освоим,
Знаний мир в себе откроем!
Автор: Карпова Е.М., учитель начальных классов, заместитель директора начальной школы МОУ СОШ №1 г. Азова Ростовской области.
Похожие статьи:
Конспект внеклассного занятия для 1 класса по теме: Корней Чуковский
Развивающее занятие для детей 8-10 лет. Конспект
Конспект внеклассного занятия для 1-2 класса по теме «Мёд»
Елена
|
Хороший сценарий,спасибо,использовала в 3 классе. |