Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Праздник пунктуационных знаков в 1-2 классе. Сценарий

Инсценированная сказка в 1-2-х классах

Цели и задачи занятия:

- закрепление знаний младших школьников о пунктуационных знаках и правилах правописания;

- мотивация изучения русского языка и правильного письма;

- привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.

Описание праздника

Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их всех на сцену. Десять человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди поднимаются на сцену.

Учитель: Ребята, на первый взгляд, это обыкновенные ребята, но в каждом из них затаилась какая-то загадка. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается в загадочных конвертах.

1-й ученик:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

И не знаю, что сказать?

Что ответить? Промолчать? (По А. Шибаеву)

Ученики: Вопросительный знак.

1-й ученик: (достает из кармана вопросительный знак):

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда и почему?

Это вам или кому?

Отчего? О ком? О чем?

Что же это и по чем?

Что? Каким? Который? Чья? —

Вот вся логика моя.

Рассуждать везде мастак

Вопросительный мой знак.

Учитель: Ну, а это кто такой? Отвечать уже готов?

2-й ученик: Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувством нет конца!

Не уймет себя никак...

Ученики: Восклицательный знак!

2-й ученик (достает из кармана восклицательный знак):

Правильно, ребята, узнать меня пустяк:

Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу,

Торжество...

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я,

То предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

(По А. Тетивкину)

Учитель: Продолжаем знакомство. А ты кто?

3-й ученик:

Я всему всегда венец:

Предложению конец.

Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай.

Ученики: Точка!

3-й ученик (достает из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову):

Книжку однажды в лапки взяла

Божья коровка, вот это дела!

Долго читала в ней каждую строчку

И, наконец, обнаружила точку.

— Кто умудрился и, главное, как

Снять у меня со спины этот знак? (По Т. Поляковой)

Учитель: А теперь прошу представиться всех остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

4-й ученик:

Мы три подружки и сестрички,

Стоим в конце любой странички.

Там, где что-то не сказали,

Или что-то не узнали.

Ученики: Многоточие!

5-й ученик:

Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам, Что к чему...

А. Шибаев

6-й ученик:

Я смысл слова разъясняю,

Я — тире, я много знаю.

Лягу

Палочкой

На строчку:

— Проходите

По мосточку.

(По А.Шибаеву)

7-й ученик:

А меня вы не забыли?

Как всегда не позабыли?

Прошу любить и миловать:

«Казнить нельзя, помиловать!»

(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).

Кавычки:

Мы — кавычки, и вы сразу

Нас узнаете по фразе,

Афоризму, прямой речи.

Нет милее нас на свете.

Скобки:

Ну, а мы всегда вам рады,

Хоть похожи на преграду:

Если первая откроет,

То вторая все закроет.

Поясняем иногда,

Что? Зачем? Когда? Куда?

Учитель:

Вот и все наши гости.

Прошу, садитесь, располагайтесь,

Ничему не удивляйтесь.

Учитель: Ребята, наши сегодняшние гости — знаки препинания — элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц (смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова), для указания на синтаксические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, а также для внешней информации о тексте (указание на цитаты, незаконченность высказывания, графические сокращения и пр.).

Знаки препинания еще называют знаками пунктуации. В русском языке разделительные знаки включают конечные (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) и знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие). В других языках могут быть и иные знаки препинания, или они могут иметь другой смысл. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации.

Вопросительный знак (?) — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Восклицательный знак (!) — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и т. п. Может удваиваться и утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для вопроса-восклицания (по правилам русской пунктуации сперва пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).

Двоеточие (:) — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек («:»), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Запятая (,) — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме при перечислении, для выделения причастных оборотов, стоящих после определяемого слова; деепричастных оборотов, обращений, уточнений, междометий, вводных слов. Запятая ставится между частями сложносочиненного, сложноподчиненного или сложного бессоюзного предложения; между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире. В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяются целая и дробная части числа.

Кавычки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и т. п.

Подробнее о других знаках препинания мы с вами узнаем на уроках русского языка и внеклассных занятиях.

1-й ученик (вопросительный знак):

А теперь мы поиграем.

Вы готовы? Начинаем?

Иль сомнения у вас?

2-й ученик (восклицательный знак):

Начинаем! В добрый час!

Учитель: Ребята, эта занимательная игра тоже связана с нашими гостями. Без них мы никак не сможем провести эту физкультминутку.

Условия игры следующие: вы все должны встать в круг и создать хоровод. В хоровод встанут и наши гости — знаки препинания. Под музыку хоровод будет медленно двигаться по кругу, но при этом вы должны внимательно слушать меня. Я буду произносить четверостишия, не произнося необходимого знака препинания. Тот из вас, кто первый догадается, о каком знаке идет речь, должен быстро подойти к ученику, играющему роль данного пунктуационного знака, и пригласить его в центр круга на танец. Первому ученику, обратившемуся к нужному знаку (своему однокласснику), предоставляется право до следующего четверостишья потанцевать в центре круга-хоровода. Условие понятно? Внимание, приглашаю всех в хоровод!

Ребята образуют хоровод в центре зала или классной комнаты, звучит музыка, начинается игра. Учитель должен внимательно следить за ребятами, чтобы во время игры не произошло столкновение учеников или ссора за первенство.

Двустишья для учителя:

1. Все ребята молодцы!

Все танцоры и чтецы! (Восклицательный знак)

2. Танцевать вы не устали?

Что смеяться перестали? (Вопросительный знак)

3. Обозначая прочие и прочие,

Ставим вместе... (многоточие).

4. Продолжаем мы играть,

Веселиться и плясать! (Восклицательный знак)

5. Вот заминочка какая,

Тут нужна нам... (запятая)

6. Начинаем говорить,

Что же нам с тобой открыть? (Кавычки)

7. Мама просит очень дочку:

«Ну, поставим здесь мы...(точку)».

8. Объясним, причем тут пробки

И откроем вместе... (скобки).

9. Если что-то объясняем,

Что в конце мы слова ставим? (Двоеточие)

10. Вот какой мы дружный класс!

Нету в мире лучше нас! (Восклицательный знак)

11. Все? Устали, наконец?

Может хватит? Все? Конец? (Вопросительный знак)

Учитель:

Вот теперь мы завершаем,

Всех ребят мы поздравляем!

Все, закончен хоровод

Что, доволен весь народ?

Учитель подводит итоги игры и приглашает всех занять свои места.

2-й ученик (восклицательный знак):

Все увидели теперь,

Что я самый главный «зверь»!

1-й ученик (вопросительный знак):

Ты так думаешь? Не так,

Может, я главнее знак?

4-й ученик (многоточие):

Прекратите, вы и прочие,

Здесь уместно многоточие!

Учитель: Да, я тоже так думаю. Многоточие, потому что еще никому не удалось доказать, какой знак препинания самый главный. Пора запомнить всем ребятам, что только знание всех пунктуационных знаков, а главное — умение в нужное время и в нужном предложении определить главенствующую роль того или иного знака, может привести к грамотному письму. Милые знаки препинания! Давайте не будем оспаривать пальму первенства. Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, вы незаменимы только тогда, когда стоите в нужном месте. Запомните, уважаемые знаки и вы, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем вам, знаки препинания, найдется свое место в любом тексте на бумаге. Дружите между собой! А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания в любом тексте, на любом клочке бумаги! Только вы, ребята, способны сохранить дружбу между знаками препинания. Помните об этом всегда и везде!

Шьет иглой портниха в строчку.

Самолет уходит в точку,

Много, много всех друзей —

Запятую ставь скорей.

Если что-то продолжаем,

Многоточие поставим.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

Завтра встретимся опять,

Знаки будем повторять.

Вот когда мы все освоим,

Знаний мир в себе откроем!

Автор:  Карпова Е.М., учитель начальных классов, заместитель директора начальной школы МОУ СОШ №1 г. Азова Ростовской области.

Похожие статьи:

Внеклассное занятие. Культура общения, 1-2 класс

Конспект внеклассного занятия для 1-2 класса по теме «Мёд»

Конспект внеклассного занятия для 1 класса по теме: Корней Чуковский

Конспект классного часа по этике во 2 классе

Развивающее занятие для детей 8-10 лет. Конспект

Комментарии (1)
Елена # 3 октября 2018 в 13:46 0
Хороший сценарий,спасибо,использовала в 3 классе.