Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сценарий утренника в начальной школе. Собака – друг человека

Утренник для младших классов. Сценарий «Верный друг»

Воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероного друга следует со школьной скамьи. Младшие школьники, как и дети дошкольного возраста, должны хорошо уяснить, что щенок или котенок - не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки, и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если мы сможем воспитать в детях чувство любви и ответственности за своих меньших братьев, потеряет свою остроту проблема бродячих животных.

Нам кажется, что именно в городе, где контакт детей с природой несколько ограничен, животные в доме просто необходимы, особенно в малодетных семьях. Большинство ребят хотят иметь в доме собаку. О благородстве, об огромной моральной ценности любви к собаке сказано немало. Достаточно вспомнить чеховскую Каштанку, тургеневскую Муму, купринского белого пуделя Арто, Белого Бима из повести Г. Троепольского.

Подготовка к утреннику включает следующее: на протяжении примерно месяца в группах проводится чтение книг по теме: «Дай лапу, друг», «Соленый пес», «Мухтар, ко мне», «Белый Бим - Черное Ухо», «Белый клык» и др.

На утренник можно пригласить собаководов-любителей. Можно оформить кроссворды. Например, кроссворд «Верные друзья»:

1. Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает. Ее родина - Северный остров Ньюфаундленд. (Колли.)

2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьем, отличается злобностью. (Овчарка.)

3. Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная. (Пудель.)

4. Крупная пастушья собака с типичными, вперед прогнутыми ушами. (Водолаз.)

5. Маленькая, с удлиненным туловищем собачка. Шерстный покров мягкий, шелковистый, курчавый. (Болонка.)

6. Собака охотничьей породы, с успехом применяется для охоты как на крупного, так и на мелкого зверя. (Лайка.)

Ход утренника

1-й ученик. Собака - верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

2-й ученик. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом-пещеру, заблаговременно подавать сигнал тревоги лаем. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

3-й ученик. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.

Чтение стихотворения А. Барто «Уехали».

1. Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

 

2. Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду.

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

 

3. Он на чужих ворчать привык,

Совсем, как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик –

Он всех ребят увез.

 

4. Он ждал, когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

 

5. Пес был один в саду пустом,

Он на террасе лег,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

 

6. Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

 

7. Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

4-й ученик. Все породы собак делятся на три основные группы: служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые), охотничьи (промысловые и спортивные) и комнатно-декоративные. К служебным относятся (показывает на стенде)-, овчарка, лайка, боксер, дог, пули, пуми, колли и др. Охотничьи собаки - это русская гончая, русская псовая борзая, сеттер, спаниель, пойнтер и др. К комнатно-декоративным собакам относятся: пудель, сенбернар, болонка, той-терьер и др.

5-й ученик. Велика роль упряжных или, как их называют, ездовых собак. Посмотрите на север: по снегам тундры бегут собачьи упряжки. Восемь-десять собак, запряженные в легкие нарты, за сутки преодолевают расстояние до 150 км, перевозя до полтонны груза. Скольким героям-полярникам помогли они осваивать труднодоступные места Крайнего Севера.

6-й ученик. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные границы нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый след, помогают задерживать и обезвреживать врагов нашей Родины. Известный следопыт Н. Ф. Карацупа за период службы в пограничных войсках задержал 467 нарушителей границы. Рядом с ним всегда была служебная собака. (Если есть, можно показать диафильм «Солёный пёс».)

7-й ученик. Собака облегчает тяжелый груд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо или налево, гнать ее в заданном направлении, выравнивать отару при пастьбе, предупреждать лаем о приближении людей, диких зверей и т. д. Наиболее подходящими для такой службы являются восточно-европейская и южно-русская овчарки.

8-й ученик. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

9-й ученик. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с воинами прошли нелегкий боевой путь.

Писатель И. Г. Эренбург в одном из своих рассказов приводит такой эпизод: «В январе 1942 года гвардейский стрелковый полк оказался в тылу врага - под Вереей. Проволочная связь часто рвалась, радиоустановки не работали. Связь держали 14 собак. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Овчарка Аста несла из батальона на командный пункт пакет с донесением: «Огонь по березовой роще». Тяжело раненная, она доползла с донесением до своего Жаркова - и положение было восстановлено. Тор принес донесение: «Залегли. Не можем поднять головы: сильный обстрел». Назад он принес приказ: «Людей поднять. Вести наступление». Два часа спустя гвардейцы вошли в Верею».

10-й ученик. Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков. На их боевом счету 300 подбитых танков. Вот как описывает писатель Е. Ржевская в книге «Берлин, май 1945 года» бесстрашный подвиг собак - взрывников танков: «На лесной опушке сбились в кучу, лают, резвятся собаки. Но взвоет за кустами танк - и собаки замрут, нервно, настороженно. А он движется сюда - страшная громада - переваливаясь, оглушая. Собаки мучительно ждут, подрагивая. Внимание! И бросок вперед, безудержный, ликующий, - собаки мчатся под танки противника, неся смертоносный груз на спине».

11-й ученик. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам поднялась собака Лайка.

Несколько учеников читают стихотворение С. Михалкова «Мой щенок».

Исполнение песни «Пропала собака» (слова А. Ламм, музыка В. Я. Шаинского).

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал щенок.

 

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

 

В это утро очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

 

Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь заставили?

 

Может он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

12-й ученик. Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, при борьбе с преступниками. При патрулировании местности и задержании нарушителей общественного порядка одна служебная собака делает столько, что и целый взвод не справится. Она не только помогает найти грабителя при прямом преследовании, но и может опознать его по запаху принадлежавшей ему вещи. Собака-ищейка - гроза для всех нарушителей закона. Так, розыскной пес Султан за время службы в уголовном розыске помог обнаружить похищенных ценностей более чем на 2 млн. руб.

13-й ученик. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам: в Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке - проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И. П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла. В конце первой части утренника ребята исполняют песню «Бимка и я» (слова И. Черниц- кой, музыка А. Симонова).

Бимка, мой дружок веселый!

Расстаемся мы сейчас:

Я иду учиться в школу,

Поступаю в первый класс!

Припев:

Ты за мною не ходи,

Лучше дома посиди! Подожди!

- Гав! Гав! Гав!

Должен ты меня понять:

Не могу тебя я взять.

- Гав! Гав! Гав!

 

Книжки, форма - все готово!

Приготовлен и букет.

Но для друга дорогого

В школьном ранце места нет!

Припев:

Скоро, мой дружок веселый,

Повстречаемся опять.

Я, когда вернусь из школы,

Научу тебя считать!

Припев:

До свидания, Бимка!

Во второй части утренника выступают приглашенные гости.

Литература для школьников:

1. Казанский В. И. Борзые. - М.: Детская литература, 1984.

2. Коваль Ю. Алый. - М.: Детская литература, 1982.

3. Кнорра Ф. Солёный пёс. - М.: Детская литература, 1984.

4. Михайловский А. Воспитай щенка. - С.: Детская литература, 1971.

5. Рябинин Б. С. Друг всегда друг. - М.: Детская литература, 1979.

6. Сергиенко К. До свидания, Овраг. - М.: Детская литература, 1979.

Автор: Кacaткинa Нина Aлексaндрoвнa

Похожие статьи:

Конкурс частушек в начальной школе. Сценарий

День лицеиста в 3 классе. Сценарий праздника

Итоговое внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Сценарий внеклассного игрового мероприятия совместно с родителями, 2 класс

Юмористические сценки для детей начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!