Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конкурс частушек в начальной школе. Сценарий

Конкурсная программа для младших школьников «Эстафета частушечников»

Замысел: ведущий дает представление детям о частушке. Заранее группами ребят подготовлено исполнение частушек разной тематики. Перед каждым выступлением ребят ведущий делает небольшое вступление.

Ход программы

Ведущий. Сегодняшняя программа, ребята, посвящена частушке. Кто скажет, что такое частушка? Частушка - это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка, состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: «припевки», «собирушки», «коротушки». Интересно, что у других народов частушка почти не встречается.

Хочется отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то, обращающее на себя внимание, произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту тему частушки.

Тематика частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников познакомит вас с частушками для детей.

Самыми распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения. Например, такие:

Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

На уроке булку ела.

Думаешь, не видно?

 

Подружка моя,

Я ее не ела,

Раз пятнадцать откусила –

Больше не хотела.

- Кто еще может вспомнить подобные частушки?

А теперь в исполнении группы ребят послушайте несколько частушек на школьную тему.

Школьные частушки

Мы частушки запоем,

Запоем мы звонко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

 

Как-то раз учитель Свете

Объяснял, что знанье - свет.

Света спать легла при свете,

Утром встала - знаний нет.

 

Очень просто жить Сереже,

Он всегда и всюду

Говорит одно и то же:

- Больше я не буду!

 

Женя ранец долго тряс,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

 

Опоздания причину

Вася мигом сочинит:

То попал он под лавину,

То нашел метеорит.

 

Горе горькое у Вани,

Просто елки-палки:

Из дыры в его кармане

Выпали шпаргалки.

 

У Валеры нет терпенья,

Он урок недоучил

И за полстихотворенья

Полчетверки получил.

 

Раньше Катя запросто

Помогала классу.

Стала Катя старостой –

Отдает приказы.

 

Начал важничать Вадим,

Ходит с видом гордым,

Словно стал не звеньевым,

А английским лордом.

 

Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши наши частушки,

И мы тоже хороши!

Ведущий. Посмотрев по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать частушки Бабок- ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба- яга - это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а очень даже веселая бабулька, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик, самородок. И все-то она замечает, и все-то может смешно прокомментировать.

Давайте в исполнении следующей группы ребят послушаем ставшие знаменитыми «Частушки Бабок-ёжек».

Шла лесною стороной,

Увязался черт за мной.

Думала - мужчина,

Что за чертовщина?

 

Я была навеселе

И летала на метле.

Хоть сама не верю я

В эти суеверия.

 

Снова я иду домой,

Снова черт идет за мной.

Плюнула на плешь ему

И послала к Лешему.

 

Самый вредный из людей –

Это сказочник-злодей,

Вот уж врун искусный,

Жаль, что он невкусный!

Ведущий. Иногда человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологическим оборотом». Помогите мне по картинкам составить такие обороты, то есть расставить недостающие слова - названия животных:

колючий, как ...

трусливый, как ...

голодный, как ...

хитрый, как ...

здоровый, как ...

болтливый, как ...

надутый, как ...

упрямый, как ...

грязный, как ...

изворотливый, как ...

Ответы: еж, заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.

- Я попросила вас выполнить это задание, чтобы подвести к следующей теме. Сейчас ребята споют нам «Звериные частушки» Ю. Энтина.

Дал Медведь поэту в лоб,

И поэт на землю - хлоп!

А пускай не пишет впредь:

«Неуклюжий, как медведь».

 

Покорили весь народ

Пес, Петух, Осел и Кот.

Им везде открыты двери.

Музыканты - просто звери!

 

Ёлки-палки, лес густой,

Ходит Ёжик холостой.

Нет печальней участи –

Все из-за колючести.

 

Валерьянки выпил Кот

И всю ночь будил народ.

Он уселся на суку

И кричал «кукареку!»

 

Вон корова пролетела

Прямо в теплые края.

Ну а мне какое дело?

Ведь корова не моя!

 

Ой, Лягушки, не шучу:

Я во Францию лечу.

Знаю от подружек –

Любят там Лягушек!

 

Факт чудесный налицо –

Учит Курицу Яйцо.

Времена такие –

Яйца-то крутые!

 

Повстречала я Ужа

И сказала: «Здрасьте-ка!»

Уж в ответ как зашипит.

Нет страшней ужастика!

 

Под землею Крот-слепец

Строит мышкам глазки...

Тут частушечкам конец

И начало сказки!

Учитель. Ребята, вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас проверим вашу эрудицию.

- Имя девочки, вступившей в борьбу со Снежной королевой. (Герда.)

- Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)

- Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)

- Кто призывал со всеми жить дружно? (Кот Леопольд.)

- Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

- Имя царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)

- Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)

- Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)

- Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)

- Мальчик, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)

- Рыжая и хитрая «сестричка». (Лиса.)

- Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)

- Подруга Маугли, пантера. (Багира.)

Ведущий. А сейчас группа ребят исполнит свой номер.

Сказочные частушки

Стоит дуб на горе,

Распустил коренья.

Ко мне Карлсон прилетал –

Требовал варенья!

 

Карабасу-Барабасу

Новых кукол накуплю,

Потому что прямо с детства

Я продюсеров люблю!

 

На ковре на самолете

Я с Хоттабычем лечу.

Тем, кто вылез из бутылки,

Не такое по плечу!

 

У меня подружка есть,

Звать ее Лариской.

С ней дружу, как Шапокляк

Со своею крыской.

 

Ой, Иванушка-Ванек

Был непьющий паренек.

Милым был ребеночком,

Выпил - стал козленочком!

 

В холодильнике сижу

День и ночь прилежно я:

Обещалася прийти

Королева снежная!

 

У Емели - чудо-печь,

Куда хочет может бечь...

Только надо постараться

Одно место не обжечь!

 

Кот Базилио с Лисой

Любят глупых мальчиков.

Нынче банк открыли свой –

Приглашают вкладчиков!

Ю. Энтин

Ведущий. Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни», «аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из древнегреческих мифов. Мифы - предания, своеобразные сказки о богах, героях, об удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В страхе слыша раскатистые звуки грома, греки представляли себе огромное, могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на колеснице.

Изображая своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в мифах мы также находим и другие примеры: жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.

Из мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой. Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и отважными.

Сейчас вы услышите «Мифические частушки». Если какие-то выражения будут вам не понятны, мы разберем их вместе.

Раскрасавчик Аполлон,

Уведи меня в полон!

Жить желаю на Олимпе

Среди мраморных колонн!

 

Я Нарцисса обожаю,

Вся измучилась любя.

А Нарцисс какой-то странный –

Обожает сам себя!

 

У медузы у Горгоны

Небывалая краса –

На голове у ней змеюки

Заменяют волоса!

 

Надоела нам война,

Длинная, Троянская.

Выручай, троянский конь,

Хитрость партизанская!

 

Аж до неба, аж до тучи

Поднялися бычьи кучи.

Но Геракл так могуч...

Раз, два, три - и нету куч!

 

Мне прислали приглашение

К Минотавру на съеденье!

В лабиринт явилася,

Здесь и заблудилася!

 

Вот безрукая Венера

В совершенной наготе.

Ну зачем Венере руки

При такой-то красоте?!

Ведущий. На этом эстафета частушечников заканчивается. Ваши впечатления?

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Народные промыслы России»

Частушки для детей, 2-4 класс

Сценарий ярмарки в начальной школе

Юмористические сценки для детей начальной школы

Занятие театрального кружка для детей начальных классов. Сценарий

Комментарии (1)
Надежда Александровна Юнг # 20 ноября 2015 в 19:29 0
С помощью частушек. как и с помощью хорошего совета, но непринуждённо, с юмором можно достичь многого. Спасибо.