Конспект классного часа в начальной школе. Почему вредно курить?
Классный час в начальной школе о вреде курения
Устный журнал в начальной школе «Курение: почему это опасно?»
Цели: создать условия для формирования навыков здорового образа жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности - к курению.
Оборудование:
- книжная выставка по этой проблеме;
- фотографии, иллюстрации, отображающие вредоносное воздействие табакокурения на организм;
- высказывания о табакокурении: «Курить - здоровью вредить!», «Капля никотина убивает лошадь» и т. д.;
- иллюстрации, приготовленные учениками к каждой странице журнала, например к исторической странице - индейцы, сидящие за трубкой мира; к медицинской:
с→ мозг человека
и
г→ легкие
а
р→ желудок
е
та→ сердце и сосуды;
- перечень ядовитых веществ, содержащихся в табаке и табачном дыму.
Ход классного часа
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о самой распространенной вредной привычке - курении, которая разрушает здоровье человека, сокращает его жизнь и приводит к смертельным заболеваниям. Из страниц устного журнала вы узнаете об истории табакокурения и его вредном действии на человеческий организм.
II. Основная часть.
Учитель. Итак, первая страница нашего журнала - историческая. (На доске разместить соответствующую тексту иллюстрацию.)
Одна из самых «модных» вредных привычек - курение табака - имеет почти 500-летнюю историю.
Открытие Христофором Колумбом в 1492 г. Америки связано с открытием европейцами многих новых для них растений, среди которых был и табак. Моряки с любопытством наблюдали, как жители Багамских островов вдыхали дым свернутых в трубочки листьев незнакомого растения. Вопреки строгому запрету великого мореплавателя, некоторые из его моряков тайно привезли листья и семена табака в Европу.
Сначала табак был объявлен всеисцеляющей лечебной травой. Вот как описывались его чудодейственные свойства в одной испанской книге 1543 г.: «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль зубов, вылечивает головную боль...»
Поэтому нет ничего удивительного в том, что табак быстро завладел аристократическими салонами еще в XVI в. и особенно стал популярным в XVII и XIX веках. Мужчины и женщины, молодые люди начали кури ть, нюхать и жевать табак.
Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрел плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его заодно с теми, кто его употреблял. Ее примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака иод страхом смертной казни.
В 1828 году было открыто главное действующее вещество в табаке - никотин, и названо оно было так в честь человека, который вырастил в Европе первым табак из семян, - Жана Нико, французского посла в Португалии.
Курение папирос стало очень популярным в Европе в начале XX в. среди мужчин, а после первой мировой войны и среди женщин. В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании в мире, и называется никотиномалией.
Учитель. Вторая страница- медицинская. (На доске учитель меняет иллюстрацию. Эту страницу может провести школьный врач или другой приглашенный медик.)
Итак, курение табака вредно, потому что высушенные листья этого растения содержат наркотик - никотин, который вызывает привыкание так же, как и другие наркотики.
Кроме того, современная наука располагает многочисленными доказательствами того, что табак содержит около 400 губительных для организма человека веществ.
«Капля никотина убивает лошадь!» - и мы часто не вдумываемся в смысл этих слов. А ведь действительно убивает! Большое красивое животное падает от капли страшного яда. Очень чувствительны к никотину птицы. Если смочить никотином конец стеклянной палочки и прикоснуться им к клюву воробья, то птица погибает через несколько секунд. Если голубя поместить под стеклянный колпак и впустить туда дым от одной папиросы, то через несколько минут голубь погибает. Смазывание никотином век крысы вызывает ее мгновенную смерть.
Капля никотина приводит к гибели всех рыб в аквариуме. Был отмечен очень интересный факт, связанный с медицинскими пиявками. Заядлому курильщику поставили такую пиявку, она очень быстро отвалилась и погибла в судорогах, так как насосалась крови, содержащей никотин.
Для человека смертельная доза никотина 50-75 мг. В 1934 г. в курортном городе Ницца компания молодежи устроила состязание - кто больше выкурит сигарет. Победителя ждал приз. Выигравших оказалось двое, но награду «победители» не смогли получить: выкурив по 60 папирос, они скончались. Несколько других участников «состязания» в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Известен случай, когда юноша погиб, выкурив большую сигару.
Мальчик трех лет, играя со старой табачной трубкой, наглотался через нее воды и умер от отравления никотином.
Годовалый ребенок отравился, съев папиросу.
Вредное действие табака не ограничивается только никотином. Среди ядовитых веществ табачного дыма - аммиак, синильная кислота, угарный газ, канцерогены.
Угарный газ не только отравляет организм курильщика, но и лишает клетки кислорода. Если это подросток, то хроническое кислородное голодание приводит к тому, что он отстает в росте, становится бессильным. Его мозг с трудом запоминает новую информацию, работоспособность ученика снижается.
Если взять чистый носовой платок, приложить его к губам, а затем выдохнуть через него дым от сигареты, то на платке останется коричневое пятно. На внутренней поверхности табачной трубки собирается бурого цвета налет. Курильщик даже вынужден периодически чистить просвет трубки специальным приспособлением. Налег застывает в плотную коричневую массу - это табачный деготь, одна из главных опасностей для курильщика. Человек, который выкуривает в день пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 г табачного дегтя. Попробуй представить себе его легкие! В легких курильщика осаждается и уголь, поэтому они черного цвета, и если провести по ним скальпелем хирурга, то раздастся ужасный скрежет.
Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные вещества, способные вызывать раковые опухоли - эти вещества называются канцерогенами (от латинского слова «канцер» - рак).
2 мг канцерогена содержится в 1000 сигарет, и этого количества достаточно, чтобы вызвать раковую опухоль у крысы или кролика.
Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает опухоль. Киевские учение вводили табачную смолу в легкие лабораторным крысам, и у них развился типичный рак легкого.
Перечисление вредных составляющих табачного дыма можно было бы продолжать еще очень долго. Но лучше спросить себя: стоит ли начинать курить? Принесет ли это пользу моему здоровью? Начать курить легче, чет отказаться от курения.
Учитель. Третья страница - психологическая. (Учитель меняет иллюстрации на доске. Рассказ может продолжить не только учитель, но и школьный психолог.)
Ребята, вам знакомо это слово - «психология»? Психология - это наука, которая изучает поведение человека. Она объясняет, почему человек поступил в определенной ситуации именно так, а не иначе. Мы постараемся с вами ответить на вопрос: почему люди курят? (Ученики пытаются найти ответ на вопрос: чтобы выглядеть взрослым, потому что все курят, потому что это модно и т. д.)
Учитель. Если спросить любого курильщика: «Как ты начал курить? Зачем?», он ответит: «По глупости...» У школьников считается шиком выкурить сигарету тайком от взрослых. Они считают: «Я курю, значит я взрослый, самостоятельный человек». Обычно в возрасте до 13 лет начинают курить из любопытства, в возрасте до 17 лет - из подражания моде, своим друзьям. Иногда старшие друзья насильно заставляют ребят выкурить первую сигарету. Но нужно хорошо понимать, что настоящие друзья не хотят вреда для твоего здоровья. А курящий ребенок чаще болеет, медленнее растет и хуже учится, так как от ядовитых веществ табака у него слабее память.
Каждый из вас, ребята, должен уметь уверенно отказаться от предложенной сигареты, перестать общаться с людьми, которые насмехаются над тобой и называют «маменьким сынком».
Учитель. А теперь мы проверим, как хорошо вы запомнили все то, о чем вам сегодня рассказали.
Вопросы викторины:
1. Кто и где впервые начал курить табак?
2. Кто привез табак в Европу?
3. Чем сначала считали табак? Для чего его использовали?
4. Какие ядовитые вещества содержатся в сигаретах?
5. Как влияет сигаретный дым и никотин на животных?
6. Какие органы страдают у курильщика?
III. Подведение итогов.
Учитель. Завершить наш устный журнал я хочу словами известного писателя Марка Твена: «Ничего нет легче, чем бросить курить, - я сам это делал сотни раз, но так ни разу и не бросил по-настоящему». Помните, ребята, что никакой пользы от табакокурения человек не получает, и никогда не поддавайтесь этой вредной привычке.
Автор: О. Ю. Полетаева
Похожие статьи:
Устный журнал во 2 классе на тему: ЗОЖ
Внеклассное занятие для 1-2 класса на тему: Здоровый образ жизни
Классный час в начальной школе «Правильно ли мы питаемся»
Нет комментариев. Ваш будет первым!