Семейные традиции и праздники. Классный час, 6 класс
Тематический классный час для школьников 5-6 класс «Семейные традиции и праздники»
Подготовка: оформление газеты «Семейные традиции и праздники», составление учениками вместе с родителями генеалогического древа своей семьи, оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?», фотовыставки «Загляни в семейный альбом» (интересные кадры из фотоальбомов), выставки поделок учащихся, сочинения учащихся на тему «Моя семья», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена», «Семейные традиции и праздники»; поисковая работа в архивах и музеях по ознакомлению со старинными документами, вещами, хранившимися в русских семьях; организация выставки «Семейная реликвия».
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
Звучит фонограмма песни «Родительский дом» из репертуара Л. Лещенко.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие родители и ребята! Сегодня состоится разговор о семейных традициях и праздниках. Мы очень долго и много с вами готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем только не довелось побывать нам в течение этого времени! Мы составляли свои родословные, выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди - ваша семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (Ответы детей.) Они все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
II. Родословная моей семьи.
Учитель. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.
Вот и вы со своими родителями попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе. А самое роскошное дерево получилось у учащихся... (называет имена, фамилии). И мы бы все хотели услышать о том, как они работали.
Учащиеся вместе с родителями рассказывают о своей работе, показывают свои родословные, комментируют их.
Ведущий. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми.
III. Чтение сочинений «Моя семья - моя гордость».
Учитель. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.
Ребята читают выдержки из своих сочинений.
IV. Рассказы «Кем работают мои родители».
Ведущий. Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, предавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. (Рассказывает о том, что в его семье все работают почтальонами.) Давайте послушаем рассказы учеников о профессиях родителей, а мамы и папы могут дополнить их.
V. Рассказы родителей об имени своих детей.
Ведущий. Человек рождается, получает имя. Родители выбирают имя по святцам (церковная книга) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребенок. Довольно часто родители дают такое имя, какое им нравится (модное в данное время или в честь кого-нибудь из членов семьи). Попросим родителей рассказать, как и почему они решили назвать своего ребенка.
VI. Экскурсия но фотовыставке «Загляни в семейных альбом».
Ведущий. Многие в своих сочинениях писали о том, что навещают бабушек и дедушек. Заботиться о престарелых и больных родителях - это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях, более того, святая обязанность каждого человека, его моральный долг.
Готовясь к этой встрече, вы со своими родителями подбирали материал и оформляли выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете, для чего мы это делали? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна старинная традиция. Наши предки как реликвию передавали собранные фотографии детям, внукам.
С 1839 года, когда французский художник и изобретатель Дагер разработал первый практически пригодный способ фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых обязательно были и фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», - не случайно поет в одной из своих любимых песен Эдита Пьеха. Предлагаю послушать эту песню. А теперь все присутствующие могут совершить экскурсию по выставке фотографий, а наши экскурсоводы - дети и родители - дадут пояснения к ним, расскажут об интересных фактах, отраженных в них, «оживят» в картинках юмористические эпизоды, запечатленные на тех или иных фотографиях.
Предоставляется время свободно-самостоятельного ознакомления присутствующих с фотографиями.
VII. Демонстрация семейных реликвий.
Ведущий. А скажите, что дом делает домом? То есть домом не похожим на другие дома. Что вас окружает в квартире? (Ответы детей и родителей.)
Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью и память о дорогом нам человеке. У каждого дома, в гараже, чулане, на чердаке у бабушки или на даче можно найти старинные семейные реликвии. Вы со своими родителями постарались, провели разведку - поиск старинных предметов, принесли сюда, чтобы всем показать. В своих сочинениях многие написали, что старинные вещи хранят в сундуках. Мы, желая сохранить традиции и отдавая дань обычаям предков, сложили все старинные вещи в сундук. Давайте посмотрим, какие же тайны хранит наш сундук.
Проводится конкурс на самую древнюю вещь, дети вместе с родителями должны кратко рассказать об этой вещи: кому принадлежит, для чего служила, где и как была найдена.
Ведущая. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта. Но они дороги нам и как память о наших родных и близких. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это замечательная традиция есть во многих семьях.
VIII. Заключительная часть.
Учитель. Сегодня мы много говорили о семейных традициях. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы было интересно, чтобы семья была крепкой, дружной: традиции помогают хранить историю семьи, помнить своих предков.)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Наш класс - тоже семья, у нас сложились свои традиции. Какие? (Совместное проведение вечеров, экскурсий, походов, дней именинников, чествование успехов.) Чаепитие - одна из наших теплых, любимых традиций. И сегодня мы не будем нарушать ее: будем пить чай, вести душевные разговоры. Мы - хозяева, а родители - наши гости. Приглашаем всех гостей к столу. Гостеприимство - это тоже добрая традиция.
Жюри поводит итоги конкурсов и объявляет результаты.
Похожие статьи:
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию, 6 класс
Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Классный час «Флаг России», 6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!