Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Жизнь без наркотиков» в 10 классе

Круглый стол для школьников, 9-10 классы. Жизнь без наркотиков

Цель:

Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, осознанное восприятие информации по проблеме, поиск форм профилактики и борьбы с наркоманией.

Ход классного часа

Вступительное слово.

В тебе прокиснет кровь отцов и дедов.

Стать сильным, как они, не суждено.

На жизнь, ее скорби и счастья не изведав,

Ты будешь как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука въестся в плоть, желания губя.

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Себя преодолеть!

Эмиль Верхарн

Виды наркомании.

Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни ... и все это в 13... 16 лет! Да, страшная картина, название которой - наркомания. Сегодня мы с вами собрались поговорить о серьезной проблеме, о трагедии всего человечества.

В природе существует немало веществ, способных оказывать на человека наркотическое действие. Какие виды дурмана вы знаете? (Ответы учащихся.)

Лекарственные препараты предназначены для лечения или смягчения проявлений болезни. Однако эти средства приносят пользу лишь тогда, когда используются разумно и по назначению врача, в противном случае они могут стать вредными, и даже смертельно опасными.

К сожалению, и новейшие препараты синтетического происхождения - стимуляторы, снотворные, успокаивающие - тоже становятся потенциальными объектами злоупотребления.

Зависимость.

Наркотики довольно широко применяются в современной медицине как обезболивающие и усыпляющие средства. Но этим эффектом воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему не ограничивается. Многие из них вызывают у людей особое психическое состояние возбуждения - эйфорию. Человек в той или иной степени отключается от реальности.

В общественном положении, в делах и окружающей обстановке ничего не меняется. Человек же чувствует себя на верху блаженства, только вследствие «обмана» психики химическим веществом. Что с ним происходит? (Ответы учащихся.)

Наряду с термином «наркомания» очень часто употребляется и другой - «токсикомания».

Существенная разница между ними? (Ответы учащихся.)

А что означает слово «наркомания»? («Наркотикос» - от греч. приводящий в оцепенение, одурманивающий.)

Если человек злоупотребляет препаратами, официально отнесенными к группе наркотиков, то это считается наркоманией. Во всех остальных случаях правильнее говорить о токсикомании. Нюхание бензина, ядовитых средств, лакокрасочных изделий, злоупотребление различными лекарственными препаратами.

А вот курение табака. Что это?

Стадии зависимости.

Существует несколько стадий наркомании. Первоначально прием наркотических веществ обычно вызывает защитную реакцию, объясняемую их токсическим действием. Это может быть головная боль, головокружение, тошнота или рвота. Однако при повторных приемах наркотика начинает преобладать эйфория, защитная реакция постепенно слабеет. Затем наркотическое состояние становится для человека потребностью - без него он уже не может обходиться. Развивается навязчивое влечение к наркотику. Различают психическую и физическую зависимости организма от наркотиков.

Под психической зависимостью понимают состояние, при котором лекарственное средство вызывает чувство удовлетворения и подъема и которое требует периодического возобновления приема этого вещества.

А под физической зависимостью подразумевается состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами.

- О чем его мысли? На что они направлены? (Ответы учащихся.)

Это называется абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, головной болью, дрожанием конечностей, сильными болями, это видно даже со стороны.

Возникает неудержимое стремление немедленно, вопреки любым преградам найти и применить наркотик. Пагубное влечение полностью подчиняет себе поведение больного.

Такое состояние на грани человеческих сил и разума. Их воля угнетается, незаметно для себя они попадают в рабскую зависимость от наркотика.

Потребление наркотика приобретает систематический характер, происходит повышение устойчивости организма к яду (толерантность). Пока наркотики еще не вписались органически в обмен веществ, формируется психическая зависимость от наркотического вещества. Далее вырабатывается физическая с выраженным абстинентным синдромом. В сформировавшемся наркоманическом состоянии происходит нарушение функций всех систем организма, падает аппетит, развивается авитаминоз, слабеет иммунитет. Параллельно возникают изменения в психической сфере, ведущие к деградации личности.

Алкоголь.

Весьма похожий синдром зависимости проявляется и при алкоголизме, что сближает это состояние с наркоманией. Алкоголизм является специфическим нервным ядом. Он поражает прежде всего головной мозг.

- Каким становится человек? (Ответы учащихся.)

Происходит постепенная зависимость от алкоголя. С возникновением физической зависимости у больного теряется чувство меры и контроля за количеством выпитого.

- Как и почему формируется и становится главной потребность в наркотическом веществе? (Ответы учащихся.)

Но у человека же есть еще воля и разум. Воля - психологический механизм, который обслуживает основную потребность. Если потребность в наркотическом веществе еще не сделалась для человека главной, воля может помочь. Когда это уже стало привычкой, все волевые усилия направляются на преодоление препятствий к очередному употреблению наркотика. Аналогично и с разумом. Если же что-то нарушается внутри психики, то и сам разум теряет правильную ориентацию.

Курение.

Аналогичные зависимости происходят и при курении. Курение - мода на почве подражания. Средство приобщения к миру взрослых. Почему люди, дети курят? (Ответы учащихся.)

Курение и общение. На определенном этапе мы рассматриваем курение не как привычку, а как болезнь.

Переход от привычки к болезни определяется развитием болезненных явлений при прекращении курения, проявление различных заболеваний, связанных с курением.

Организм все больше и больше привыкает к никотину, ощущения, доставляющие какое-то удовлетворение, все уменьшаются, вырабатывается привыкание. У детей и подростков нарушается обмен веществ, прежде всего, усвоение сахара, идет отставание в физическом развитии, учащаются заболевания горла и бронхов. Наибольшее число неуспевающих учеников - это курящие ученики. Однако наиболее сильными являются добавляемые к табаку наркотические вещества - гашиш, опий.

Причины и мотивы.

Что побуждает подростков впервые попробовать наркотик? Рассмотрим мотивы такого приобщения. Мотив - это то, что внутренне побуждает человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, любопытство, чувства и т. д.

Потребности оказываются неудовлетворенными, не находят разрядки в деятельности. И разрядиться они могут неожиданным и случайным образом.

Мотивы употребления наркотиков различны - любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера, в той или иной мере выражение независимости, иногда враждебного отношения к окружающим. Конечно, немалую долю в приобщение вносит стремление познать новое, волнующее, таящее опасность.

Да, действительно, во многих народных легендах и сказках отражена идея сладости именно запретного. Иногда достаточно сказать человеку «нельзя», чтобы ему захотелось попробовать. Сам факт запрещения, если это не объяснено, вызывает предположения, догадки.

Бывает, что наркотическая зависимость возникает от желания «ясности мышления», «творческого вдохновения», может быть связана с попытками завоевания популярности, лидерства.

Стрессовые моменты. Особый, весьма серьезный мотив — переживаемые трудности.

- К чему может привести наркомания? (Ответы учащихся.)

Теряется интерес к учебе, работе. Наступает разрушение личности и ее отчуждение от общества.

Слово предоставляется инспектору по делам несовершеннолетних .

Применение наркотиков может привести к заражению СПИДом. Наркоман в семье - это трагедия. Как строить взаимоотношения с наркоманом? (Ответы учащихся.)

- «Круглый стол» подходит к концу и сейчас необходимо ответить на самый главный вопрос: какие меры необходимо предпринять (лично каждому, школе, родителям, государству), чтобы проблема наркомании перестала быть актуальной? (Ответы учащихся.)

Похожие статьи:

Классный час «Вредные привычки», 10 класс

Классный час «О вреде алкоголя и табакокурения», 10 - 11 класс

Беседа о вреде курения для подростков. Сценарий

Классный час о вреде алкоголя в начальной школе

Сценарий выступления агитбригады за Здоровый образ жизни, 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!