Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час «О вреде алкоголя и табакокурения», 10 - 11 класс

Методическая разработка классного часа для старших классов. Тема «Алкоголь. Табакокурение»

Форма проведения: лекционно-информационный семинар с игровыми моментами.

Цель:

• обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека — это путь к самоуничтожению земного сообщества;

• донести статистическую и ситуативную информацию о вреде алкоголя и табака;

• показать, что алкоголь и никотин являются наркотическими средствами, влияющими на физиологическое, психическое и социальное здоровье человека.

Подготовка

• Провести предварительную работу по пропаганде здорового образа жизни.

• Подобрать совместно с учащимися материал о вреде алкоголя, никотина на организм человека.

• Сделать газету «No smoking!» — «Пристегните уши!»

• Объявить конкурс на лучшую антирекламу сигаретам.

• Конкурс на лучший антиалкогольный, антитабачный плакат.

Содержание классного часа

Часть первая «Человек — есть существо природное и духовное»

Докладчик № 1

Путь к Красоте, Истине, Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, поэтому на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поколения, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы. Наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о духе, духовности, душе. Душа человека — загадочное и великое понятие. В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух — сознание, мышление, психические способности.

Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над Материальными.

Душа — внутренний, психический мир человека, его сознание.

Проследим дальше словарную работу.

Мышление — работа мысли, ума по сопоставлению данных и обобщению познанного; высшая ступень познания — ее отражение объективной действительности в представлениях.

Психика — совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражения в сознании объективной действительности; душевный склад человека.

Согласие — единомыслие, общность точек зрения, дружественные отношения, единодушие.

Единодушие — полное согласие в мнениях, действиях.

Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество. Согласно словарю С.И.Ожегова, культура есть совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Каковы будут культура и общество, таковой будет и душа человека. В настоящее время кризис культуры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления — появились неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с разрушенной психикой. Богатые и бедные живут без высокой гуманной цели, ради денег, а это — глобальная деградация личности. Это ведет к тому, что миром будут править люди бездуховные, нездоровые. Поэтому надо объявить во все услышание, что наступает эпоха кризиса человеческом Души. «80S —- люди, спасайте свои Души!»

Из словаря С.И. Ожегова:

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Призвание — склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защищать внутреннюю склонность человека к положительным качествам. Укреплять в себе способность оберегать все свои стремления к лучшему, быть внутренне крепким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального человека, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать в глубине души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой. Как найти путь очищения, оздоровления своего «Я», как найти силу для этого очищения? Сколько всего «отрицательного» окружает ребенка сразу после его рождения. О том, как выстоять ему в школьный период, —г это еще одна проблема.

Главное для человека — его здоровье.

Докладчик № 2

Каждый человек должен иметь представление о жизнедеятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой любовь, веру, надежду, совесть и долг.

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи. 1/3 часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1/5 часть — до 12 лет, 2/3 части — до 18 и полное формирование интеллекта завершается в 20 лет.

Духовный мир состоит из строительства трех «я». Это выращивание своего «я», «я и другие», «я и природа», В свою очередь «я» состоит из таких позиций: Я — человек, в отличие от других живых существ; Я стремлюсь оградить себя от зла.

К злу можно отнести вредные привычки — употребление алкогольных напитков и курение.

Человек должен стремиться к прекрасному: увлекаться музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье, занимаясь спортом.

Я — человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я — индивид. Да, моя внешность — мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как больше нет людей с такой внешностью.

Я — индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями и поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я — индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, т.е. рефлексировать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостатков мобилизирует на их преодоление. Кроме того, зная себя, лучше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Часть вторая «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

Если наша нация когда-нибудь вымрет, причиной тому станет — алкоголь.

Викторина «Влияние алкоголя на организм человека»

Хмель шумит — ум молчит.

Русская пословица

1. Почему такая прицельная избирательность алкоголя направлена именно на нервные клетки?

При поступлении в организм алкоголя в первую очередь страдает нервная система. Сначала нарушается деятельность клеток коры полушарий головного мозга, а затем его действие распространяется на клетки спинного мозга. Ученые установили, что липиды (жировые образования), содержащиеся в большом объеме в нервных клетках, легко растворяют спирт. Алкоголь, проникший в нервную клетку, снижает ее реактивность и работоспособность. Систематическое употребление алкоголя ведет к перерождению, а затем и к гибели нервных клеток.

2. Сколько погибает нервных клеток при сильном опьянении человека?

Известно, что при сильном опьянении гибнет сразу около 20 000 нервных клеток. Это очень много, даже, если учесть, что их у нас около 14 млрд.

3. На какие процессы нервной клетки направлено угнетающее действие алкоголя?

Известно, что деятельность нервной клетки включает процессы возбуждения и торможения. Алкоголь угнетающе действует на процессы торможения.

4. Почему после принятия спиртного человек находится в состоянии возбуждения?

Вследствие угнетения процессов торможения в коре головного мозга происходит растормаживание подкорковых центров нервной системы.

5. Как изменяются состояние, настроение, мышление человека при легкой степени опьянения?

При легкой степени опьянения у человека возникает чувство бодрости, желание общаться с окружающими, мышление ускоряется, но нарушаются его последовательность и логичность, снижаются глубина и живость восприятия.

6. По каким внешним признакам можно определить степень легкого опьянения у человека?

У такого человека движения становятся порывистыми, подчеркнуто экспрессивными, речь нарочито громкая. Наблюдаются излишняя размашистость движений, снижение точности координации. Как правило, появляются покраснение, реже — побледнение кожных покровов, учащение пульса, повышение аппетита, нередко — усиление полового влечения.

7. Как действует алкоголь на нервную систему человека при средней степени опьянения?

При средней степени опьянения угнетение распространяется не только на кору головного мозга, но и на подкорковые центры головного мозга.

8. Как изменяются состояние, настроение человека при средней степени опьянения?

При средней степени опьянения повышенное настроение сменяется состоянием раздражения и придирчивости, недовольства окружающими, обидой.

9. По каким внешним признакам можно определить степень среднего опьянения человека?

В таком состоянии человек утрачивает способность оценивать ситуацию в целом, свое место в ней и взаимоотношения с окружающими, что может привести к неадекватным поступкам, в том числе представляющим угрозу для него самого и окружающих.

В таком состоянии речь становится нечеткой, смазанной, нарушается артикуляция. Усугубляется нечеткость в движениях, походке, что объясняется расстройством функций вестибулярного аппарата, регулирующего равновесие. Затрудняется восприятие окружающего — увеличивается порог слухового и зрительного восприятия, расстояния, скорости.

10. Как себя чувствует человек после средней степени опьянения?

Средняя степень опьянения обычно сменяется глубоким сном, после которого человек испытывает разбитость, слабость, вялость, апатию, отсутствие аппетита, сухость во рту, повышенную жажду. Настроение, психическая и физическая работоспособность снижены.

11. Почему прием алкоголя приводит к нарушению деятельности различных систем организма?

Прием алкоголя, воздействуя на нервную срютему и нарушая ее функции, приводит к дисбалансу различных систем организма.

12. Как действует алкоголь на желудочно-кишечный тракт?

Алкоголь стимулирует секрецию желудочного сока, однако выделяемый при этом сок содержит значительно меньше нормы пищеварительных ферментов, сильно снижается пищеварительная способность.

13. Правы ли те, кто говорит о согревающем действии алкоголя?

Алкоголь, воздействуя на подкорку, вызывает поражение сосудодвигательного центра, регулирующего, в частности, тонус сосудов кожи. Расширение этих сосудов после приема алкоголя субъективно воспринимается как ощущение тепла. Отсюда широко бытующее заблуждение о согревающем действии алкоголя. На самом деле расширение кожных сосудов приводит к повышенной теплоотдаче.

14. Почему пьяный человек подвержен быстрому обмораживанию?

Чем сильнее опьянение, тем токсичнее эффект алкоголя в отношении сосудодвигательного центра, тем выше теплоотдача и тем быстрее понижается температура тела. Это может привести к замерзанию пьяного человека, поскольку он не контролирует свои действия.

15. Почему прием алкоголя приводит к дрожанию рук, тела, судорогам, повышению артериального давления?

Алкоголь быстро всасывается в кровь, и действие его распространяется на все органы. Фильтруясь из крови через почечные канальцы, алкоголь не только раздражает их, но и вместе с ним выделяются многие ценные и необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества. В частности, нарушается содержание в крови калия, натрия, кальция, магния.

Недостаток в крови магния приводит к раздражительности, дрожанию рук, тела, судорогам, повышению давления.

Избыток натрия обусловливает задержку и накопление в организме жидкости.

16. Можно ли употреблять алкоголь кормящей матери?

Ни в коем случае нельзя! Алкоголь очень быстро проникает в молочные железы. После принятия 50 г спиртного содержание алкоголя в молоке достигает 25%, а у ребенка после такого кормления содержание в крови алкоголя составляет 0,1%. При хрупкости нервной системы новорожденного такой концентрации достаточно, чтобы нанести ей необратимые повреждения.

17. Как алкоголь влияет па обменные процессы в организме?

Алкоголь приводит к нарушению белкового, углеводного, жирового и витаминного обмена веществ не только на уровне систем органов, но и на клеточном и молекулярном уровне. Это способствует изменению активности дыхательных ферментов, что тесно связано с состоянием коры надпочечников и функционированием такой сложной системы, как гипоталамус — гипофиз — надпочечники.

- Нарушение тканевого дыхания клеток печени ведет к изменению углеводного обмена, а это в свою очередь сильно снижает иммунологические реакции, обеспечивающие защитные свойства организма.

Вывод

Итак, многие из вас хорошо знают о действии алкоголя на физиологические процессы нашего организма. Мы выяснили, насколько глубоко и пагубно распространяется действие алкоголя, в первую очередь поражая нервную систему.

Часть третья «Причина одна, последствий — множество»

Пьянство — употребление алкогольных напитков в таких количествах, что это наносит вред здоровью, препятствует физической, общественной, интеллектуальной и профессиональной деятельности или же проявляется в опасном для окружении поведении.

Ребята, давайте разберем еще некоторые вопросы и проблемы, связанные с алкоголем.

Примерный перечень вопросов к обсуждению:

1. Является ли алкоголь наркотиком?

В 1985 г. Международное общество здравоохранения официально признало алкоголь наркотическим средством.

2. Нарушают ли работники торговли закон, продавая детям 15—16 лет спиртное? Молодые люди начинают выпивать раньше, чем им разрешают покупать спиртные напитки или их допускают в бары и рестораны. Взрослые забывают об этих возрастных ограничениях или не придают им значения. Даже в ночные заведения широко открыт доступ тем, кому нет еще 18.

3. С какого возраста зафиксировано употребление детьми алкоголя? С чем это связано?

Пьянство и алкоголизм невероятно помолодели, даже 8—9-летние дети с восторгом заявляют о том, что на праздник родители дали попробовать настоящее шампанское.

Алкоголь — наиболее распространенный среди молодых людей наркотик! Многие подростки употребляют алкогольные напитки. 86% молодых в возрасте до 17 лет уже их попробовали. Поскольку у нас в стране алкоголь весьма популярен, то нет ничего удивительного в том, что молодежь в этом отношении не отстает от старшего поколения. Большинство начинают употреблять алкоголь дома, не встречая возражений со стороны родителей. Как правило, это происходит по праздникам, выходным дням, в дни семейных торжеств и по иным поводам. По мере того как молодые люди подрастают, они начинают выпивать вне дома, обычно в компании без родителей. Среди них даже стала проявляться тенденция, что приходить на дискотеку или другое увеселительное мероприятие трезвым — признак дурного тона. Веселиться и чувствовать себя непринужденно без алкоголя они уже не могут. В этом тоже проявляется алкогольная зависимость, что таит в себе большую опасность, так как снижается самоконтроль, что ведет к совершению правонарушений и несчастным случаям.

4. Почему пьют, подростки?

Частое употребление алкоголя, чтобы расслабиться и снять психологическое напряжение, происходит из-за серьезных личных проблем. Такие подростки плохо контактируют с членами семьи и одноклассниками, хуже учатся, более склонны к совершению правонарушений.

Способы и манеры употребления молодыми людьми алкогольных напитков, как правило, отражают соответствующее поведение взрослых. У пьющих или поощряющих употребление алкоголя родителей дети скорее всего тоже будут злоупотреблять спиртным. У родителей, чей уровень колеблется от умеренного до высокого, дети скорее всего тоже будут употреблять алкоголь в этих пределах. Хронический алкоголизм, как правило, развивается в семье. Примерно у 1/3 опрошенных алкоголиков один из родителей был алкоголиком. К счастью, не все дети, которые постоянно видят пьянство родителей, становятся алкоголиками. Филипп Раис выявил три важных фактора, которые способствуют развитию алкоголизма у несовершеннолетних:

• отклонения от общепринятых норм поведения (а также терпимость к таким отклонениям со стороны взрослых) и поиски необычных ощущений;

• факторы влияния сверстников (употребление алкоголя ровесниками и одобрение с их стороны);

• факторы, связанные с отношениями в семье, такие как употребление алкоголя родителями или протест против власти родителей.

Немногие из подростков в городе пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в поведении большинства из них видна психологическая неуравновешенность, которая заставляет выражать протест, самоутверждаться или уходить от проблем с помощью спиртного.

5. Почему мы говорим о том, что алкоголь приводит к распаду личности, его деградации?

Алкоголь является главным фактором, способствующим совершению правонарушений. Алкоголь повинен в половине всех совершенных убийств.

Это главный фактор жестокого обращения с детьми, насилия в семье, преждевременных смертей едва успевших родиться детей.

6. Знаете ли вы признаки, указывающие на развитие алкогольной зависимости? Вот некоторые из них:

• Вы пьете больше, чем обычно, и стараетесь выпивать рюмку одним глотком.

• После того как вы выпьете с кем-либо из друзей или в компании, вам всегда хочется добавить еще.

• Вы начали выпивать в одиночестве.

• Во время каких-то важных, с вашей точки зрения, событий вы всегда сильно напиваетесь.

• У вас появилась привычка опохмеляться после вчерашних возлияний.

• Вы пьете, чтобы освободиться от душевной скуки, депрессии, тревоги или неудовлетворенности.

• Вы начали пить в определенные моменты времени, в трудных ситуациях или когда у вас возникают проблемы.

• Вы много пьете в выходные и опохмеляетесь в понедельник.

• Вы начинаете терять контроль над количеством выпитого; вы выпиваете больше, чем планировали, и напиваетесь тогда, когда этого не желаете.

• Вы обещаете пить меньше, но не выполняете своего обещания.

• Вы сожалеете о том, что сказали или сделали в состоянии опьянения.

• У вас появляется чувство вины от того, что вы пьете.

• Вас очень раздражает, когда другие люди обсуждают ваше пьянство.

• Вы начали отрицать, что вы пьете, или говорите об этом неправду.

• У вас появляются провалы в памяти после того, как вы напиваетесь.

• Ваше пьянство сильно влияет на ваши отношения с друзьями или семьей.

• Вы прогуливаете работу или учебные занятия из- за пьянства.

• Вы избегаете общества непьющих людей.

Часть четвертая «Курение — одна из вреднейших привычек»

Информация к обсуждению

Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и др.

1—2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные подтверждают, что по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз — инфарктом миокарда, в 10 раз — язвой желудка. Курильщики составляют 96 — 100% всех больных раком легких. Каждый седьмой заядлый курильщик болеет облитерирующим эндартериитом — тяжким недугом кровеносных сосудов.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и Др. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, — никотин и изопреноиды.

По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы, системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются дополнительно вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (бензпирен и дибензпирен, т. е. способствующие возникновению злокачественных опухолей), углекислый газ — 9,5% (в атмосферном воздухе — 0,046%) и окись углерода — 5% (в атмосферном воздухе ее нет).

Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС, в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон — адреналин, вызывающий спазмы сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости — импотенции!!! Поэтому ее лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород, и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

В ходе эксперимента установлено что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжелого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и других органов: пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих нередко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.

Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы с тяжелыми последствиями —пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем, ведущем к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.

Велика роль курения и в возникновении туберкулеза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.

Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца, с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге — к ампутации нижних конечностей.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.

Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевших язвенной болезнью желудка, 96—97% курили.

Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного, страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Заключение

Учитель: Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя — свой Мозг, свою Печень, Почки, свое Сердце — они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!

Похожие статьи:

Театрализованное представление о вредных привычках для школьников, 6-8 класс

Беседа о вреде курения для подростков. Сценарий

Классный час о вреде алкоголя в начальной школе

Сценарий выступления агитбригады за Здоровый образ жизни, 5-6 класс

Классный час «Вредные привычки», 10 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!