Классный час «Улыбка и смех приятны для всех», 1 класс
Разработка классного часа для 1 класса «Когда люди радуются»
Цель: донести до сознания детей мысль о том, что в жизни людьми больше ценятся поступки, совершаемые человеком не для самого себя, а во благо близких, общества; развивать внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские способности; воспитывать стремление быть полезным окружающим.
Оборудование: у учителя — образец изображения моста из деталей танграма; у учащихся — тетрадь, ручка, танграм.
Учитель. Тема сегодняшнего занятия звучит так: «Когда люди радуются».
Как вы думаете, когда и чему люди радуются? Чему радуетесь вы? (Ответы детей.)
Радоваться можно любой мелочи: доброму взгляду, приветливой улыбке, солнечному лучу, зеленой травке, журчащему ручейку. Можно радоваться и более серьезным вещам: уважению к тебе окружающих, достижению намеченной цели, любящим, заботливым детям и внукам.
Послушайте стихотворение Э. Островской.
У нас гуляют во дворе
Два мальчика, два братца.
За ними нашей детворе
В футболе не угнаться.
Легко ли бегать целый день,
Порою против ветра,
Да так, что собственная тень
Отстанет на полметра!
Но вот во двор выходит дед
Позвать внучат к обеду.
— Здесь вашим внукам равных нет, —
Заметил кто-то деду.
Дед неохотно молвил: — Да... —
Потом добавил строже:
— Я обгоняю их всегда,
Когда звонят в прихожей,
Когда нам срочно нужен хлеб
Или не хватит соли,
Хоть я и стар, и полуслеп,
И ... не мастак в футболе.
Как вы думаете, с радостью ли дед говорил о своих внуках? Можно ли этих мальчиков назвать внимательными по отношению к своему деду, заботливыми, отзывчивыми? Почему? (Ответы детей.) А всегда ли вы бываете внимательными и заботливыми по отношению к членам своей семьи? (Отклик детей.)
А сейчас предлагаю вам послушать рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». Будьте очень внимательны, чтобы после прочтения выполнить соответствующее задание.
Пичугин мост
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребенка спасти!
— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.
— Лучше всего на Луну полететь, — говорит третий мальчик. — Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через нее было очень трудно.
В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.
Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно, если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:
— Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Семиной фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... Или какое-нибудь еще. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается!
Учитель. А теперь — обещанное задание. Отвечайте, правда ли, что...
- ...Сема Пичугин с детства мечтал совершить подвиг? (Нет)
- ... он рос мальчиком тихим и молчаливым? (Да)
- ... речка имеет название Вертушинка? (Нет, Быстрянка.)
- ... в речке утонуло несколько человек? (Нет)
- ... детям запретили ходить через Быстрянку? (Да)
- ... Сема решил старый дуб перекинуть через речку? (Нет, ветлу.)
- ... когда мальчик обрубил ветви у поваленного дерева, то ходить стало еще опаснее? (Да)
- ... сделать перильца из жердей Семе помог дед? (Да)
- ... новый большой мост продолжал носить старое название ? (Да)
Как вы думаете, сооруженный Семой мостик радовал людей? Почему? Легко ли было мальчику сделать мост? Для кого старался Сема — для себя или для всех окрестных жителей? Как народ сохранил память о добром поступке Семы Пичугина? (Ответы детей.)
Представьте, что Сема Пичугин сейчас находится на занятии в нашем классе и сидит, например, за этой партой. Обращаясь прямо к нему, выскажите все, что вы о нем думаете, расскажите, как относитесь к его поступку. (Отклик детей.)
Давайте из деталей танграма изобразим мост, который носит имя Семы Пичугина.
Учитель вывешивает на доску образец. Дети выкладывают на партах изображение моста из деталей танграма. Проверка.
Послушайте рассказ С. Баруздина
Когда люди радуются
В школе ребятам часто говорили:
— Вы должны уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!
Алешка любил столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.
Научился Алешка работать — сделал себе самокат. Хороший самокат получился, не грех и похвалиться!
— Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат!
— Неплохо! — ответил отец.
Алешка — во двор, к ребятам:
— Смотрите, какой я самокат сделал!
— Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся!
Алешка катался-катался на своем самокате — никто на него не смотрит.
Надоело ему. Бросил он самокат.
Весной в школе ребята должны были рассаду выращивать, чтобы потом, когда совсем тепло станет, высадить ее во дворе.
Учительница сказала:
— Нам старшеклассники ящики обещали сделать. Как будут готовы, так и займемся рассадой.
А Алешка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать.
Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.
В субботу Алешка трудился и все воскресенье, а в понедельник принес в школу два ящика, как раз на два окна.
Увидели ребята ящики.
— Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки!
Учительница увидела и тоже обрадовалась:
— Ну и золотые руки у тебя! Молодец!
Домой Алешка пришел, а мать ему и говорит:
— Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, товарищей, и все говорят, что у тебя золотые руки.
Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.
— Пап! — спросил Алешка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят? Ведь самокат труднее сделать!
— А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец. — Вот люди и радуются!
Учитель. Как вы относитесь к тому, что Алеша сам сделал самокат? (Очень хорошо, т.к. мальчик показал свое трудолюбие, изобретательность, мастерство — важные и нужные качества.) Почему же самокат быстро надоел ему? Какова основная мысль этого рассказа? (Ответы детей.)
В заключение расшифруйте следующие две строчки. (Запись на доске.)
Ответ. Давайте так на свете жить,
Чтоб людям радость приносить.
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Похожие статьи:
Классный час «Каждой вещи – своё место», 1 класс
Классный час «Что такое этикет», 1 класс
Классный час «Путешествие в страну вежливости», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!