Классный час «О жадности и жадных», 4 класс
Нравственный классный час для 4 класса. Разработка
Цели мероприятия
1. Способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
2. Формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера.
3. Развивать у детей умение анализировать свои поступки.
Подготовка
1. Готовятся игровые ситуации для анализа.
2. Проводится конкурс карикатур «Рисуем жадность».
3. Проводится предварительное анкетирование учащихся.
• Каких людей называют жадными людьми?
• Встречал ли ты в своей жизни жадных людей?
• Быть жадным — это плохо или хорошо?
• Как себя ведут жадные люди?
• Тебе хотелось бы иметь жадного друга?
• Тебе хотелось бы быть жадиной?
4. Готовятся игровые ситуации для обыгрывания учащимися.
Ситуация 1. Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее почитать. Как ты поступишь?
Ситуация 2. В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь, но отдавать ее не хочется. Как ты поступишь?
Ситуация 3. У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В' это время подходит твой одноклассник. Он смотрит на тебя и на конфету. Как ты поступишь?
Ситуация 4. Твой одноклассник просит тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?
Ситуация 5. У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит, а тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?
5. Готовится оформление и оборудование:
— реквизит для мини-спектакля;
— на доске высказывание Хун Цзычен: «Жадные люди, даже если они богаты, все время думают о том, что им мало. Им не понять, отчего бессребреники хоть и бедны, а всего имеют в избытке»;
— карикатуры, нарисованные учащимися.
Участвуют ученики 4-го класса, классный руководитель.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Дорогие ребята! Я вам прочту одну сказку, а вы внимательно слушайте.
Жила-была в лесу семья медведей: папа, мама и три сына. Были они большие шалуны. Часто убегали без разрешения из дома, не любили делать вовремя уроки, дрались между собой. Папа и мама что только не делали, чтобы их дети стали дружными, но ничего не помогало. Самым неприятным было то, что дети никак не могли поделить между собой сладости, игрушки, одежду, которые им покупали родители. Как только были слышны урчание и возня из их комнаты, значит, ребята-медвежата не могут между собой поделить какие-то предметы. А однажды и вовсе произошел курьезный случай. Как-то пошли медвежата к речке. Было очень жарко. Решили они под раскидистым дубом передохнуть. Подошли ближе — видят, лежит огромный круглый сыр. А на верхушке дуба сидит ворона и горько плачет. Медвежата спросили у вороны: «Ворона, ворона, ты чего плачешь?» — «Как же мне не плакать? — ответила ворона. — Я хотела этот сыр домой отнести, но он оказался слишком тяжелым. Вот теперь смотрю на него и плачу». Медвежата засмеялись: «Ну, что ж, мы тебе поможем. Чтобы ты не плакала, глядя на сыр, мы его себе заберем». Схватили братья сыр и побежали в лес. «Давайте, — сказал один из братьев, — поделим сыр поровну и съедим». Остальные братья согласились. «Я буду делить», — сказал один из братьев. «Нет, — ответил старший брат, — ты возьмешь себе больше, лучше я буду делить». — «Нет, — сказал средний брат. — Делить буду я». Несколько минут в лесу стоял дикий рев. Так братья делили между собой сыр. Они постепенно увлеклись спором, что совсем о сыре забыли. В это время на шум начали сбегаться звери. Первой прибежала лиса. Она увидела лежащую головку сыра. Тихонько подкравшись, лиса забрала сыр и убежала в лес, только ее и видели. А братья еще долго делили головку сыра, которую благополучно съела лиса.
Классный руководитель. Понравилась ли вам сказка?
Дети отвечают. О каких пороках идет речь в сказке?
Дети высказывают предположения.
Бывает ли так, что пороки, показанные в сказках, присущи и людям?
Дети отвечают. А теперь сделаем анализ нескольких ситуаций.
Желающие вытаскивают билетик, на котором представлена конкретная ситуация. Каждый зачитывает ее перед классом и предлагает решение.
Проведем конкурс карикатур «Рисуем жадность». Ребята, вы должны рассказать о том, какую историю хотели представить в своей карикатуре. А затем мы решим, чья карикатура наиболее достоверна.
Давайте побеседуем, ответив на вопросы.
1. Как вы думаете, ребята, легко ли жить жадному человеку?
2. Почему вы считаете, что ему жить нелегко?
3. Можно ли считать, что слова «жадный» и «бережливый» в отношении человека — это слова, имеющие одинаковое значение?
4. Чем отличается бережливость от жадности?
5. Как помочь жадному человеку избавиться от своего порока?
6. Как вы можете объяснить слова, вынесенные в эпиграф нашей встречи?
7. Знакомы ли вы с примерами из жизни, которые демонстрируют бескорыстие человека, отсутствие в его характере такого качества, как жадность?
8. Кто такой «бессребреник»? (Бессребреник — человек, которому ничего не жалко ради другого человека. Он готов поделиться последним, чтобы человек, который находится с ним рядом, чувствовал себя хорошо и комфортно.)
Следующая часть нашего классного часа — театральная.
Ребята разыгрывают мини-сценки на тему «Жадность».
Сценка 1. Мальчик-сладкоежка очень любит мороженое. Он собирается идти гулять на улицу, зная, что там недалеко есть киоск, в котором можно купить мороженое. Поэтому он просит денег у мамы, папы, бабушки. На улице он покупает четыре порции мороженого и все сразу съедает. На следующий день он не может разговаривать. У него — ангина.
Сценка 2. Ребята идут в поход. В походе они веселятся, играют. А затем все вместе, дружно садятся кушать. Ребята приглашают за общий стол своего одноклассника, но он отказывается. Мальчик садится один под деревом, съедает свои бутерброды и выпивает сок. Когда ребята возвращаются домой, в автобусе они доедают свою еду. Мальчику очень хочется пить, но сока у него не осталось, а у ребят попросить неловко. Ведь он с ними не поделился. Ребята, видя страдания своего одноклассника, протягивают ему сок.
Спасибо, ребята, за то, что вы достаточно серьезно отнеслись к разговору о таком человеческом качестве характера, как жадность. Говоря о нем, я сразу вспоминаю фильм известного режиссера Л. Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Этот фильм смотрели и смотрят ваши родители, дедушки и бабушки. Возможно, его смотрели и вы. Это фильм о войне. О людях, которые приняли последний бой, никто из них с войны так и не вернулся. Они остались в том, последнем бою. Но в этом фильме есть эпизод. Солдат Крынкин украл у своих товарищей два кусочка мыла, спрятал их, чтобы отправить своим родным в далекую сибирскую деревню. В то время мыло можно было обменять на самой дорогой продукт — хлеб. Солдат хотел поддержать своих родных и помочь им в трудную минуту. Случайно солдаты обнаружили пропажу и...
Классный руководитель задает вопросы ученикам.
• Как поступили солдаты?
• Что чувствовал солдат Крынкин?
• То, что он сделал, это просто жадность или что-то другое?
• Можно ли простить человека, если он раскаивается за свои поступки?
Хочется ли вам рассказать о сегодняшнем разговоре вашим родителям? Почему? Какой момент нашего разговора вам понравился больше всего? Спасибо всем за участие!
Литература
Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-н/Д, 2004.
Дереклеева Н.И. Классные часы по теме нравственность. М.. 2006.
Похожие статьи:
Классный час о правах и обязанностях ребенка, 4 класс
Классный час «Умеем ли мы не обижаться», 4 класс
Классный час «Что такое тактичность?», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!