Классный час о правах ребенка, 7-8 класс
Классный час на тему гражданско-правовое воспитание, 7-8 класс
Тема классного часа: «Международное законодательство о правах ребенка» (дискуссионная беседа).
Цель:
• воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу.
Ход классного часа
Вопрос 1. «Какие права детей и подростков закреплены в международных документах?»
Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти — детские — права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!
Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
— основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;
— права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
— права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;
— права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;
— права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
— права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.
Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.
Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие международные документы защищают права детей?
2. К чему призывают эти документы?
3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?
4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?
Вопрос 2. «Кто являются главными защитниками прав ребенка и подростка?»
Конечно, главными защитниками прав ребенка являются его родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав детей — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.
Эти органы призваны защищать права и интересы детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.
Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.
Права ребенка и подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированный детский департамент суда Гааги (Нидерланды).
Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод для обеспечения обязательств государств — членов, принятых в соответствии с Конвенцией.
Задание:
1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?
2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровнях?
3. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
а) во всех сферах жизни и деятельности;
б) только в среде своих друзей;
в) только в семье.
4. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения?
а) да;
б) нет;
в) все зависит от условий жизни в данной стране.
Мини-итоги. Учитель внимательно выслушивает все суждения учеников и обобщает их ответы.
Похожие статьи:
Психологический классный час, 7 класс
Классный час на тему: Твое имя, 7-8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!