Час общения в 7 классе
Конспект классного часа для 7 класса
Час общения для 7 класса «Тайна одного…»
Час общения эстетической направленности в 7 классе
Живопись учит смотреть и видеть.
А Блок
Каждый шедевр несет в себе нечто таинственное, в нем всегда есть что-то такое, что заставляет испытывать легкое головокружение.
Огюст Роден
Цели: расширить представление детей о русском изобразительном искусстве; дать представление о языке живописи; познакомить с творчеством К. Брюллова; способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия искусства; формировать позитивное отношение к таким качествам, как милосердие, взаимопомощь, сострадание; способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Подготовительная работа: назначить 3 учеников на роли экспертов, которые перескажут своими словами материал сценария.
Оформление: репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», фотографии, иллюстрации (памятники Античности).
План классного часа
I. Игровая ситуация «Угадай».
II. Информационный блок «Первый день русской живописи».
1. Город мертвых.
2. Великий Карл.
3. Работа с натурой.
III. Беседа «Смотреть и видеть».
IV. Проблемная ситуация «Конец света отменяется».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Игровая ситуация «Угадай»
Классный руководитель. Ребята, сегодняшний классный час связан с загадками и тайнами, поэтому и в названии его уже есть загадка - пропущенное слово. Попробуйте угадать, что это за слово.
Это слово родом из Франции. Давным-давно, в Средние века, это слово обозначало образец мастерства, который должны были представить ремесленники, чтобы стать членами гильдии и получить право на самостоятельную работу. И ткачи, и меховщики, и столяры, и слесари, и живописцы - все должны были представить такие образцы. Позже этим словом стали называть образцовое произведение - высшее достижение искусства, мастерства.
(Дети называют слово (шедевр). Учитель дописывает это слово в названии классного часа на доске.)
Классный руководитель. Что же это за шедевр, тайну которого нам предстоит сегодня разгадать? Могу смело сказать, что эту картину узнает каждый из вас, стоит мне раскрыть ее сюжет, но я пока этого делать не буду, а расскажу лишь о грандиозном успехе этой картины. Может быть, вы догадаетесь, о какой картине идет речь?
Эта картина написана в Италии молодым русским художником. Он открыл свое полотно для зрителей и на следующее утро проснулся знаменитым. Успех картины был ошеломляющим! И это в Италии, на родине выдающихся мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело...
В Риме десятки тысяч зрителей посмотрели картину. Имя художника гремело по всей Италии, стоило ему где-нибудь показаться, толпы людей приветствовали его овациями. Газеты прославляли русского гения, поэты воспевали его в стихах, о его новой картине писались трактаты. Английский писатель Вальтер Скотт, находившийся в то время в Италии, захотел своими глазами увидеть знаменитую картину. Его привезли в мастерскую художника. Более часа просидел Вальтер Скотт перед картиной, восторженно повторяя: «Это не картина - это поэма!»
На родине, в России, живописца ждал настоящий триумф! Всеобщий восторг, любовь и признание буквально обрушились на счастливого художника. Весь цвет России приветствовал его. А.С. Пушкин переложил его сюжет на стихи, Н.В. Гоголь называл картину «всемирным созданием», «светлым воскресением живописи». Царь Николай I наградил художника орденом Анны III степени.
Огромное полотно, размер которого достигал 30 квадратных метров! (Учитель может сказать, что это приблизительно равно размеру стены, на которой висит классная доска). Зритель словно слышит рев вулкана, грохот падающих зданий, отчаянные крики людей. На переднем плане картины группы людей, которые спасаются от стихии. Сейчас мы бы сказали, что это триллер. Но этот триллер буквально потряс зрителей.
Вы, конечно, уже догадались, о каком шедевре идет речь?
(Дети называют картину «Последний день Помпеи».)
Классный руководитель. Да, этот шедевр - картина русского живописца «Последний день Помпеи».
(Звучит музыка, учитель показывает картину.)
II. Информационный блок «Первый день русской живописи»
Классный руководитель. Что же за тайна скрыта в этой картине? В чем секрет ее воздействия на людей? Чем объяснить тот сказочный успех, который имела картина и в Европе, и в России?
Этому и будет посвящено наше расследование. И начнем мы его со сбора информации. В этом нам помогут эксперты [имена, фамилии).
1. Город мертвых
Эксперт 1. «Последний день Помпеи» - это выражение многие используют, чтобы подчеркнуть крах, окончание чего-либо.
Помпея (вернее, Помпеи) - старинный город в южной Италии, который был расположен на берегу Неаполитанского залива у подножия Везувия - самого большого вулкана Европы. Жители не боялись извержения, ведь вулкан спал около полутора тысяч лет.
Но 24 августа 79 г. нашей эры 30 тыс. жителей Помпеи были застигнуты врасплох внезапным извержением Везувия. Земля задрожала. Черный дым навис над городом, и стало темно как ночью. Потом с неба стали падать куски пемзы и камни - они замуровывали дома, не давая людям выйти на улицу. И наконец, огненная лава изверглась из жерла вулкана и потекла по склонам горячими реками. К этому времени большая часть жителей оставила город, но несколько тысяч так и не смогли спастись и погибли в домах и на улицах. Так цветущий город Помпеи превратился в город мертвых.
Почти восемнадцать столетий город был похоронен под толстым слоем вулканического пепла.
В начале XIX в. археологи убрали пепел и увидели дома, улицы, фонтаны, статуи. Кругом были кости погибших. Рядом с ними лежали вещи: богатые спасали украшения, бедняки - хлеб. До последней секунды матери укрывали собою детей, мужья - жен. По многим приметам археологи читали историю гибели города, и снова весь мир заговорил о Помпее. А русский художник вырвал из мрака времен последний день города и изобразил его на полотне. Имя художника Карл Брюллов.
2. Великий Карл
Эксперт 2. Великий Карл - так стали назвать в России создателя картины «Последний день Помпеи». Карл Брюллов родился в семье потомственных художников - отец его преподавал в Петербургской академии художеств. Эту академию закончил и Карл с золотой медалью. Потом, как многие талантливые мастера, он уехал набираться опыта в Италию. Там Брюллов писал портреты и даже стал модным портретистом. Однако художник мечтал о большом историческом полотне. И он нашел такой сюжет в реальной истории.
В 1827 г. вновь стал дымиться Везувий. У его подножия был обнаружен город, скрытый под толстым слоем вулканического пепла. Брат Карла Брюллова был археологом, он и рассказал художнику о трагедии Помпеи. А однажды и сам Карл вместе со своим знакомым, русским меценатом Демидовым, побывал на раскопках. Увиденное поразило обоих. Там же меценат и предложил воссоздать на полотне картину катастрофы.
3. Работа с натурой
Эксперт 3. Идея захватила Брюллова. Он прочитал воспоминания античного историка Плиния, который был свидетелем гибели города. Много раз Брюллов бывал на раскопках, где его особенно поразили фигуры людей. Истлевшие тела этих людей оставили в пепле пустоты, и археологи залили их гипсом - так получились фигуры людей в тех позах, в которых застигла их смерть. Брюллов делает зарисовки - мать с дочерьми, юные супруги, женщина, упавшая с колесницы.
Весь фон взят Брюлловым с натуры - это улица Гробниц, лежащая за городскими воротами, рядом с кладбищем. На этом месте во время раскопок были найдены и обломки колесницы, изображенной им, и остатки драгоценностей, разбросанных по земле.
III. Беседа «Смотреть и видеть»
Классный руководитель. Выдающийся французский скульптор Огюст Роден говорил, что каждый шедевр несет в себе нечто таинственное, в нем всегда есть что-то такое, что заставляет испытывать легкое головокружение.
- Как вы понимаете эти слова? (Человек, который смотрит на картину, может внезапно испытать восторг, удивление, радость, почувствовать облегчение, сам не понимая отчего.)
- Каждый ли, кто посмотрел на произведение искусства, способен испытать легкое головокружение? (Не каждый, некоторые просто проходят мимо.)
- «Живопись учит смотреть и видеть», - говорил великий русский поэт А. Блок. Смотреть и видеть - это одно и то же? (Посмотреть - значит воспринять явление поверхностно, «пройти мимо»;увидеть - значит сделать для себя пусть маленькое, но открытие, которое обязательно затронет душу.)
- Художник говорит со зрителями на языке своего искусства. Нужно ли понимать этот язык? Что составляет язык живописи? (Язык живописи составляют сюжет, композиция, свет и тень, цвет, форма и т. п.)
В каждом шедевре заключена тайна, но понять эту тайну может лишь тот, кто научился не только смотреть, но и видеть, кто научился понимать язык художника.
В картине «Последний день Помпеи» тоже заключено что-то таинственное, что вызывает восторг и головокружение у миллионов людей. Попробуем разгадать эту тайну.
- Посмотрите на картину - есть ли здесь главный герой? (Нет, в картине нет главного героя, перед нами охваченная страхом толпа.)
- Какое общее чувство, настроение объединяет людей? (Страх, ужас, отчаяние.)
- Какие жесты, мимика, позы говорят об ужасе, страхе людей? (Искаженные ужасом лица, поднятые руки, сгорбленные тела.)
- Какие детали картины говорят о катастрофе? (Падающие статуи, красные потоки лавы, черное небо на горизонте, стрелы-молнии и т. п.)
- Какие группы людей мы видим на картине? (Сын и мать, два сына и отец, супружеская пара, мать и две дочери, семья из четырех человек, художник и т. п.)
- Кого мы видим в центре картины? (Молодую женщину, которая лежит на мостовой; по камням рассыпаны ее драгоценности. Рядом с ней плачет маленький ребенок.)
- По замыслу художника, это знатное семейство спасалось бегством на колеснице. Но колесо надломилось, женщина упала и разбилась. Рядом с несчастной лежат украшения и драгоценности, которые она взяла с собой. А испуганные кони дальше несут ее супруга - тоже на верную гибель. К безжизненному телу матери тянется ребенок... Многие современники увидели в этих фигурах символы - как вы думаете, какие? (Дети высказывают предположения.)
- Гибель Помпеи в представлении Брюллова - это гибель всего античного мира, символом которого становится эта прекрасная женщина, разбившаяся насмерть. Какие еще приметы гибели старого мира можно увидеть на картине? (Падающие статуи богов.)
- Гибель Помпеи произошла в I в. н, э. Какое событие было началом новой эры? (Рождение Иисуса Христа.)
- Какие истины пришли с новой эрой? (Любовь к Богу, любовь к ближнему, надежда на спасение, вечную жизнь.)
(Дальше учитель предлагает рассмотреть картину, разделив ее на две части - правую и левую.)
- Рассмотрим правую часть картины. Два сына - зрелый воин и юноша - несут старика отца. Почему его несут? От чего отстраняется старик, почему он вытянул руку? (Старик болен, парализован, заслоняется от падающего пепла, отстраняется от смерти и т. п.)
- Вот сын протягивает руку пожилой женщине, о чем-то просит ее. Как вы думаете, близкие это люди или чужие? Что говорит юноша? Что отвечает ему женщина? (Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить ее и спасаться одному.)
Мы знаем, что художник перенес на полотно эту сцену из описания Плиния Младшего, который в Мизенах (30 км от Везувия) стремился спасти свою мать (и в конце концов унес ее на руках). Мы видим благородство двух людей перед лицом смертельной опасности: сын готов спасать, мать просит оставить ее и скорее уходить самому.
- Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста - на ней венок из роз. Какие чувства можно прочитать на лице жениха? (Дети отвечают.)
- Найдите в левой части картины самое беспомощное и маленькое существо. (Это птичка, которая упала на камни.)
- Малыш тянется к птичке, как будто хочет ее спасти, малыша обняла мама. А отец хочет закрыть их всех своим телом. Как вам кажется, почему старший мальчик обнял ноги отца, как бы останавливая его? (Может быть, боится, что отец наступит на птичку.)
- Вот прекрасная итальянка на корточках, обхватившая руками двух дочерей. Над ними христианский священник с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и падающие статуи языческих богов. Почему его лицо спокойно? {Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен.)
- Ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. О чем говорит это противопоставление? (О превосходстве христианской религии над уходящей языческой.)
- Слева на втором плане толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника с ящиком красок на голове - это для него самое дорогое. В художнике мы узнаем самого Карла Брюллова - это его автопортрет. С какой целью художник изобразил на картине самого себя? (Чтобы показать роль живописца, который должен правдиво отображать жизнь.)
- Это картина людских страданий. Город гибнет в огненной лаве Везувия, статуи, здания - все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу. Но неужели Брюллов хотел только испугать зрителей картиной конца света? (Если бы он хотел только испугать, он бы показал людей страшными, безобразными, а его герои красивы, как боги.)
- Брюллов показывает красоту и самоотверженность этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. Что делают эти люди перед лицом катастрофы? (В эти страшные минуты они думают не о себе, а о своих близких: устремляются им на помощь, стараются оградить их от опасности.)
Жители Помпеи воспринимали извержение Везувия как конец света. Брюллов изобразил последний день Помпеи как крушение старого мира, с его верованиями, обычаями, культурой. Он показал, что на обломках и развалинах старого мира рождается новый мир, мир христианской любви. В этом мире смерти нет, умирает лишь тело, а душа живет вечно - будет ли это вечное блаженство или вечная мука, зависит от того, как подготовил себя человек в жизни земной. Любовь к Богу и любовь к ближнему - главное условие спасения. Может быть, поэтому картина Брюллова не воспринимается как триллер. Люди, изображенные на ней, даже перед лицом смерти не думают о себе, заботятся о ближних. Каждый здесь спасает не себя - другого. Картина укрепляла дух, вселяла надежду на лучшее будущее человечества.
IV. Проблемная ситуация «Конец света отменяется»
Классный руководитель. Тема конца света всегда волновала людей. Различные предсказатели не раз назначали дату последнего дня человечества. Но эти предсказания не сбывались, и катастрофа отодвигалась.
В наше время всемирная катастрофа связывается уже с календарем древнего народа майя. И вот уже миллионы людей с ужасом ждут страшного дня. Следует ли верить этим предсказаниям и пророчествам? (Дети высказываются.)
В Библии четко сказано, что точной даты конца света не знает никто: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Евангелие от Марка, 13:32). А значит, те, кто называет конкретные даты, попросту обманывают людей.
- Как вы думаете, следует ли бояться конца света?
(Дети высказываются.)
- Если бы герои картины «Последний день Помпеи» выжили, что бы они рассказали о конце света? (Смерть может настигнуть каждого человека в любую минуту, это и будет его личный конец света. Нужно заботиться о других, не быть эгоистом, думать о том, каким ты предстанешь на Божий суд и т. п.)
V. Заключительное слово
Классный руководитель. Ну вот мы и рассмотрели картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Можем ли мы сказать, что раскрыли ту тайну, которая заключена в этом шедевре? То главное, что вызывало восторг и легкое головокружение у миллионов людей?
(Дети высказываются.)
Да, наверное, эту тайну разгадать невозможно, потому что у каждого зрителя эта тайна своя. И встреча с этой тайной всегда радость.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие чувства вызвала у вас встреча с картиной К. Брюллова? Разделяете ли вы тот восторг, который вызвала картина у современников? Какие герои картины вызвали у вас наибольшее сочувствие?
Похожие статьи:
Психологический классный час, 7 класс
Нравственный классный час, 7-8 класс
Классный час на тему: Твое имя, 7-8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!