Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «О братьях наших меньших», 2 класс

Разработка классного часа для учащихся начальной школы

Цели и задачи:

• воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения;

• воспитание уважительного отношения к миру животных;

• знакомство учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»;

• развитие познавательного интереса;

• формирование мировоззрения, взглядов, суждений;

• развитие эстетических вкусов.

Оборудование:

• Красная книга;

• рисунки «Мир животных нашими глазами»;

• выставка книг о мире животных;

• плакаты: «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Хочу, чтобы вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли» (Н. Тихонов), «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» (М. Пришвин).

Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Земля — наш дом родной». Вот как Я. Аким написал о нашей Земле в стихотворении «Береги свою планету».

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо,

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Предметом обсуждения на классном часе станет мир животных. Мы поговорим о «братьях наших меньших».

О ком конкретно будет разговор?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Давайте обратимся к девизу нашего занятия:

«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,

За вашу помощь люди берегли».

Как вы понимаете его?

Какое ваше мнение, отношение?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учащийся 1: Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей: обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.

Учащийся 2: Любое животное, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи, они ещё вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. У меня живет собака Дик. Не могу без восхищения говорить о нём. Какое умное животное! Он очень весёлый, я люблю с ним играть. Он — большой проказник. Но Дик предан мне. А сколько в нём радости при виде меня, сколько весёлого лая, визга, что у меня сразу поднимается настроение и становится радостно на душе. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.

Учащийся 3: А мне хочется прочитать отрывок из стихотворения Яшина «Письмо в лесную газету».

...Лишь царям по рождению,

Как во всем предпочтенье,

Знаем розу-царицу, льва-царя, да царь-птицу.

И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, что жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

И жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим,

А гордимся природой

И Отечество любим.

 

Мало мы знаем о том, что нас окружает.

И под час, действительно, от незнания губим.

Учитель: К сожалению, не всё ещё у нас благополучно по отношению к «братьям нашим меньшим». Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.

Я прочитаю описания ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.

Ситуация первая. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, — сказал Женя, — кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошёл за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой — что скажет мама? Оставить — жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтёрли и уложили в углу спать. А утром обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять — щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пёс.

Что понравилось в этой истории?

В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?

Можно ли быть человечным, если не любишь животных?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ситуация вторая. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезённую с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала....

Как вы оцените такой поступок?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вас защиту?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору, то мне в руки попало маленькое стихотворение П. Звездослава:

Я сорвал цветок — и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

И если бы каждый прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.

Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия — каждому встать на защиту живого, беззащитного существа.

А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете».

Все-все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд —

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны —

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь хищным покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все-все на свете

На свете нужны

И это все дети запомнить должны!

Учитель: Сейчас физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали.

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так.

И из речки воду пили.

Вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вперевалочку ходили.

А сейчас пойдём скорее в класс,

И загадки поразгадываем сейчас.

А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы загадки о животных и разгадаете ли вы их.

♦ Загадки загадывают учащиеся, а потом учитель.

По деревьям, по кустам

Скачет рыжий шарик сам.

Он орешки собирает

И грибочки запасает.

Он живёт в лесу густом

Дом его зовут дуплом.    (Белка.)

 

Рыжая плутовка Обманывает ловко.

Её боятся мышка

И зайка-шалунишка,

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт.     (Лиса.)

 

Кто в густом лесу живёт

И с куста малину рвёт,

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит?   (Медведь.)

 

Это огромная кошка. Его желтовато-дымчатая шкура разрисована тёмными поперечными полосами? (Тигр.)

 

Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду,

Серым стал косой зверёк,

Кто узнал, пусть назовёт?   (Заяц.)

♦ После того как учащиеся разгадали загадки, они показывают пальчиковый театр «Заяц и сорока».

Заяц белый, куда бегал?

На деревню.

Для чего?

Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

И нашел?

Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки злые.

♦ А теперь куда?

Осинку глодать.

Да она, поди, горькая?

Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, куда как сладкая осинка покажется.

Учитель: Молодцы! Знаете не только домашних животных, о которых рассказывали вначале, но и диких животных. Можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Из ваших суждений можно сделать вывод, что вы понимаете, что значит быть добрым, чутким. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте других.

Учащийся: Послушайте стихотворение «Просьба» Р. Рождественского.

Птицы, розы и звери в души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,

Ведь небо без птиц — не небо,

И море без рыб — не море,

И земля без зверей — не земля.

♦ Звучит аудиозапись песни «Не дразните собак!»

Учитель: А сейчас отгадайте кроссворд. Впишите в клетки название зверей, птицы и насекомого, и вы узнаете, кто к нам подкрадывается. (Лиса.)

♦ Учащиеся отгадывают кроссворд.

Учитель: А сейчас физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет...

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Поиграем мы сейчас.

Учитель проводит игру «Перепутаница», по правилам которой надо правильно выбрать описание животного, птицы на карточках с иллюстрациями и описанием.

Павлин — А эта — летает в очках на носу.

Медведь — У этого зверя есть шуба и рожки.

Собака — Вот этот в полосочку родственник кошки.

Попугай — Вот эта деревья спасает в лесу.

Дятел — Эта вот птица умеет дразниться.

Овца — А этот вот дружит с тобой и со мной.

Тигр — Вот этот в берлогу ложится зимой.

Сова — А эта хвостом разноцветным гордится.

Учитель: Молодцы, хорошо знаете птиц и зверей! Мне хочется прочитать отрывок из поэмы Р. Рождественского «Монолог царя зверей».

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,

Человек, ты послушай царя терпеливых зверей

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я последний из львов, но пускай за меня говорят

Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность

И дельфинья семья, за которой неделю подряд

С вертолёта охотился ты, чтоб развеется малость.

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

Муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи,

Оглушённая сёмга, дрожащий от страха жираф

И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину,

Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.

Только где и когда ты видал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, стоишь у руля.

Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?

Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.

Океан разольется огромной протухшею лужей.

Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,

И растёт скорострельность твоих замечательных ружей.

Всё твоё на планете, а нашего нет ничего.

Может, правда, что день ото дня мир становится злее.

Вот глядит на меня поредевшее царство моё,

Не мигая, глядит, и почти ни о чём не жалея.

И уже ни о чём не моля, ни за что не коря,

Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не даётся,

Я с седеющей гривы срываю корону царя

И реву от бессилья, что мне ещё остается.

Многим видам животных угрожает исчезновение. Как предупреждение — сигнал опасности составлена Красная книга, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Спасти их можно, только зная и любя.

В Красную книгу России занесено 39 видов животных и птиц, которые встречаются в Амурской области: гималайский медведь, лесной кот, беркут, орлан, тигр и другие. Закончить наш классный час хочется словами Душана Родовича:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом!

После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдёт мимо жестокости, встанет на защиту слабого.

У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.

Автор: Т.И. Кистень, г. Шимановск

Похожие статьи:

Классный час: «Собака - друг человека», 2 класс

Классный час «Скромность украшает человека», 2 класс

Классный час «Учусь управлять своими эмоциями», 2 класс

Классный час «Что в имени твоем», 2 класс

Классный час «О хитрости и неблагодарности», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!