Классный час «О братьях наших меньших», 2 класс
Разработка классного часа для учащихся начальной школы
Цели и задачи:
• воспитание у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения;
• воспитание уважительного отношения к миру животных;
• знакомство учащихся с понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость»;
• развитие познавательного интереса;
• формирование мировоззрения, взглядов, суждений;
• развитие эстетических вкусов.
Оборудование:
• Красная книга;
• рисунки «Мир животных нашими глазами»;
• выставка книг о мире животных;
• плакаты: «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Хочу, чтобы вас, зверей моей земли, за вашу помощь люди берегли» (Н. Тихонов), «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину» (М. Пришвин).
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Земля — наш дом родной». Вот как Я. Аким написал о нашей Земле в стихотворении «Береги свою планету».
Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Предметом обсуждения на классном часе станет мир животных. Мы поговорим о «братьях наших меньших».
О ком конкретно будет разговор?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Давайте обратимся к девизу нашего занятия:
«Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,
За вашу помощь люди берегли».
Как вы понимаете его?
Какое ваше мнение, отношение?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся 1: Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей: обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.
Учащийся 2: Любое животное, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи, они ещё вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. У меня живет собака Дик. Не могу без восхищения говорить о нём. Какое умное животное! Он очень весёлый, я люблю с ним играть. Он — большой проказник. Но Дик предан мне. А сколько в нём радости при виде меня, сколько весёлого лая, визга, что у меня сразу поднимается настроение и становится радостно на душе. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.
Учащийся 3: А мне хочется прочитать отрывок из стихотворения Яшина «Письмо в лесную газету».
...Лишь царям по рождению,
Как во всем предпочтенье,
Знаем розу-царицу, льва-царя, да царь-птицу.
И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, что жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
И жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим,
А гордимся природой
И Отечество любим.
Мало мы знаем о том, что нас окружает.
И под час, действительно, от незнания губим.
Учитель: К сожалению, не всё ещё у нас благополучно по отношению к «братьям нашим меньшим». Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому.
Я прочитаю описания ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.
Ситуация первая. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. «Вот бедняга, — сказал Женя, — кто-то выгнал его в такую погоду». Щенок вдруг пошёл за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой — что скажет мама? Оставить — жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтёрли и уложили в углу спать. А утром обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять — щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пёс.
Что понравилось в этой истории?
В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?
Можно ли быть человечным, если не любишь животных?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Ситуация вторая. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезённую с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала....
Как вы оцените такой поступок?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вас защиту?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору, то мне в руки попало маленькое стихотворение П. Звездослава:
Я сорвал цветок — и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
И если бы каждый прикасался к красоте только сердцем, то не было бы тогда жестокости на Земле.
Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего занятия — каждому встать на защиту живого, беззащитного существа.
А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете».
Все-все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд —
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны —
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь хищным покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Все-все-все на свете
На свете нужны
И это все дети запомнить должны!
Учитель: Сейчас физкультминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали.
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вперевалочку ходили.
А сейчас пойдём скорее в класс,
И загадки поразгадываем сейчас.
А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы загадки о животных и разгадаете ли вы их.
♦ Загадки загадывают учащиеся, а потом учитель.
По деревьям, по кустам
Скачет рыжий шарик сам.
Он орешки собирает
И грибочки запасает.
Он живёт в лесу густом
Дом его зовут дуплом. (Белка.)
Рыжая плутовка Обманывает ловко.
Её боятся мышка
И зайка-шалунишка,
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса.)
Кто в густом лесу живёт
И с куста малину рвёт,
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит? (Медведь.)
Это огромная кошка. Его желтовато-дымчатая шкура разрисована тёмными поперечными полосами? (Тигр.)
Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверёк,
Кто узнал, пусть назовёт? (Заяц.)
♦ После того как учащиеся разгадали загадки, они показывают пальчиковый театр «Заяц и сорока».
Заяц белый, куда бегал?
На деревню.
Для чего?
Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.
И нашел?
Как бы не так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки злые.
♦ А теперь куда?
Осинку глодать.
Да она, поди, горькая?
Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел, куда как сладкая осинка покажется.
Учитель: Молодцы! Знаете не только домашних животных, о которых рассказывали вначале, но и диких животных. Можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к миру животных из вашей жизни, из литературы?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Из ваших суждений можно сделать вывод, что вы понимаете, что значит быть добрым, чутким. Много защитников у животного мира. Каждый человек, в какой-то степени не только оберегает, помогает, но и своим примером учит доброте других.
Учащийся: Послушайте стихотворение «Просьба» Р. Рождественского.
Птицы, розы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,
Ведь небо без птиц — не небо,
И море без рыб — не море,
И земля без зверей — не земля.
♦ Звучит аудиозапись песни «Не дразните собак!»
Учитель: А сейчас отгадайте кроссворд. Впишите в клетки название зверей, птицы и насекомого, и вы узнаете, кто к нам подкрадывается. (Лиса.)
♦ Учащиеся отгадывают кроссворд.
Учитель: А сейчас физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет...
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Поиграем мы сейчас.
Учитель проводит игру «Перепутаница», по правилам которой надо правильно выбрать описание животного, птицы на карточках с иллюстрациями и описанием.
Павлин — А эта — летает в очках на носу.
Медведь — У этого зверя есть шуба и рожки.
Собака — Вот этот в полосочку родственник кошки.
Попугай — Вот эта деревья спасает в лесу.
Дятел — Эта вот птица умеет дразниться.
Овца — А этот вот дружит с тобой и со мной.
Тигр — Вот этот в берлогу ложится зимой.
Сова — А эта хвостом разноцветным гордится.
Учитель: Молодцы, хорошо знаете птиц и зверей! Мне хочется прочитать отрывок из поэмы Р. Рождественского «Монолог царя зверей».
В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,
Человек, ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
Я последний из львов, но пускай за меня говорят
Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолёта охотился ты, чтоб развеется малость.
Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожжённый, разрытые норы барсучьи,
Оглушённая сёмга, дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину,
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.
Только где и когда ты видал без подножья вершину?
Ты командуешь миром, стоишь у руля.
Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?
Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,
И растёт скорострельность твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете, а нашего нет ничего.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее.
Вот глядит на меня поредевшее царство моё,
Не мигая, глядит, и почти ни о чём не жалея.
И уже ни о чём не моля, ни за что не коря,
Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не даётся,
Я с седеющей гривы срываю корону царя
И реву от бессилья, что мне ещё остается.
Многим видам животных угрожает исчезновение. Как предупреждение — сигнал опасности составлена Красная книга, в которую включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Спасти их можно, только зная и любя.
В Красную книгу России занесено 39 видов животных и птиц, которые встречаются в Амурской области: гималайский медведь, лесной кот, беркут, орлан, тигр и другие. Закончить наш классный час хочется словами Душана Родовича:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живётся с нами рядом!
После сегодняшнего разговора каждый из нас, я думаю, не пройдёт мимо жестокости, встанет на защиту слабого.
У нас получился интересный и полезный разговор. О многом мы задумались. Мы увидели, что есть мир, о котором нельзя не заботиться, не помнить.
Автор: Т.И. Кистень, г. Шимановск
Похожие статьи:
Классный час «Учусь управлять своими эмоциями», 2 класс
Классный час «Что в имени твоем», 2 класс
Классный час «Скромность украшает человека», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!