Классный час «Курение и подросток», 5-9 класс
Семинар о вреде курения на организм подростка. Конспект
Задачи:
1. Обеспечить осознание учащимися влияния окружающей среды и привычек на здоровье.
2. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
3. Расширить знания учащихся о влиянии курения на органы и системы органов человека.
Оборудование: анкета «Курение и подросток», тесты, рисунки учащихся на тему «Нет вредным привычкам», высказывания о здоровье, выставка книг по теме.
Оформление кабинета: столы стоят прямоугольником так, чтобы все видели друг друга, на доске рисунки, высказывание «Здоровье это не всё, но всё без здоровья - ничто», на стенде выставка книг.
Ход классного часа
I. Постановка проблемы.
Учитель. Мы с вами хорошо знаем, что у человека есть физические, социальные и интеллектуальные потребности. Все мы имеем разное представление о счастье. Вот что говорит об этом Э. Асадов:
Что же такое счастье?
Одни говорят: - Это страсти:
Карты, вино, увлеченья –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
По мнению четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета.
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Учитель. Но скажите, когда человек не может быть счастливым и что он не может купить ни за какие деньги?
Ученик. Человек не может быть счастлив, будучи больным. Ведь здоровье нельзя купить.
Учитель. Правильно. Вот сегодня и поговорим о здоровье и факторах, влияющих на него.
II. Основная часть.
Учитель. Вашему вниманию предлагается тест, который поможет определить ваши шансы на долголетие.
Итак, возьмем число 72. Из него надо будет вычитать или к нему прибавлять набранные в результате ответов очки.
Если вы мужчина, вычтите из 72 цифру 3. Женщинам следует прибавить к 72 цифру 4 - они живут в среднем на 7 лет дольше мужчин. Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни - 69 лет, у женщин — 76.
Если вы живете в городе с населением более 1 млн человек, то вычтите 2 года.
Если вы живете в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, то добавьте 2 года.
Если вы планируете в будущем заниматься умственным трудом, отнимите 3 года, если физическим - прибавьте 3 года.
Если вы занимаетесь спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, то прибавьте 4 года, если два-три раза - прибавьте 2 года.
Если в будущем вы собираетесь вступить в брак - добавьте 5 лет, если нет - вычтите по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).
Если вы постоянно спите больше 10 ч, вычтите 4 года, если по 7-8 ч - ничего не вычитайте.
Если вы плохо спите, отнимите 3 года. Большая усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.
Если вы нервный, вспыльчивый, агрессивный, отнимите 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавьте 3 года.
Если вы счастливы, добавьте 1 год, если несчастливы, отнимите 2 года.
Если вы собираетесь получить среднее образование, добавьте 1 год, если высшее 2 года.
Если ваши бабушка и дедушка дожили до 85 лет, то добавьте 2 года, если оба дожили до 80 - 4 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта и т. д.), вычтите 4 года.
Если кто-то из ваших родственников, не дожив до 50 лет, скончался от рака, инфаркта и др., вычтите 3 года.
Если вы выкуриваете больше 3 пачек в день, отнимите 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, меньше пачки 3 года.
Если каждый день вы выпиваете хоть каплю спиртного, вычтите 1 год.
Если ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает 20 кг, вычтите 8 лет, если 15-20 кг - 4 года, 5-15 кг - 2 года.
III. Обсуждение.
Учитель. Теперь подсчитайте возраст, до которого вы можете дожить. Как видите, на продолжительность жизни влияют разные факторы, в том числе и наследственность. Но многое зависит от самого человека: от его привычек, образа жизни. За один час невозможно рассмотреть все факторы, влияющие на здоровье. Анализ анкеты, проведенной перед этим классным часом, показывает, что основной проблемой в нашем классе уже является проблема курения. А что вы знаете о табаке?
Учащийся. Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению связана с имением Колумба. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триона с корабля «Пинта» флотилии адмирала Христофора Колумба увидел землю. Колумб полагал, что перед ним восточный берег Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя - Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов.
В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «Петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие.
Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба (1493— 1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в соседние европейские страны и в период великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара.
Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен «забава дьявола». Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. В назидание пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
В Англии по указу Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
Распространению табака способствовало его свойство - привычная тяга к курению, с которой трудно бороться.
В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.
Во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. В силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, так как торговля им приносила существенную прибыль, с 1697 года (правление Петра I) табак оказался официально разрешенным.
Учитель. А сейчас медсестра нашей школы расскажет вам о влиянии курения на организм человека, опираясь на результаты экспериментальных исследований. (См. выступление в Приложении 2.)
Учитель. Мы заранее провели с вами анкетирование. (См. Приложение 3.) Анализ этих анкет показывает, что многие именно в этом возрасте (12—14 лет) начинают курить, не понимая вреда. Думаю, что данные, которые привела наша медсестра заставят вас хотя бы немного задуматься, прежде чем взяться за сигарету. А ведь во многих странах мира существовало и существует наказание за курение.
Учащийся. Еще при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будут найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. Правило, запрещающее курение на улицах, действовало многие десятилетия в городе на Неве. Еще современникам А. С. Пушкина строго- настрого запрещалось «как при прогулках пешком, так и при езде в экипажах курить цигарки».
Нарушителей порядка доставляли в участок, где опустошали их кошелек и брали подписку - обещание, что злостный поступок не повторится. Судя по архивным данным, штрафы чаще всего платили гости города: им это правило было внове.
Правда, надо сказать, что инициаторами запрета курения на улицах были отнюдь не медики. Приказ продиктовали пожарные. Им приходилось тушить десятки больших пожаров за год, когда жадное пламя уничтожало целые кварталы. А вокруг - куда не глянь - сухое дерево: дома, мосты, ограды, тротуары.
В нынешней Канаде, по свидетельству ученых, курильщики не только вредят своему здоровью, но и наносят огромный вред экономике страны - почти в 23 млн долларов ежегодно. Как именно? По вине курильщиков каждый год до 132 человек становятся жертвами пожаров, вызванных небрежно брошенными окурками и непогашенными спичками. За последние 10 лет в стране зарегистрированы 12 152 пожара, случившиеся по вине курильщиков. Ведь температура тлеющей сигареты нешуточная - 300-400 °C, а время тления - до получаса. Сама она в конце концов гаснет, но зачастую успевает вызвать весьма опасное тление материала, на который попала. Бумага, например, может загореться и через час. При обугливании места соприкосновения сигареты с древесиной возможен ее саморазогрев примерно через четыре часа и самовоспламенение.
IV. Подведение итогов.
Учитель. Мы лишь немного поговорили о здоровье. Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили вот эти слова «Здоровье это не всё, но всё без здоровья - ничто».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Информация для учителя
На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Особенно тревожит заболевание детей и подростков туберкулезом. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.
Около 7,5 млн детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; заниженный уровень освещенности; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования.
Одной из важнейших задач учреждений образования является формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье. Мы должны обеспечить высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, неотъемлемой частью которой будет умение молодого человека заботится о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Школа была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех граждан. К тому же в школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе вполне достаточна для формирования у него мотивов здорового образа жизни.
Ответственное отношение к здоровью включает в себя:
1. Отношение к здоровью как к ценности.
2. Формирование представления о себе как о здоровом человеке.
3. Переживание возможности утраты здоровья; мысль об этом должна порождать тревогу.
4. Способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия.
5. Конкретные привычки здорового образа жизни.
Приложение 2
Информация для учащихся
При курении влияние всех вредных веществ, содержащихся в табаке, начинается с раздражения дымом дыхательных путей и продолжается при всасывании их в кровь.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у курящих подростков в возрасте от 13-14 до 15-16 лет сравнительно с некурящими в большинстве случаев выше частота дыхания, его относительная величина (на 1 кг массы тела). Это указывает на меньшую экономичность дыхания. По сравнению с некурящими у курящих больший запрос кислорода на единицу массы тела, а его удовлетворение достигается меньшей эффективностью газообмена в легких. Способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства курящих 13-14 лет снижена по сравнению с возрастной нормой. Курильщики с большим стажем вследствие привычки к «затяжкам» во время курения способны в некоторых случаях задерживать дыхание на более длительное время, чем некурящие школьники.
Изучение тех же показателей до и после курения (на 1-й и 7-й минутах) показало, что учащение и углубление дыхания сохраняются и на 7-й минуте. Измерение объема жизненной емкости легких в конце 1-й минуты после курения выявило ее снижение у большинства испытуемых.
Таким образом, курение табака однозначно пагубно сказывается на функциональном состоянии системы дыхания. Оно тем выше, чем длительнее стаж курения и меньше возраст испытуемых, что связано с незавершенностью структурного и функционального развития системы дыхания к 15-16 годам.
Функции дыхания при курении нарушают угарный газ (окись углерода) и углекислый газ, концентрация которых в табачном дыме во много раз превышает предельно допустимые величины, что, в свою очередь, приводит к нарушению транспорта кислорода в организме. По влиянию на сердечнососудистую систему ведущее место занимает никотин. Он рефлекторно повышает артериальное давление, учащает пульс, вызывает спазм коронарных артерий, что особенно опасно для сердца.
Влияние курения на кровообращение изучалось на курящих и некурящих мальчиках в возрасте 15-17 лет. Результаты исследования свидетельствует о том, что курение при стаже до 5 лет существенно не влияет на частоту сердечных сокращений, однако величина артериального давления (и систолического и диастолического) у курящих выше, чем в контрольной группе. Однократное курение вызвало у всех подростков учащение пульса (тем большее, чем меньше возраст), сохранявшееся в течении 15 минут после курения. Ударный объем крови сразу после курения снижался у 15-летних подростков, повышался у юношей 16-17 лет. На 10-й минуте обследования ударный объем ни у одного испытуемого не возвращался к исходному уровню.
На функциональное состояние почек из всех веществ табачного дыма наиболее воздействуют окись углерода, кадмий и никотин. В эксперименте на животных доказано, что кратковременное вдыхание 0,1%-й окиси углерода тормозит водный диурез и снижает почечный кровоток. Длительное (в течение 10 дней по 3 часа ежедневно) вдыхание той же концентрации окиси углерода сопровождается повышением суточного диуреза. Выявлено, что кадмий вызывает серьезные нарушения функции почек, вплоть до возникновения протеинурии, глюкозурии, значительной задержки натрия в организме и, в конечном счете, способствует развитию гипертензии. Никотин, проникая в кровь через дыхательные пути и систему пищеварения, выводится из организма с мочой в виде метаболика - котонина. У курильщиков после отказа от курения следы никотина в моче исчезают только на 3-4-е сутки. Получено представление о механизмах формирования никотиновой зависимости: никотин активизирует ЦНС, увеличивает селективность восприятия и повышает помехоустойчивость, подавляет неприятные эмоции и усиливает положительные.
Однако отдаленные последствия влияния курения на ЦНС носят отрицательный характер; они развиваются тем быстрее, чем моложе возраст курящего. Снижается умственная работоспособность, возникают неврозы и психопатии. По мнению нейрофизиологов, особенно опасный возраст, в котором начало курения быстро закрепляется, 11-12 лет. Специфика функционирования мозга на начальных стадиях полового созревания обусловливает характерные для подростков особенности поведения: его неустойчивость, снижается контроль за своими поступками. Именно в этот период возникает повышенная тяга к средствам, которые могут оказать хотя бы кратковременную нормализацию деятельности мозга.
Данные свидетельствуют о том, что с увеличением длительности табачной интоксикации существенно снижается быстрота выполнения определенных видов движения, что в конечном итоге отражается на характере выполнения более сложнокоординированных актов двигательной функции (ходьба, бег и др.). Наиболее низкими оказались результаты изучения реакции на движущийся объект. Это снижение нарастает по мере увеличения стажа курения, препятствуя росту спортивной квалификации.
Итак, курение табака отрицательно влияет на все физиологические системы организма. Нарушения функций этих систем, вызванные курением, тем значительнее, чем меньше возраст и длительнее стаж курения. Сказанное связано с незавершенностью процессов роста и развития организма человека к 17 годам. Более высокая заболеваемость среди курящих школьников и студентов во многом обусловлена снижением уровня функционирования физиологических систем.
Приложение 3
Анкета «Курение и подросток»
1. Твой пол.
- Мужской;
- женский.
2. Как ты учишься?
- Отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- неудовлетворительно.
3. Курят ли твои родные?
- Да;
- нет.
4. Куришь ли ты?
- Да;
- нет.
5. С какого возраста ты куришь?
- Начал курить до 7 лет;
- с 8-10 лет;
- с 11-12 лет;
- с 13-15 лет.
6. Отметь мотивы, по которым, на твой взгляд, чаще всего начинают курить подростки.
- От нечего делать;
- за компанию;
- успокаивает;
- для снятия напряжения;
- поднимает настроение;
- баловство;
- модно;
- любопытство;
- хочется быть взрослым;
- помогает похудеть;
- просто так;
- другое (укажи).
7. На какие органы и системы действует курение?
- На дыхательную систему;
- сердечно-сосудистую систему;
- пищеварительную;
- на органы чувств;
- на нервную систему;
- на репродуктивную систему;
- затрудняюсь ответить.
8. Знаешь ли ты, что такое пассивное курение?
- Да;
- нет.
9. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?
- Да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
10. Совместимы ли спорт и курение?
- Да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
11. Какие меры ты бы мог предложить для предупреждения курения?
- Запретить продажу сигарет лицам до 21 года;
- запретить рекламу сигарет;
- ввести большие штрафы за курение в общественных местах;
- в СМИ как можно больше говорить о вреде курения;
- твои предложения.
Автор: Е. В. Трахина
Похожие статьи:
Классный час «О вреде алкоголя и табакокурения», 10 - 11 класс
Беседа о вреде курения для подростков. Сценарий
Классный час «Вредные привычки», 10 класс
Классный час о вреде алкоголя в начальной школе
Сценарий выступления агитбригады за Здоровый образ жизни, 5-6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!