Классный час «Конституция - основной закон государства», 3 класс
Разработка классного часа о государственных символах России для учащихся начальных классов
Цели и задачи:
• воспитание чувства гордости за свою страну;
• знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.
Оборудование:
• Конституция Российской Федерации;
• таблица «Права и обязанности граждан России»;
• толковый словарь.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.
Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва — это столица нашей Родины.
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства — это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.
Учитель: Что представляет собой Государственный герб России? Учащиеся: Государственный герб России представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Учитель: Опишите российский флаг.
Учащиеся: Государственный флаг Российской Федерации — это прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета.
Учитель: Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
Учащиеся: Гимн — это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы — С.В. Михалков и А.В. Александров. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.
Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Кстати, а что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция — это основной закон государства.
Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику — толковому словарю. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства является Конституция. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
♦ Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.
Учитель: А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция? Учащиеся: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете почему?
Учащиеся: Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация -— Россия...» А что значит слово «федерация»?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: И вновь обратимся к толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».
Наша страна называется Российской, потому что большинство её населения — русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию — добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка — «народ» и «власть», или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.
Учитель: Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Учащиеся: Президент России — это глава государства, который избирается народом на шестилетний срок. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договоры и законы, является Верховным главнокомандующим Вооружённых сил Российской Федерации.
Кто является президентом в России в настоящее время?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Что такое Государственная дума? Чем она отличается от правительства?
Учащиеся: Государственная дума выбирается народом, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.
Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, президент России — это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81, сказано о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
Государственная дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную думу и сам может быть избранным в её состав, если ему исполнился 21 год.
Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?
Учащиеся: Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции.
Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
С этим мы разобрались, но вот в чём вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Учащиеся: Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности».
Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Учащиеся: Право — это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность — это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.
Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей. Вот некоторые из них: право на жизнь, право на защиту своей чести и доброго имени, право на личную неприкосновенность, право на жилище и его неприкосновенность, право на свободное передвижение, свобода совести, свобода вероисповеданий, свобода мысли и слова, право избирать и быть избранным, право на труд, на отдых, на получение социальной помощи, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на получение юридической помощи; обязанность сохранять природу и окружающую среду, защищать Родину, соблюдать законы, платить налоги.
♦ Учитель показывает указкой на соответствующие строки в таблице, вывешенной на доске.
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод и как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение?
Учащиеся: Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством.
Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.
Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране.
Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
Учитель: А что подразумевается под свободой мысли и слова, свободой вероисповеданий?
Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также человек может придерживаться любой веры, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.
Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету.
Учитель: Молодцы! Ещё мне хотелось бы обратить особое внимание на равное право и обязанность родителей воспитывать своих детей. Не думайте, что это касается только ваших родителей. Да, сегодня вы — дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и со временем родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание — это не только право, но и обязанность. У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей, оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей- беспризорников. Эти дети расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы многому научитесь, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы — будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатства.
Автор: Е.В. Бондаренко, г. Пенза
Похожие статьи:
Классный час «Государственный герб России», 2 класс
Классный час «Государственные символы России», 2 класс
Классный час в 3 классе на тему: Этикет
Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»
Нет комментариев. Ваш будет первым!