Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»
Методическая разработка классного часа для 3 класса
Автор: Панчина Любовь Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19», г. Саранска Республики Мордовия
Описание материала: Данная тема очень актуальна в современном обществе; так как семья, семейные ценности для любого человека являются началом всех начал.
Классный час способствовал развитию умения младших школьников правильно определять семейные ценности, ценности классного коллектива, воспитанию чувства гордости к своей Родине.
Использование информационно-компьютерной технологии позволяет:
повысить уровень интереса к рассматриваемому вопросу или проблеме;
повысить эффективность предлагаемых теоретических сведений через одновременный показ демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
повысить уровень мотивации обучаемого на контакт с новой областью знаний;
Работа по проекту состоит из ряда этапов, каждый последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определенный результат.
Использование предложенных материалов позволит педагогам в интересной форме рассказать детям о важности семьи в жизни человека и его Родины.
Направление: этнокультурное образование младших школьников.
Участники: учащиеся 3 класса
Цель: сформировать элементарные знания о семье и значимости ее в жизни человека и родной стороны.
Задачи:
1. Расширить представления детей о стране, в которой они живут, воспитывать любовь к родному краю, Родине;
2. Создать условия для формирования понятия значения дома и семьи в жизни человека; значения школы и коллектива класса для ребенка;
3. Способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность гармоничных и гуманных взаимоотношений в коллективе и семье.
4. Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою семью, школу, класс.
Оборудование: презентация, детские фотографии с семьей, на фоне достопримечательностей Мордовии, России, 3 ватмана, клей, ножницы, цветные карандаши, качества счастливой семьи. 3 плаката: Наша семья – Мордовия, Наша семья – Россия, Наша семья – наш класс.
Ход мероприятия.
Подготовительная часть.
У- Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. я думаю, что хорошее настроение поможет вам сегодня на нашем классном часу. А начать я хочу с одной легенды – послушайте пожалуйста.
У - Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
У - о чем эта сказка? Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? Да, мы будем говорить о семье, потому что:
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Основная часть.
Что же такое семья? А что для вас семья?
- Конечно же, наша семья – это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры. Но для нас с вами семья еще и наша республика Мордовия, наша страна Россия. А наш класс для вас семья?
-Так о чем мы с вами будем сейчас говорить?
Мы проследим за связью между словами в названии нашего классного часа. И составим 3 проекта: Наша семья – Мордовия, Наша семья – Россия, Наша семья – наш класс.
Мы сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Д - Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.
У - И наш классный час будет проходить в 4 этапа.
1 этап «Семья»
Д - Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
У- Да, действительно, семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? К кому мы обращаемся в первую очередь за советом, помощью? Почему?
У вас на столах лежат карточки. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали качества счастливой семьи. (Любовь, грубость, уважение, терпение, ненависть, дружба, верность, зависть, взаимопонимание, долг перед близкими).
А еще лежат пустые карточки, на которых вы должны сами написать качества, которые характерны для счастливой семьи!
(каждый отвечающий выходит и прикрепляет на доску)
- Да вы правы, если есть эти качества в семье, она будет счастливой.
2 Этап «Наш класс»
У - А можно наш класс назвать семьей? - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди много лет совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.
Давайте посмотрим, а какая наша семья.
Д - Жил да был наш 3 «Б»,
Не слыхать о нем нигде.
Ни в кино, ни в новостях,
Ни в мультфильмах, ни в гостях.
Так давайте подружитесь
И найдите с нами лад.
Все мы любим шоколад.
Любим мы играть, учиться,
Рисовать и побеситься.
На уроках сидим тихо,
Как звонок – бежим мы лихо.
Двоек нет у нас в тетрадке.
И с домашкой все в порядке.
Мы друг другу помогаем,
Никого не обижаем.
Вот такой наш дружный класс.
Приглашаем в гости Вас.
Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
У - Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
3 Этап «Мордовия»
У -У каждого из нас есть семья, маленькая ячейка, в которой протекает большая часть нашей жизни. Но все наши семьи объединяет место, в котором мы живем. А живем мы все в большом и богатом крае. Как же называется этот край?
Д - Мордовия моя – леса и пашни, смена слайдов
Цветов и птиц привольная страна.
Ужели стороны любимой краше
На свете есть другая сторона.
Мордовия моя – моря пшеницы,
Волшебных зерен золотой улов,
Суры бурливой синие зарницы,
Дорог широких беспокойный зов.
Мордовия моя – кварталы строек,
Станков фабричных четкий перестук.
Здесь все великое и все простое –
Плоды творения рабочих рук.
Мордовия моя – какие люди! –
С такими и на праздник, и на труд.
Так пусть же каждый час твой светел будет
Во все века, которые грядут.
У - А что же вы знаете о Мордовии?
Д - «Шумбрат!» – так приветствуем мы гостей на нашей мордовской земле.
Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. Здесь уже на протяжении многих веков бок о бок живут и трудятся представители разных национальностей – русские, мордва – мокша и эрзя, татары, украинцы, белорусы.
У – Что вы знаете о великий уроженцах Мордовии?
Д - На весь мир прославили Мордовию ее выдающиеся уроженцы – гениальный скульптор Степан Эрьзя и легендарный летчик Михаил Девятаев. С мордовской землей связана судьба адмирала Российского флота Федора Ушакова , русского поэта Александра Полежаева.
У – Что вы знаете о достопримечательностях Мордовии?
Д- Среди ярких достопримечательностей – музей изобразительного искусства им.Эрьзи, Кафедральный Собор святого Феодора Ушакова - самое высокое культовое сооружение в Поволжском регионе , Санаксарский монастырь , Мордовский национальный драматический театр, республиканский объединенный краеведческий музей , национально-культурный центр в селе Старая Теризморга, Ледовый дворец и спортивный комплекс «Мордовия».
У – Весь мир знает о спортивных достижениях мордовских спортменов, а что вы знаете о спортивной славе Мордовии?
Д - Спортивная слава Мордовии связана сегодня с именами олимпийского чемпиона борца Алексея Мишина, целой плеяды представителей спортивной ходьбы во главе с их легендарным тренером Виктором Чёгиным – олимпийских чемпионов Ольги Каниськиной и Валерия Борчина, призера двух Олимпиад Дениса Нижегородова, двукратного чемпиона мира Сергея Кирдяпкина. Мордовия гордится своими выдающимися земляками-спортсменами – Петром Болотниковым, Шамилем Тарпищевым, Алексеем Немовым, Светланой Хоркиной, Олегом Маскаевым.
У - Большое внимание в республике уделяется сохранению и развитию самобытной культуры мордовского народа.
Д - Я тебе, Мордовия, желаю
Звёздочкой негаснущей гореть.
Без тебя, цветущий край, я знаю,
Мне не жить, не строить и не петь.
Плещет воды Мокша на приволье,
Хлебородны сурские поля,
Это всё Мордовии раздолье,
Родина любимая моя.
Русские с мордвами и татары –
Все живут заботою одной.
Ты, как мать, нас собрала недаром,
Чтобы сделать крепче край родной.
4 этап «Россия»
У - Но нужно отметить, что Мордовия – это маленький кусочек большой и могучей страны, в которой мы с вами живем.
- Как называется эта страна? (учащиеся говорят хором). Для каждого из нас эта страна является нашей Родиной.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем.
У - Каждой страной управляет президент. А кто президент нашей страны?(Д - «Путин»)
У -А что является символами нашего государства? (Д - герб, флаг, гимн).
У -Посмотрите на герб России. Что на нем изображено? (Д - Герб нашей страны очень древний. Скипетр в лапах орла означает символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, держава и скипетр символизируют независимость нашего государства от других государств).
У -Вспомните, какие цвета имеет российский флаг. Что они обозначают? (Д - белый – чистоту и мир, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость, отвагу, мужество.)
- А Что такое гимн страны? Как его нужно слушать?
Россия…Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
Заключительная часть
Работа над проектами.
У
- Для того чтобы начать работу над нашими проектами, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?
- Что такое семья?
- Какая бывает семья?
Сгруппируйте фотографии так, чтобы они подходили к данным плакатам. Вы можете на плакатах написать свои впечатления по данной теме, нарисовать рисунок.
Приступайте!
Наш класс – наша семья
У - Расскажите, что вы хотели на нем изобразить?( Д- Наш класс — тоже семья. У нас сложились свои традиции. Это экскурсии по городу, поездки в другие города, походы, огоньки, праздники.)
Наша семья – Мордовия
У - Что вы хотели на нем изобразить?(Д - Мордовия – это семья, состоящая из людей разной национальности, в нашем классе тоже есть и русские и мордва и татар. И мы все дружим.)
Наша семья – Россия
У - Что вы хотели на нем изобразить?(Д - Россия – это наша большая великая семья. И сила нашей страны в крепких и счастливый семьях)
У - Покровительницей семейного очага в русских православных семьях считалась икона «Вера, Надежда, Любовь». На ней изображены четыре фигуры святых. Это мать и дочери, а полное название будет, мы прибавим: «…и матери их Софии». Вслушайтесь в эти имена Вера (подразумеваем в Бога –значит, в святые идеалы и истины)
Надежда (подразумеваем на лучшую долю не только в этой жизни, но и в будущей)
Любовь (подразумеваем ко всем ближним, и в первую очередь – к самым родным: маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам, и родственникам второго и третьего и до седьмого колена. В старину считалось, что чем более тесно родня живет, тем большее имеет благочестие, благоволение к ней Бога и людей. Она считалась надежной для выбора жениха своей дочери или невесты для сына)
Пусть Вера Надежда Любовь и мать их София всегда помогает вам сплотить ваши семьи!
Список использованной литературы
1. Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А.Иванов.- М.: Сов.Россия, 1986.
2. Ханхасаева, И. Растет дочка, растет сын / И.Ханхасаева.- М.: Педагогика, 1991.
3. Мокшин Н.Ф. Мы — мордва: рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей — жителей Мордовии и ее гостей. - Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007. - 48 с.
4. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольников и младших школьников): пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузьмина. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.
5. http://minselhoz.e-mordovia.ru/combo/view/2 - официальный сайт органов государственной власти РМ
6. http://www.kremlin.ru/ - официальный сайт Президента РФ.
Похожие статьи:
Классный час в 3 классе на тему: Этикет
Классный час в 3 классе с психологом
Нет комментариев. Ваш будет первым!