Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Зимняя сокровищница»

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Разработка классного часа для начальной школы о государственных символах России

Цели и задачи:

• развитие интереса к истории России;

• воспитание чувства гордости за свою страну;

• знакомство учащихся с историй Государственного герба России.

Оборудование:

• изображение Государственного герба России;

• изображение Государственного герба СССР;

• изображения Государственных гербов союзных республик;

• образцы любых гербов, отличающиеся по форме, цвету, изображениям на них.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о геральдике, об истории возникновения Российского герба.

Что такое герб?

Где помещают изображение герба государства? Существуют ли правила составления гербов?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В русском языке это слово появилось в XVI-XVII веках.

Герб — символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на зданиях правительств и посольств государств, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу или области.

Придумать герб — непростое дело. Существует целая наука — геральдика, которая знает все правила составления гербов.

Правило первое.

Герб может быть различным по форме:

- овальным (варяжский);

- треугольным (французский);

- квадратным, закруглённым внизу (испанский);

- четырёхугольным, заострённым внизу (французский);

- вырезной, причудливой формы (германский).

♦ Учащиеся рассматривают гербы различной формы.

Учитель: Правило второе.

Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначал:

- красный — страсть;

- зелёный — свободу;

- голубой — верность и честь;

- чёрный — смелость;

- пурпурный — храбрость.

♦ Учащиеся рассматривают гербы, отличающиеся по цвету.

Учитель: Правило третье.

На гербах часто помещали геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), изображения животных (лев, орёл), растений (лилия, роза), элементов неживой природы (солнце, месяц, звёзды), мифических созданий (дракон, кентавр, единорог), человека. Каждое из них имело своё значение.

♦ Учащиеся рассматривают изображения на гербах.

Учитель: Что изображено на современном Государственном гербе России?

Попробуйте объяснить значение каждого элемента.

♦ Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются объяснить их значение.

Учитель: А теперь обратимся к изображению герба.

♦ Учащиеся рассматривают изображение современного Государственного герба России, а учитель продолжает свой рассказ.

Учитель: Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее описание герба:

«Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И. Ухналёв.

Напомню, что современный Государственный герб Российской Федерации был утверждён в декабре 2000 года.

Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?

Щит Государственного герба России красного цвета. О чём это говорит?

Золотой двуглавый орёл — это символ единства народов России, живущих в двух частях света — Европе и Азии. Три короны (два малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) — это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла — красный щит. На щите изображён всадник — Святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьём он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать своё государство от недругов. Говорят, что это столица России — Москва поделилась с Россией своим гербом.

Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас?

Может быть, кто-то видел изображения других российских гербов. Что на них изображено?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Впервые двуглавый орёл появился в России более 500 лет назад на гербовой печати Ивана III в 1497 году. Орёл был символом мощи и независимости государства. Крылья орла была опущены вниз, клювы закрыты, на головах зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Москвы на груди орла появился позднее, при царе Иване IV (Грозном) в 1547 году.

С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые также внесли немалые изменения в облик герба России.

В 1650 году в лапах орла появляются скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы. Над головами орла сначала появляется одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посередине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии святую Троицу.

В 1722 году Петр I создаёт Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов, а вместе с тем вносит изменения в цвет орла. В 1726 году он становится не золотым, а чёрным, а поле щита окрашивается в жёлтый цвет. На самом орле появилась цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.

В XIX веке при царе Александре I вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы-молнии, факел и лавровый венок.

А в 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещают гербы Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Финляндского царств, входивших в состав России.

Четыре с лишним столетия символом царской власти — гербом Российской империи — был двуглавый орёл.

♦ Учитель (по возможности) показывает иллюстрации российских гербов различных времён.

Учитель: Но 7 ноября 1917 года было создано государство, которое назвали РСФСР или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Ей потребовался новый герб взамен старого, царского. Герб Республики был утверждён 10 июля 1918 года и представлял собой изображение золотых серпа и молота на красном фоне в лучах солнца, окружённого венцом из колосьев. На гербе было две надписи: «Российская Социалистическая Федеративная Республика» и «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».

Учитель: А немного позднее, в 1922 году, наше государство стало называться Союзом Советских Социалистических Республик. И появился новый герб. Вот как он описан в статье 169 Конституции 1922 года:

«Государственный герб СССР представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», на верху герба имеется пятиконечная звезда».

Но так как СССР состоял из 15 республик, то Конституцией полагалось каждой республике иметь свой Государственный герб. Главные символы — серп, молот и пятиконечная звезда присутствовали в каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что- то своё.

♦ Рассматриваются изображения гербов союзных республик.

Учитель: И Государственный герб СССР, и гербы союзных республик просуществовали почти до конца столетия. В 1991 году образовались новые независимые государства, вместе с ними появились и новые символы. Наша страна вернула своё старое название — Россия, а вместе с названием вновь появился на гербе двуглавый орёл.

Надеюсь, что вы не запутались в лабиринтах. Что изображено на современном Государственном гербе Российской Федерации?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Молодцы! Всё правильно запомнили. А наше путешествие по стране геральдики подошло к концу.

Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Непростая и интересная судьба у российского герба. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.

Автор: Е.В. Бондаренко, г. Пенза

Похожие статьи:

Классный час во 2 классе. Как развивать память

Классный час «Конституция - основной закон государства», 3 класс

Классный час. Школьный дневник 2 класс

Классный час во 2 классе на тему: Взаимоотношения в коллективе

Психологический классный час, 2-3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!