Классный час «Конфликты и пути их решения», 4 класс
Разработка классного час о разрешении конфликтов для младших школьников
Цели и задачи:
• воспитание чувства уважения друг к другу;
• улучшение взаимоотношений в классе;
• формирование умения разрешать конфликтные ситуации.
Оборудование:
• мультфильм Г. Бардина «Адажио»;
• плакаты «Как я разрешаю конфликты» (один плакат на 5 учащихся).
Ход классного часа
Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть необычный мультипликационный фильм Гарри Бардина «Адажио». Смотрите его внимательно, не отвлекаясь.
♦ Показ мультипликационного фильма.
Учитель: О чём этот мультфильм?
Какие чувства у вас возникли после просмотра?
Что сделали с белым лебедем?
Почему с ним так поступили?
Как к лебедю стали относиться после его гибели?
Стали серые лебеди толерантны по отношению к другим, не похожим на них?
Как вы думаете, что может заставить их измениться?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Мы продолжаем говорить о конфликтах. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликтные ситуации. Как вы думаете, из-за чего возникает агрессивное поведение?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Как вы справедливо заметили, часто возникновением агрессивного поведения становится несоответствие интересов двух сторон, то есть конфликт.
Для дальнейшей работы вам необходимо объединиться в группы по пять человек.
Каждая группа получает плакат «Как я разрешаю конфликты с...». На плакате представлены различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Давайте рассмотрим и разберём все предложенные варианты.
1. Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнёра. Человек отстаивает свои интересы до конца, иногда в ущерб другому. Однако даже после полученного результата чувство вины или сожаления может оставаться долгое время. Эта стратегия может сделать вас непопулярными.
2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнёра. Выбирая стратегию избегания, вы откладываете разрешение назревающего конфликта, выигрываете время, рассчитывая на то, что ситуация разрешится сама собой. Однако проблема может так и остаться нерешенной.
3. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Вы идёте на взаимные уступки, когда другие стратегии неэффективны, и получаете только половину того, на что рассчитывали.
4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной стороной.
5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон, найти взаимоприемлемый вариант. Эта стратегия требует много времени и сил, однако успех не гарантируется.
Учитель: Как вы думаете, какой из пяти способов чаще всего используется в реальной жизни? Почему?
Придумайте и разыграйте выход из конфликтной ситуации, которая могла бы сложиться с друзьями, одноклассниками, учителем, родителями, компанией незнакомых подростков на улице и т.п.
Выберите стратегию и докажите, почему вы считаете её наиболее подходящей для разрешения конфликта.
♦ Каждая группа придумывает какую-либо конфликтную ситуацию, предлагает стратегию выхода из неё, объясняет свой выбор.
Учитель: А теперь подведём итоги.
Что такое конфликт?
Какие возможные пути решения конфликтов существуют?
Какие конфликты происходили на этой неделе в классе? Можно ли их было избежать? Каким способом?
♦ Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Попробуйте научиться предотвращать возможные конфликтные ситуации. К этой теме мы вернёмся на следующем классном часе.
Автор: О. В. Мурашева, г. Москва
Похожие статьи:
Классный час «О жадности и жадных», 4 класс
Классный час «Что такое тактичность?», 4 класс
Классный час «Дружба начинается с улыбки», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!