Классный час – игра в 7 классе
Конспект классного часа для 7 класса на тему «Гордо реет Андреевский флаг»
Классный час, посвященный истории парусного военно-морского флота России, авторы предлагают провести в форме игры «Морские учения».
Сценарий содержит весь материал, необходимый для подготовительной работы с детьми. Но дети могут провести самостоятельный поиск, взяв за образец сценарные материалы.
Цели: расширять представления детей о российской военной истории, об истории военно-морского флота России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как верность присяге, доблесть, самоотверженность, патриотизм; воспитывать уважение к истории своей страны; помогать детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.
Подготовительная работа:
1. За неделю до классного часа объявить детям о проведении игры «Морские учения», разделить класс на две команды, выбрать капитанов.
2. Познакомить учащихся с содержанием «Морских учений»:
а) каждая команда выбирает себе какой-либо корабль петровского флота (можно выбрать корабли, предложенные в сценарии, - фрегат «Штандарт» и галеру «Двина»), знакомится с его характеристиками;
б) первый этап учений - нужно нарисовать свой корабль на доске и рассказать о нем (образцы в сценарии);
в) второй этап учений - нужно рассказать о подвиге какого-нибудь парусного корабля (образцы в сценарии);
г) третий этап - «Морской бой» - нужно ответить на 24 вопроса. Чтобы облегчить детям задачу, можно дать им заранее список ключевых слов-ответов, объяснив, что с этими словами нужно поработать в энциклопедиях и словарях. Список ключевых слов дети могут переписать прямо с этой страницы. Капитаны должны распределить слова среди членов команды.
1. Ботик Петра.
2. «Орел».
3. Потешный флот.
4. Петр Михайлов.
5. Гардемарин.
6. Крепость Орешек.
7. Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал.
8. Лейтенант, мичман, гардемарин.
9. Бриг, фрегат, линейный корабль.
10. Бот, скампавея, галера.
11. Шлиссельбург.
12. Лазарев, Нахимов, Истомин, Корнилов.
13. Аврал.
14. Боцман.
15. Камбуз.
16. Каюта.
17. Кильватер.
18. Кок.
19. Лоцман.
20. Полундра.
21. Рында.
22. Склянки.
23. Трап.
24. Штурвал.
Оборудование: Андреевский флаг (можно поручить кому-то из детей нарисовать флаг на листе ватмана).
Оформление:
• на доске или на листах ватмана каждая команда рисует свой корабль;
• на доске мелом написать:
узел = 7 морская миля в час. Морская миля = 1852 м.
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Игра «Морские учения».
1. Представление кораблей.
2. Подвиг русских моряков.
3. Морской бой.
III. Заключительное слово.
IV. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Ребята, сегодня мы вывесили в нашем классе флаг. Кто может сказать, что это за флаг? (Ответы детей.)
Действительно, это Андреевский флаг, флаг русского флота. Этот флаг был учрежден Петром I. Белое полотнище с голубым диагональным крестом - на таком кресте, по преданию, был распят святой апостол Андрей. (Показывает изображение.) Под этим флагом в течение 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины. И сейчас этот флаг поднят на всех кораблях Военно-морского флота России.
II. Игра «Морские учения»
Классный руководитель. Наша игра называется «Морские учения». В ходе этой игры вы покажете знание русского флота, его истории и традиций.
В морских учениях принимают участие два петровских корабля - фрегат «Штандарт», на капитанском мостике {имя, фамилия), и галера «Двина» - капитан (имя, фамилия).
1 . Представление кораблей
Классный руководитель. Первый этап учений - представление своего корабля. И первым выходит на рейд фрегат «Штандарт».
Капитан фрегата. Для боев в открытом море Петр I строил парусные корабли. Фрегат «Штандарт» - это первый военный корабль Балтийского флота. Фрегат спущен на воду в 1703 г. Его длина 27,5 м, ширина 7,3 м, на вооружении 28 пушек, экипаж 120 человек.
Во время закладки корабля Петр I учредил новый флаг - царский штандарт: на желтом фоне двуглавый орел, который держит в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. Это означало, что Россия отныне уже не сухопутная держава: она получила выход сразу к четырем морям. По имени царского штандарта и получил название этот фрегат. На нем был впервые поднят новый штандарт, и сам Петр I вывел этот фрегат в море.
Классный руководитель. А теперь представляет свое судно капитан галеры «Двина».
Капитан галеры. Галера - это парусно-гребное судно. Оно было известно еще с античных времен. Петр I строил галеры для того, чтобы вести сражения в прибрежных водах, в устьях рек. «Двина» - это трехмачтовая 25-баночная галера (банками на галере называли скамейки для гребцов). Она была построена в Петербурге в 1721 г. Ее длина достигала 48,5 м, ширина 9,6 м. «Двина» имела на вооружении 15 пушек. На каждое ее весло приходилось по 6 гребцов.
Скорость судов такого типа обычно составляла 5-6 узлов, при частичной замене гребцов они проходили за день до 40 миль.
Классный руководитель. А если это перевести на сухопутный язык?
(На доске записаны справочные данные.)
Капитан галеры (записывает на доске). Скорость 6 х 1852 м = = 11 км/ч). За день проходит: 40 х 1852 = 74 км.
2. Подвиг русских моряков
Классный руководитель. А теперь второй этап учений. Нужно рассказать о подвиге русских моряков. Начинает, как всегда, фрегат «Штандарт».
Моряк 1. Мы хотим рассказать о подвиге парусного корабля «Азов», которым командовал прославленный мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. Это случилось в 1827 г.
В Греции началось восстание против турецкого владычества. Турки жестоко подавили это восстание. Чтобы помочь Греции, Россия, Англия и Франция послали свои корабли к ее берегам. Союзные корабли подошли к греческому городу Наварину, где была база турецкого флота. Союзники хотели, чтобы турки установили с греками перемирие, но договориться с турками не удалось - английский парламентер был убит.
Моряк 2. И тогда начался Наваринский бой. В этом бою туркам было нанесено сокрушительное поражение. При этом особенно отличился экипаж корабля «Азов». «Азов» получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который достиг берега и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля «Азов» первым удостоился Георгиевского флага. Надо подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие адмиралами и героями русского флота.
Классный руководитель. Теперь в учения вступает галера «Двина».
Моряк 1. Мы расскажем о подвиге брига «Меркурий». Во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. один этот корабль вступил в неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями. Перед боем командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. На военном совете было решено бороться до конца, а в случае угрозы захвата взорвать бриг, но не сдавать врагу. Это решение, поддержанное всеми офицерами, было объявлено экипажу, который встретил его возгласом «ура!». Корабль был приготовлен к бою. У входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический момент последний из оставшихся в живых офицеров корабля смог выстрелом взорвать боеприпасы.
Моряк 2. Турецкие корабли подошли к «Меркурию» на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь. На «Меркурии» было только 18 пушек, а на двух турецких кораблях вместе 184. Имея десятикратное превосходство в артиллерии, турки были уверены в легкой победе. Но русский корабль не сдавался. Русские канониры вели меткий ответный огонь. Им удалось-таки нанести серьезные повреждения вражеским кораблям. Неравный бой длился около 4 часов. «Меркурий» имел более 300 повреждений, но не потерял хода. Четыре человека были убиты, восемь ранены, командир контужен. Так маленький бриг вывел из строя два больших корабля. Это был позор для турецкого флота. За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. С тех пор по приказу царя в составе российского флота всегда должен быть корабль с именем «Меркурий». А командиру корабля в Севастополе был установлен памятник: «Казарскому. Потомству в пример».
3. Морской бой
Классный руководитель. Теперь наступает самый ответственный этап учений - «Морской бой».
Экипажам кораблей предстоит отбиться от моих вопросов. За каждый правильный ответ корабль получает флажок. Не можете ответить - ваш корабль получает пробоину. Чтобы заделать ее, нужно получить два флажка. Считать флажки и пробоины на своих кораблях будут капитаны. Прошу подняться на капитанский мостик- выйти к доске.
(Капитаны подходят к доске и становятся возле изображений своих парусников.)
Внимание, бой!
1. Первый русский военный корабль, названный в честь русского герба. («Орел».)
2. Его называют «дедушкой русского флота». Что это? (Ботик Петра.)
3. Как назывался самый первый флот Петра I? (Потешный флот.)
4. Под каким именем Петр I поехал в Голландию для изучения кораблестроения и морского дела? (Петр Михайлов.)
5. Какое звание присваивалось выпускникам Академии морской гвардии? (Гардемарин.)
6. О чем Петр I сказал: «Зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен»? (О крепости Орешек.)
7. Расположите от младшего к старшему: вице-адмирал, адмирал, контр-адмирал. (Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал.)
8. Расположите от младшего к старшему: мичман, лейтенант, гардемарин. (Гардемарин, мичман, лейтенант.)
9. Расположите от меньшего к большему: фрегат, бриг, линейный корабль. (Бриг, фрегат, линейный корабль.)
10. Расположите от меньшего к большему: галера, бот, скампавея. (Бот, скампавея, галера.)
11. Какая крепость, по словам Петра I, была «ключом к морю»? (Шлиссельбург.)
12. Лейтенант, мичман, гардемарин, капитан служили в молодости на одном парусном корабле, и все стали адмиралами. Назовите их фамилии. (Лазарев, Нахимов, Истомин, Корнилов.)
- Назовите одним словом:
13. Рулевое колесо на корабле. (Штурвал.)
14. Лестница на корабле. (Трап.)
15. Корабельная кухня. (Камбуз.)
16. Кто следит за чистотой и порядком на корабле? (Боцман.)
17. Жилое помещение матроса. (Каюта.)
18. Повар на корабле. (Кок.)
19. Спешная работа, в которой участвует вся команда. {Аврал.)
20. Строй судов, идущих в одной линии друг за другом. (Кильватер.)
21. Специалист по проводке судов в определенном районе. (Лоцман.)
22. Возглас, означающий «берегись!». («Полундра!»)
23. Особый бой в корабельный колокол, обозначающий полдень.
(Рында.)
24. Песочные часы. Когда их «бьют», то можно узнать время.
(Склянки.)
Морской бой закончен. Подведем итоги. Подсчитаем, сколько флажков набрал фрегат «Штандарт». Затем подсчитаем количество пробоин.
(Все считают.)
Пробоины нужно отремонтировать. На одну пробоину уходят два флажка. Зачеркиваем их и замазываем пробоину. Продолжаем ремонт, пока остаются флажки и пробоины.
(Капитан на доске вычеркивает два флажка, замазывает пробоину, продолжает «ремонт», пока есть флажки и пробоины, например: 8 флажков, 4 пробоины, должно остаться 0 флажков, 0 пробоин.)
С каким результатом вышел из боя фрегат «Штандарт»?
(Капитан объявляет результат.)
Теперь проверяем результат галеры «Двина».
(Капитан на доске вычеркивает два флажка, замазывает пробоину, продолжает «ремонт», пока есть флажки и пробоины.)
Итак, как закончился бой для галеры «Двина»?
(Капитан объявляет результат.)
Классный руководитель (подводит итог).
Вариант 1. Из боя оба корабля вышли без потерь и с равными результатами - ничья.
Вариант 2. К сожалению, (название корабля) понес большие потери и проиграл бой. Победил (название). Победителю - залп аплодисментов!
(Все аплодируют.)
III. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня, ребята, вы окунулись в мир морской стихии, почувствовали романтику военных приключений. Но, создавая парусный флот, Петр I думал не о романтике. Он думал о славе, о величии и мощи России. Эта высокая идея зажигала сердца миллионов людей, которые связали свою жизнь с флотом. Эта идея давала силы для подвигов во имя Отечества. «Потомству в пример» - такие слова были написаны на памятнике герою «Меркурия» Казарскому. Таких героев у России много. Их нужно знать, ими нужно гордиться. И никогда не забывать завета, который дал
император Александр II! своему сыну: «У России есть только два союзника - Армия и Флот».
IV. Подведение итогов
Классный руководитель. Нужно ли нам в XXI в. узнавать историю российского парусного флота? Нужно ли вспоминать о далеких сражениях? Нужно вспоминать имена героев?
Примерные ответы детей:
- Обязательно нужно. Это наш долг - хранить благодарную память.
- Нужно, ведь именно благодаря флоту, его героям мы получили такую прекрасную страну.
- Нужно знать своих героев, не преклоняться перед всем иностранным.
- Знания об истории сражений, о подвигах героев помогут ребятам в армейской службе.
- Мы узнаем, что в истории России были очень тяжелые времена, а люди выполняли свой долг, несли службу, если нужно, совершали подвиги.
- Они совершали подвиги не ради подвигов, а просто выполняли свой долг. С этих героев нужно брать пример.
Похожие статьи:
Классный час для 6-7 класса на тему: Битва под Сталинградом
Классный час ко Дню здоровья, 5-7 класс
Беседа для учащихся 5-7 классов на тему: Опасный огонь
Нет комментариев. Ваш будет первым!