Классный час, 6-7 класс. Песня – душа народа
Устный журнал для школьников 6-7 класса
Тема: Песня - душа народа (устный журнал)
Цели:
- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;
- способствовать развитию навыков анализа текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского народа: чувство Родины, широту народной души, великодушие;
- способствовать пробуждению национального чувства через песню, воспевающую добро, любовь, щедрость и красоту русской души.
Наглядность и ТСО:
1) оформление доски: тема, эпиграфы урока;
2) плакаты к каждой странице журнала;
3) аудиозаписи.
Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек.
Н. В. Гоголь
У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль.
Н. А. Добролюбов
Ход классного часа
I. Поэтическое слово.
Ученики читают стихотворение.
От полей, от березок, цветов
Взял начало русский талант.
Создавать чудеса готов
И бесценный хранит свой клад.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят...
В светлой музыке русских узоров
Расцветает русский талант!
Он рассыпан на вышивке пёстрой,
На российских просторах холста.
У большого таланта есть сестры:
Красота, простота, доброта.
II. Вступительное слово учителя.
- Талант, простота, красота, доброта... и Русь, Россия. Как тесно связаны эти понятия, как близки они, можно сказать, неразделимы. Все они являются составными души русского человека. В этом году мы знакомимся с замечательным понятием, которое так и называется «русская душа». Чем оно нас привлекает?
Ученики отвечают на заданный вопрос.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с тайнами русской души, откроем её новые качества. Мы будем говорить о «Песне - душе народа».
Почему мы так говорим, какова роль песни в жизни русского человека, в его нравственном развитии, какие душевные качества способна всколыхнуть песня - на эти вопросы поможет ответить сегодняшний устный журнал.
III. Основная часть классного часа.
Страница первая - «Песня русская - дивное диво!»
Ученик.
Песня русская - дивное диво!
Как заволжская степь, широка.
Доле горькой и доле счастливой
Верной спутницей служишь века!
Беседа с учащимися.
- Что такое песня? (Песня - стихотворное произведение для пения.)
- Какие бывают песни? (Исторические, бытовые, лирические, колыбельные, хоровые, солдатские, плясовые, шуточные.)
- Каково предназначение песни? (Под песни строят избы, работают, отмечают традиционные и православные праздники; любая песня служит для того, чтобы раскрыть душу человека, вызвать чувство радости или успокоения, призывает к милосердию или учит любить. Песня никого не оставляет без внимания.)
Обращение к эпиграфу.
Учитель. Да, песня сопровождает нас всю жизнь, от первых минут до последних. Родился человек - и сразу слышит песню, которую исполняет ему мама. Что же это за песня? (Колыбельная.)
Засыпает дитя под «байканье» про кота, про гулек, про серого волка, который «ухватит за бочок».
Ученица исполняет колыбельную.
Баюшки-баю, прибаюкиваю...
Качь, качь, привезёт отец калач,
Матери сайку, сыну балалайку,
А баю, баю, прибаюкиваю...
Стану я качати,
В балалаечку играти,
А баю-баю, прибаюкиваю.
Ученик. Ребенок становился больше - его забавляли песнями о сороке-белобоке, петушке, кошкином доме.
Эти веселые песенки-стишки не только забавляли - они по- своему учили, даже внушали правила поведения.
Вопрос классу. Вспомните детские песенки, которые исполняли вам мамы и бабушки, а, может быть, вы пели их своим младшим сестрёнкам и братишкам.
Учащиеся называют, исполняют песенки-потешки.
Учитель. Человек вырастал, и песня следовала за ним. Он влюблялся - песня рассказывала о его чувствах; выполнял ка- кую-либо работу - опять же песня ему помогала, дело спорилось; и уж никакой праздник не обходился без весёлой или протяжной лирической песни.
Вопрос классу.О чем же рассказывала русская песня?
Страница вторая - «В песне есть все лучшее»
Широко льётся русская песня над просторами нашей необъятной Родины.
И. Никитин
Ученик.
В песне есть притягательность, свежесть,
И зеркальных озер чистота,
Сердца русского щедрость и нежность,
И чарующая простота.
Учитель. Прослушаем песню Л. Афанасьева на стихи И. Шаферана «Гляжу в озера синие» в исполнении О. Воронец.
Аудиозапись песни.
Беседа с учениками.
- О чем эта песня? Какова её тема?
- С помощью небольших цитат из песни нарисуйте образ Родины.
- Какие чувства вызывает песня?
- О каких качествах русской души вспомнили вы, слушая песню?
Страница третья - «С песней в бой»
Когда поют солдаты, спокойно дети спят.
Ученик.
Песня русская, ты - словно птица!
Подставляя тугие крыла,
Не давала в печали сломиться
И в землянке тепло берегла.
Учитель. 1941-1945 годы. Это было время страшных, тяжелых испытаний для нашего народа. Четыре года с оружием в руках защищали русские солдаты свою родину: шли в атаку, лежали в окопах и в стужу, и в зной, ходили в разведки. И опять рядом была песня - о доме, где осталась семья и где ждут, о погибшем товарище, о Родине.
Ученица. По зову сердца, по велению Родины российский народ с честью пронес эстафету боевой славы в суровые годы войны. С тех пор прошло более 50 лет мирной жизни в нашей стране. Но народ долго будет хранить в сердцах память о тех, кто не вернулся из боя. Мы низко кланяемся седым ветеранам, кто рядом с нами, кто непоколебимо верит в великое будущее нашей России.
Аудиозапись. Песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении И. Кобзона.
Беседа с учащимися.
- Какие чувства вызвала у вас эта песня?
- Кому призывают поклониться авторы и исполнитель песни?
- Кому бы вы хотели низко поклониться? Есть ли рядом с вами такие люди? (Учащиеся выступают с подготовленными рассказами.)
- Какие качества души русского человека раскрыла вам эта страница журнала?
Страница четвертая - «В песнях восславим мы мать»
Люди! Братья мои!
Берегите своих матерей:
Настоящая мать
Человеку даётся однажды!
С. Островой
Учитель. Кому адресованы эти слова?
Ученик. Вы - источники сердечной теплоты и ласки, великодушия и доброты, трудолюбия и уверенности в себе. Вы - наши музы, вдохновительницы и богини. Мы готовы к вашим ногам сложить все цветы мира.
Учитель. От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле. Благодаря этой любви мы живем - учимся и работаем, мечтаем и верим в завтрашний день. Женщине по своей природе свойственно более точно передать красивые чувства, глубину души, вдохновить уставших, придать силы. Женщины несут в жизнь теплоту своих сердец, делая жизнь светлее и ярче.
Сегодня наш разговор о самой главной женщине на земле - о матери.
Ученик. Поэт Сергей Островой писал о матери так... (Обращение к эпиграфу.)
А сейчас прозвучит песня в исполнении девочек нашего класса «Милая моя мама» на музыку В. Гаврилина, слова А. Шульгиной. (Ученицы исполняют песню.)
Беседа с классом.
- Понравилась ли вам песня? Почему?
- Какой вы увидели маму в этой песне? Как говорит о ней автор?
Учитель. Какие прекрасные слова нашла поэтесса для признания в любви своей маме! И композитору удалось написать не менее нежную музыку. А что вы можете подарить своей маме, чем порадовать её? Завтра праздник, день Матери. В этот день принято говорить мамам слова благодарности, признаваться в любви. (Учащиеся зачитывают свои стихи, сочинения о мамах.)
Учитель. Ребята, передайте мамам мои сердечные поздравления и пожелания здоровья, счастья, любви.
IV. Заключительный этап классного часа.
Вывод. Слово учителя.
- Вот и перелистнули мы последнюю страницу журнала. Конечно, выбор тем песен более широк. Но сегодня на уроке мы говорили о том, что имеет главное значение для каждого человека, без чего человек не может жить: о Родине, о мире, о маме.
Вопросы классу.
- «Песня - душа народа». Как вы понимаете эти слова?
- О каких составных богатства русской души мы говорили на уроке?
- Какие песни остаются в памяти народной?
(Объяснение домашнего задания. Объявление оценок.)
Учитель. Закончить нашу встречу мне хотелось бы стихами местной поэтессы А. Тарасовой:
Ты волшебница, русская песня!
Оставайся такою навек!
В плен тебе попадёт - и воскреснет
Самый хмурый и злой человек.
С песней мир и светлей, и богаче!
Покоряя людские сердца,
Рубежи одолела - и значит,
Нет у песни, не будет конца!
Задание для тех, кому интересно: собрать материал и подготовить творческую работу на темы: «Любимая песня моей мамы (бабушки, моего папы и т. д.)», «Песни, которые были рядом».
Похожие статьи:
Классный час ко Дню здоровья, 5-7 класс
Беседа для учащихся 5-7 классов на тему: Опасный огонь
Классный час на тему Музыка в 6, 7 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!