Задания на проверку готовности к 1 классу в школе
Задания на проверку готовности ребенка к обучению в школе
Способов определения готовности ребенка к школе множество, соответственно, существует и огромное число заданий, которые взрослые могут предложить детям в качестве проверочных.
Так, Р. В. Овчарова считает, что ребенок к школе готов, если он «умеет планировать и контролировать свои действия, ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме словесных понятий». И, напротив, дошкольник не готов к систематическому обучению в школе, если он «не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая, не умеет слушать другого и выполнять логические операции в форме понятий»1.
Помимо этого, сами родители, опекуны могут оценить уровень развития значимых для учебной деятельности психофизических функций, таких, как:
✏ фонематический слух и артикуляция;
✏ мелкая моторика руки;
✏ пространственная ориентация, ловкость, скоординированность движений;
✏ умение на основе зрительного образа координировать движения руки;
✏ объем внимания и объем восприятия.
Задание 1. Для проверки фонематического слуха ребенку можно предложить прослушать различные слова, похожие по звучанию, и попросить его дать сигнал, как только будет замечено различие. Например:
• сон, сон, сон, сон, сок, сон...
• трава, трава, дрова, трава, трава, трава...
• чёлка, чёлка, чёлка, чёлка, чёлка, щёлка.
Задание 2. Для оценки артикуляции детям предлагают произнести отдельные слова, трудные для произношения (артиллерия, солнцеворот, шуршать и т. п.) или скороговорки и чистоговорки. Задания подобного типа дошкольники воспринимают как игру, и можно даже устроить соревнование между ними. Начинать лучше с простых:
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
На дворе трава, на траве дрова.
Заканчивать более сложными:
Шёл Саша по шоссе и сосал сушку.
Сшит колпак не по-колпаковски,
Надо его переколпаковать и выколпаковать.
Если у ребенка есть проблемы со звуковосприятием и звукопроизношением, то следует обратиться за помощью к логопеду.
Задание 3. Оценить степень развития мелкой моторики руки можно, предложив ребенку заштриховать предметы с четко обозначенным контуром (крут, квадрат, треугольник, цветок и т. п.) или поиграв с ним в игру «Автогонки».
Изобразите на листе бумаги несколько извилистых трасс и предложите пройти их, не врезавшись в «барьер».
Хорошим тестом может служить и задание на выстукивание двумя, тремя, пятью пальчиками ритмического узора(мелодии).
Задание 4. Во время утренней зарядки вы вполне можете оценить ловкость своего малыша — достаточно предложить ему упражнение на внимание или игровую эстафету с препятствиями.
Детям очень полезно обводить сложные геометрические узоры, перерисовывать (копировать) картинки, делать на бумаге в клеточку графические диктанты. Например: клеточка вправо, 2 клеточки вверх, клеточка влево, 2 клеточки вниз, 3 клеточки вправо, клеточка вниз, клеточка вправо, клеточка вверх, 3 клеточки вправо и т. п. Ребенок должен безошибочно выполнять команды «вверх — вниз», «вправо — влево».
Задание 5. В детских журналах часто приводятся задания на нахождение отличий (5 или 10) между двумя картинками. Подобные упражнения позволяют не только оценить (по времени выполнения задания и его точности) объем внимания и восприятия малыша, но и потренировать эти качества.
Очень часто оценка готовности детей к школе осуществляется с помощью специальных тестовых заданий. Работают с ними, как правило, специалисты, а в домашних условиях лучше заняться тренировочными упражнениями, которые одновременно позволят взрослым составить достаточно четкое представление о степени интеллектуальной готовности детей.
Далее приведены некоторые из таких заданий, позаимствованные из работ Н. В. Нечаевой, Т. М. Андрианова, А. В. Остроумова.
Задание 1. Подходят ли к нарисованным предметам оба названия?
Задание 2. Догадайтесь и объясните, почему так говорят.
А
Проще пареной репы.
Хуже горькой редьки.
Б
Мать-и-мачеха Подснежник
Незабудка Подорожник
В
Поспешишь — людей насмешишь.
Труд кормит, а лень — портит.
Задание 3. Найдите правильный ответ, объясните его.
Кто заливисто поет, утром спать не дает?
Задание 4. Про кого так говорят?
Благородный Добрый Трусливый
Озорной Мудрый Заботливый
Быстрый Дорогой Спокойный
Задание 5. Узнайте, как зовут девочек.
Нас зовут Поля, Даша и Наташа. У Даши и Наташи нет куклы. У Наташи и Поли нет шарика.
Задание 6. Что здесь не так?
Сидел журавлик на суку
И вдруг вскричал: «Ку-ка-ре-ку!»
К нему подкралася лиса
И улетела в небеса.
Задание 7. Решите шараду.
С «Ы» мы мчим вас, что есть мочи.
С «У» мы ноги вам промочим.
В качестве заданий могут выступать загадки, ребусы, головоломки, игры со спичками и т. п. Подобные занятия приносят детям не только много удовольствия, но и немалую пользу, а взрослые смогут оценить сообразительность, гибкость ума своих детей, их логические способности и словарный запас.
Похожие статьи:
Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет
Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду
Игры на развитие коммуникативных навыков в подготовительной группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!