Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Домашние животные
Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Школа России».
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со сказкой «Как собака друга искала»; развивать воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.
Оборудование: изображения домашних животных, выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания, сказка, загадки).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Собаке отдавил сегодня лапу,
В глазах ее я с ужасом прочел:
«Как жаль, что без хвоста ты, не лохматый,
А то я показала б — что почем!»
И я, немым укором обезволен,
И из меня теперь веревки можно вить, —
Отдам свою обеденную долю,
Чтобы вину свою хоть как-то искупить...
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Какую историю поведал нам автор стихотворения?
— Как он решил искупить свою вину перед собакой? (Высказывания детей.)
— Прочитайте медленно «жужжащим» способом. (Дети читают. Затем — чтение с разной интонацией.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Какой раздел мы изучаем?
— Мы читали стихи о кошках и собаках. И сегодня продолжим говорить о них. Как называют животных, которые живут с людьми? (Домашние животные.)
— Это и есть тема сегодняшнего урока.
IV. Проверка домашнего задания
Истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей.
V. Работа по теме урока
Беседа о домашних животных
— На наших уроках литературного чтения вы рассказывали о том, кто из животных живет у вас дома, как вы за ними ухаживаете. Подумайте и скажите, а для чего человек заводит у себя в квартире или в доме животных? Ведь надо их кормить, ухаживать за ними (мыть, расчесывать), лечить. Что же человек получает взамен? (Ответы детей.)
— Прочитайте стихотворение. Скажите, что человек получает от своего любимца.
Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил.
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня...
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!
VI. Физкультминутка
Жук
На лужайке по ромашке
Ползал жук в цветной рубашке.
— Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я найду себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук.
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук —
Замелькали крылья.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение и обсуждение сказки
— Как у человека появились домашние животные? (Дети делятся своими знаниями.)
Сегодня мы познакомимся со сказкой «Как собака друга искала». У вас на столах есть карточки с текстом этой сказки. Как собака друга искала Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит он собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала. Собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах, ты! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас. «И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
— А теперь — выборочное чтение. Ответы на вопросы найдите в тексте. Прочитайте эти строки.
• Какого друга хотела найти себе собака?
• С кем она пробовала дружить? Почему дружба распадалась? (Всегда находился кто-нибудь сильнее.)
• Кто же оказался самым смелым? (Самым смелым оказался человек.)
• Понравилось ли собаке жить вместе с человеком? 2. Загадки о домашних животных
— Поработайте парами. Прочитайте загадки Ольги Дружковой, разгадайте их.
— Прочитайте выразительно вслух, назовите отгадку.
1. В тени под деревом лежит,
И двор, и сад наш сторожит.
Не то, что настоящий вор, —
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признает,
Учтиво лапу подает. (Собака.)
2. Кривоногая Марфутка
Не сидит ни минутки,
Неуклюже идет —
Да ловко плывет. (Утка.)
3. Важная птица,
Красная косица —
Не на спине коса лежит,
А с клюва висит. (Индюк.)
4. Каблучками стучит,
И фырчит, и ворчит,
Вся помята и грязна,
Хотя вовсе не бедна,
Ей все беды нипочем —
У нее есть пятачок! (Свинья.)
— Какую из загадок можно отнести к сказке?
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке?
— Чему вы учились?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение любого интересного стихотворения о животных.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей
Физкультминутки для 1-3 класса
Физкультурные паузы для начальных классов
Комплекс физических упражнений для младших школьников
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Нет комментариев. Ваш будет первым!